Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1413. Особенности национальных героев

В наше время продвинутые масс медиа очень любят расцвечивать новостные, аналитические и просто потребительские программы и публикации всевозможными рейтингами. Создается впечатление, что все и всё в этом мире живет в постоянной борьбе и виртуальном соревновании (явно не социалистическом) за почетное звание самых-самых. Соревнуются страны и цены; политики, артисты и финансисты; популярные шлягеры и соленые огурцы в банках.

Вот и литературу это новомодное явление не обошло стороной. Сами того не подозревая, отдельные, самые успешные литературные герои разных народов выбились в безусловные лидеры среди своих соплеменников и оказались вдруг символами национальной идентичности, прославляющими родину (каждый – свою и каждый – по-своему). Во всяком случае, так представлено в рейтинге журнала «Огонек» от 25 июня 2012 года: 10 книжных героев, ставших символами.

И кто же они, эти счастливчики?Назовем некоторых. Грецию, конечно же, прославил Одиссей – неутомимый путешественник и бесстрашный авантюрист, которому любое море по колено, а любое чудище – не страшнее назойливой мухи: «Хитрый и ловкий царь Итаки претерпевает 20 лет войны, скитаний и гнева богов, чтобы в конце-концов с комфортом обосноваться в родовом гнезде – таким же молодым, как и прежде». Что ж, грекам 21 века с их экономическими кризисами и баснословными долгами, по крайней мере, есть с кого брать пример.

одиссей

Далекий от европейцев Ближний Восток и мир арабской культуры невозможно себе представить без сборника сказок «Тысяча и одна ночь» и талантливого плута – Али-Бабы. Обманувший 40 разбойников и получивший волею случая богатство хитрый Али-Баба умудряется его сохранить для себя. Это ли не предел мечтаний любого и ныне живущего арабского бедняка?

али-баба

Итальянская литература в качестве главного литературного персонажа тоже предлагает плута – героя комедии Карло Гольдонии Труффальдино. Обладая необыкновенной смекалкой, юмором и неистребимым оптимизмом, слуга двух господ притягивает к себе удачу и всеобщее обожание. Ему удается не только ловко выпутаться из опасных для собственной головы приключений, но и удачно устроить свою личную жизнь.

1331979914_snapshot_00.18

А расчетливость и амбициозность французов во всех мельчайших подробностях (порой очень неприглядных) метко схватил и запечатлел в «Человеческой комедии» гениальный Бальзак. Эжен Растиньяк на пути к карьере, богатству и «покорению Парижа» не слишком заморачивается по поводу каких-либо моральных норм или нежных чувств. Для достижения его целей все средства хороши, как то: обман, предательство, бескорыстная любовь многочисленных женщин: «Имя этого персонажа во Франции давно стало нарицательным, и его удостаивается всякий не в меру оборотистый выскочка».

растиньяк

Германия же ассоциируется в культурном пространстве с персонажем, прямо противоположным Растиньяку – Вертером.

вертер

И вот тут-то я могу, наконец, поспорить и выразить свое удивление и несогласие. В центре романа Гете «Страдания юного Вертера» - чувствительный молодой дворянин, страдающий от неразделенной любви со всеми вытекающими переживаниями, стенаниями и слезами, доводящий себя в конце концов всем вышеперечисленным до самоубийства. Но его скорее можно назвать символом эпохи сентиментализма, которая завершилась в Европе в конце 18 века чередой самоубийств (видимо, в подражание любимому герою), но никак не символом Германии. Немецкий народ с тех пор претерпел столько перемен, прямо скажем – несентиментальных, что уж никак, по моему мнению, не может ассоциироваться с рыдающим в кружевные манжеты влюбленным меланхоликом. Я бы пальму первенства отдала Фаусту – сильному духом и целеустремленному философу-интеллектуалу, чей образ обладает гораздо более мощной энергетикой и интеграцией в мировую культуру. Одна только его сделка с дьяволом в преддверии событий 20 века уже окутана зловещим пророческим смыслом.

Фауст

Российский литературный символ, разумеется, тоже существует – ему и его создателю посвящены в «Огоньке» целых две статьи с подробными объяснениями, литературоведческими выкладками и историческими комментариями.
Но ради сохранения интриги я этого литературного героя называть не буду, а предложу поломать голову вам: кто он – последний герой? Нет, вы, конечно же, можете зайти в Ж.З. и прочесть. Но это еще не факт, что ваше мнение совпадет с мнением авторов статей и отдельных литературоведов, которые вряд ли проводили опросы общественности. Давайте попытаемся вывести общероссийский литературный знаменатель самостоятельно - не суть важно, будет ли это фольклорный, сказочный или реалистический герой. Лишь бы он отражал главные и неистребимые национальные черты - тот «русский дух», который витал в воздухе не только столетия назад, но незримо присутствует и в современной России.

Приглашаю к диалогу.
Ольга Кургина
Tags: литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments