?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, по рисункам из кодексов Леонардо да Винчи, которые я показала недавно, были созданы экспонаты передвижной выставки "Гений Леонардо да Винчи", точнее её раздела "Сенсационные механические изобретения". Некоторые из них покажу в этом посте. К части моделей можно прикасаться: крутить, вращать и т.п. На других - знак "руками не трогать".

Переносная пианола.
Леонардо создал большое количество набросков различных музыкальных инструментов. Это переносной инструмент -



Футляр для инструмента должен был крепиться к поясу, на пианоле играли двумя руками, как на фортепиано. Внутри инструмента был расположен непрерывно двигающийся смычок из конского волоса, который работал бллагодаря системе блоков и махового колеса по мере передвижения музыканта. Сложная система блоков и рычагов водила струнами по смычку. в результате чего раздавался звук, похожий на звучанеи скрипки.

Осветительный прибор или прожектор. В момент работы над этим рисунком, Леонардо заметил, что инструмент способен отбрасывать "красивый и широкий свет". Прожектор представлял собой обычный ящик, с одной стороны которого располагалась обычная стеклянная линза. Источником света была свеча. Леонардо использовал это изобретение в театральных постановках для проекции увеличенных теней на стене , когда работал в Милане



Часовой механизм. Леонардо был страстно увлечен идеей измерения времени. Изучал знаменитые гиревые часы в аббатстве Киаравелле недалеко от Милана - эти часы не только отсчитывали минуты и часы, но и показывали положение солнца и луны. Эта модель часов по рисунску Леонардо была изготовлена специально для выставки 90-летним плотником из города Винчи, Таскания, родины Леонардо да Винчи



Устройство для поднятия столбов. Леонардо позаимствовал эту идею у итал. инженера Франческо Мартини. Колонна устанавливалась на двухколесной платформе и тянулась вперед при помощи горизонтального или наклонного каната. Горизонтальный канат наматывался через лебедку на рукоятку, что требовало меньшего усилия. При использовании наклонного каната нагрузка значительно увеличивалась, и в конечном итоге весь вес колонны приходился на канат.



Самоходная телега. Рисунок, по которому сделана эта модель, - один из самых известных технических чертежей Леонардо. Этот аппарат считается прототипом автомобиля. Самоходная телега могла ехать по прямой и поворачивать. Она двигалась с помощью арбалетного механизма, который через пружины передавал энергию приводам. соединенным с рулём. Задние колёса имели дифференцированные приводы и могли вращаться независимо друг от друга. Леонардо использовал телегу в театральных постановках



Идеальный город. В 1484 г. старые, узкие и грязные улочки в итальянских городах способствовали распространению чумы. После эпидемии архитекторы задумались над совершенствованием городской среды. Идея Леонардо состояла в создании многоуровнего города, с домами, соединенными улицами, проходящими над водой. 



Устройство для нарезки винтов. Во времена Леонардо на смену деревянным винтам стали приходить металлические. Прут в центре предназначался для изготовления винта. При повороте рукояти двухсторонние винты двигали устрйоство с винторезом, одновременно вращая центральный прут. В нижней части располагались приводы разных размеров, которые могли менять шаг винта.



Велосипед. Находка рисунка велосипеда в рукописях Леонардо вызвала много споров. Некоторые ученые считают, что рисунок сделал ученик Леонардо Салаи. который скопировал идею Леонардо  или его рисунок. Однако последние исследования показали. что рисунок является подделкой. выполненной в 20 веке. Леонардо не изобретал велосипед. На рисунке велосипеда отсутствовали типичные для Леонардо жирные линии, видимые на оборотной стороне листа. Кроме этого, набросок выполнен графитом, который изобретен спустя десятилетия после смерти Л.



Телега с ручным приводом. Рукоять поворачивала зубчатое колесо, которое приводило в движение проекторный механизм, соединенный с осью телеги, которая начинала вращать колёса. Работа дифференциала в конструкции привода современного автомобиля основана на этом же принципе.



Летательный аппарат. Модель выполнена по экспериментальному рисунку Леонардо, с помощью которого он пытался определить  подъемуню силу машущего крыла. Тростниковая констркуцияЮ покрытая бумагой и состоящая из 12-метрового крыла и сетки, должна была крепиться к деревянной балке весом с человека. Если быстро потянуть рычаг вниз, крыло должно было подняться в воздух вместе с балкой. Если бы эта идея сработала, два крыла смогли бы поднять вверх летательный аппарат вместе с летчиком.



Воздушный винт. В средние века дети играли в волчок, лопасти которого вращадись вокруг оси из нити и поднимали волчок вверх. По всей видимости, Леонардо позаимствовал эту идею для совей концепции поднимающегося в воздух винта. 4 человека, стоя на центральной платформе в основании аппарата, должны были двигаться вокргу оси и толкать рычаги. По мере того, как обтянутые льняной тканью винты раскручивались, возникала тяга. позволяющая аппарату подняться в воздух. Скорее всего такой аппарат никогда бы не смог оторваться от земли, тем не менее он может считаться прототипом современного вертолета.



Над потолком - модель летательного аппарата, сделанного по одному из самых известных рисунков Леонардо, посвященных полёту человека. Человек, прикрепленный к конструкции ремнями, должен блы лежать лицом вниз и крутить педали. поднимающие и опускающие крылья при помощи веревок и рычагов. Для изменения направления полёта надо было дёргать рычаги.



Перчатка с перепонками. Л. изобрёл перепончатую перчатку. позволяющую людям оставаться на плаву и заплывать на более дальние расстояния в море. Перчатка надевалась на руку. пять длинных деревянных палок являлись  продолжением пальцев и соединялись между собой перепонками. В основе ласт современного водолаза лежит схожий принцип. Спасательный круг. Весьма узнаваем и похож на современный с.к. Оригинал был выполнен из лёгкой коры дуба, растущего в Средиземноморье повсеместно.



Система для хождения по воде. Леонардо размышлял о том, как помочь солдатам пересекать длинные мелководья. Он предложил использовать наполненную воздухом шкуру (кожаные мешки или винный бурдюк), прикреплённую к ногам солдат. В случае, если мешки большие, они могли бы выдержать человеческий вес. Также можно было использовать плавучие деревянные брусья. Два шеста с наполленными воздухом мешками были предназначены для сохранения равновесия и могли помочь продвигаться по воде. Однако, эту
идею применить на воде было невозможно. Схожий принцип лёг в основу лыж.



Снаряжение для подводного плавания. Предшественники Л. уже разрабатывали устройства. позволяющие человеку дышать под водой. Леонардо усовершенствовал их. Костюм из водонепроницаемой кожи был снабжен усиленной обшивкой, что защищало воздушную подушку от глубоководного давления. Гибкая тростниковая трубка с кожаными соединениями была укреплена металлическими спиралями. Трубка обеспечивала ныряльщика воздухом. Специальные клапаны регулировали забор и выпуск воздуха. Дыхательная трубка была снабжена плавающим на поверхности воды устройством, служившим своего рода буйком.

В 2002 г. водолаз Жак Козенс протестировал водолазный костюм из свиной кожи с бамбуковыми трубками и плавучим буйком,  изготовленными по чертежу да Винчи. Опыт имел лишь частичный успех.



Архимедов винт. Устройство для поднятия воды без применения человеческой силы впервые описано Архимедом. Леонардо разработал несколько усовершенствованных версий устройства. Он изучал соотношение между наклоном оси и необходимым числом спиралей. Благодаря доработкам Л. стало возможным перекачивать большее количество воды с меньшей потерей. Водный винт широко используется для орошения, его принцип лежит в основе работы многих промышленных насосов.



Трёхзарядное скорострельное оружие. Леонардо стремился повысить мощность и скорость огня и спроектировал машину с множеством стволов. Возможно, данное изобретение может считаться прототипом современного пулемета. Орудие мело три стойки с 30 стволами, помещенными на вращающуюся платформу. По мере того как верхний ряд из 10 пушек стрелял, следующая стойка перезаряжалась, а третья в это время остывала.



Подводная лодка. Леонардо рассматривал подводную лодку как корабль для потопления др. кораблей. Модель представляла собой простой корпус с заострённой башней, рубкой и отсеком для одного человека. Предполагалось, что такая лодка смоежт незаметной заплывать в порт с целью потопления вражеских кораблей. Моряк должен был прикрепить к обшивке корабля специальный трос, а другой конец троса с прикреплённым к нему грузом бросит на морское дно. В момент, когда корабль трогался с места, под действием веса дощатая обшивка отрывалась и корабь начинал тонуть.



Автоматический блокирующий механизм. Задвижка на устройстве заживает зубцы колеса, не давая ему вращаться в противоположную сторону, бросив груз. Изначально идея использовалась при зарядке катапульт. Сегодня этот принцип лег в основу храпового механизма.



Спиральный механизм. Этот механиз для передачи вращательных движений встречается в работах Л. довольно часто. Спираль в верхней части устройства контактировала с зубчатым колесом по всей его дуге, а не только отдельной его части. Поскольку спираль захватывала сразу несколько зубцов, сила рспространялась на большую площадь, что сокращало риск повреждения. В это устройстве Л. продолжал развивать принцип Архимедова винта. Механизм обладал мягкой трансмиссией, характерной для современных приборов.



Лестница для штурма. У Леонрадо множество рисунков с изображением лестниц для штурма. Длина таких лестниц, как и угол наклона, могли варьироваться. Механизм в основании лестницы представлял собой зубчатое колесо, приводимое в действие с помощью ходового винта. Рукоять внизу колеса позволяла регулировать длину лестницы. Данная модель штурмовой лестницы очень похожа на современную пожарную лестницу.



Анатомические рисунки. В записных книжках Леонардо множество таких рисунков, демонстрирующих механические принципы, заложенные в основе движения человека. Л. препарировал 30 трупов с тем, чтобы постичь работу мышц и сухожилий. Поскольку вскрытие трупов в те времена запрещено, Леонардо работал в спешке и в условиях секретности. Наряду с сильными молодыми телами Леонардо рисовал морщины и возрастын изменения тела. Он открыл такие заболевания. как атеросклероз и артериосклероз. 





Замечательная выставка, представляю, как бы она понравилась моему сыну! Увлекательно находиться в зеркальной комнате, ребятишки, бывшие на экскурсии, никак не могли оттуда выбраться. И, конечно, очень интересен раздел "Секреты Моны Лизы" - о знаменитой "Джоконде". Но там я не снимала.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
cheschka
23 дек, 2012 16:48 (UTC)
система для хождения по воде - лыжи и есть такая штука у охотников -болотоступы. Тоже очень напоминает:)))

Винт впечатляет!
kraevushka
26 дек, 2012 09:56 (UTC)
Там еще зеркальная комната была, вот где занятно, особенно ребятишкам)
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner