Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1414. Музыкальная культура Красноярска и парадоксы ее развития

Трёхтомник «Музыкальная культура Красноярска», выпущенный Красноярской государственной академией музыки и театра в 2009-2012 гг.  - проект для Красноярского края важный и (пока, к сожалению) беспрецедентный.  Можно, как подчёркивали гости презентации, считать его гордостью Красноярска: серьёзное, многоаспектное, достаточно  фундаментальное  исследование, добротно изданное. Без него теперь не  обойтись любому  исследователю сибирской культуры.

Авторы, которые представляли коллективную монографию на презентации в библиотеке 23 января: Любовь Георгиевна Лаврушева (исследовала историю красноярской оперы); Людмила Владимировна Гаврилова (руководитель проекта, исследователь новейшей истории красноярского музыкального искусства); Елена Викторовна Прыгун (как подчеркивает,  сама из сибирской старообрядческой  семьи,  изучила историю музыкальной культуры города  начиная с 17 века); Наталья Афанасьевна Еловская (написала вместе с Л.Г. Лаврушевой и Э.А. Ванюковой историю красноярского музыкального образования); Владимир Валентинович Пономарев (композитор и музыковед, благодаря ему в монографии представлен пласт духовной и хоровой музыки); пианист Евгений Николаевич Лаук. К сожалению, отсутствовали на презентации  Владимир Александрович Аверин, исследователь народной инструментальной  музыки и Эльвира Анатольевна Ванюкова, проживающая ныне за пределами края.

1 авторы

В основе исследования – архив Константина  Николаевича Сементовского (1887-1966), первого красноярского музыковеда и просветителя. Рукопись его  незавершённой книги «Летопись музыкальной жизни Красноярска» хранится в фондах краеведческого музея.

2 сементовский

Еще один  «первопроходец» темы, названный Л.В. Гавриловой, - Борис Георгиевич Кривошея. Небольшая коллективная монография,  выпущенная под его руководством 1981 году,  была единственной  до настоящего исследования книжкой по этой теме.

3 Кривошея

История Красноярской музыкальной жизни уникальна – утверждают авторы монографии (отсюда, кстати,    непривычная структура проекта: 1 том охватывает 1628 – 1920 годы, 2 том – 1920 – 1978 годы, 3 том – 1978 – 2012 годы).

Во-первых, невероятно стимулировали  местную музыкальную жизнь те, кто в разные времена по разным причинам был вынужден покидать столичные города. Потому и расцвет музыкальной жизни  приходится  на самые неблагоприятные исторические периоды. Особенно это видно по истории двадцатого века. События Первой мировой и последующей гражданской войны. Красноярск того времени -  это город, в котором было множество музыкантов-военнопленных Первой мировой, плюс иностранные легионеры - союзники белогвардейцев, которые  в плен шли со своими музыкальными инструментами. В одной из казарм военного городка была оборудована сцена, весь Красноярск  ходил на концерты Симфонического оркестра военнопленных под управлением венгра Дизидерия Больдиша. Позднее бывшие военнопленные музыканты вошли в составы  оркестров, обучали красноярских музыкальных мастеров… По инициативе Петра Словцова в Красноярске 20-х годов открывается народная консерватория, ставятся оперные спектакли…

Политические репрессии 30-х и 50-х годов: с одной стороны физически  уничтожают музыкантов  (так, в 1938 году были расстреляны все музыканты и дирижёр  оркестра драмтеатра имени Пушкина), И при этом - роскошные гастрольные афиши, музыкальные лектории, самодеятельное творчество, «свежая кровь» ссыльных из центра…Красноярск заполучил, например, грузинского князя Георгия Асатиана – певца, дом которого на Урицкого, 100 стал и репетиционным залом для филармонического лектория и «дворянским гнездом» для творческой интеллигенции,  пианистов Всеволода Топилина, Георгия Полянского. Отечественная война. В Красноярск эвакуируются Днепропетровский и Одесский оперные театры, артисты из других городов, организуется театр музыкальной комедии…

4 публика

Поколениями музыкантов в Красноярске  была создана прочная база, благодаря которой стали возможны события, которые в обратной перспективе кажутся фантастическими, и называются «красноярским феноменом» времен П.С. Федирко. Всего за два года (1978- 79) в Красноярске были открыты Театр оперы и балета, Институт искусств, Хореографическое училище, создан Симфонический оркестр… Еще через несколько лет  - уникальный комплекс концертных залов: Малый, Большой залы, Органный зал… Были приглашены молодые музыканты из Ленинграда, Москвы, Киева, Харькова, Новосибирска, Свердловска.

5 книжки


Каждый том содержит раздел «Персоналии», где собраны  интереснейшие очерки, посвящённые жизни и деятельности выдающихся красноярских музыкантов. Павел Иванов-Радкевич, Владимир Ребиков, Петр Словцов, Екатерина Иофель,  Дмитрий Хворостовский,  Анатолий Бардин…. Для примера – фрагмент очерка Л. В. Гавриловой «Маэстро Иван Шпиллер» из третьего тома монографии, где исследуется современный этап культуры города. Очерк содержит и горькие умозаключения относительно превратностей судьбы главного дирижёра симфонического оркестра, и - неизвестные публике факты, любопытные подробности.  Есть даже юношеское стихотворение маэстро: 

«Облик и манера поведения самого Ивана Шпиллера… сразу выделяли его из обычного круга советских интеллигентов. С юных лет и до старости в нем всегда чувствовалась порода, хотя оставаться самим собой в окружении, где господствовали совсем иные нравы и привычки, ему было совсем нелегко.

До 1944 года семья Шпиллеров жила в болгарском городе Пазарджик, в 1944 году - переехала в Софию.

«Знаешь, Мирра! Мне так хочется переехать в Советский Союз! Я его считаю своим Отечеством, хотя я там не родился! Мне так хочется говорить на своем языке,  быть совсем у себя лома, быть близко около всех - Бабушки, Сестры, Тети, Ляли... около своих настоявших, таких близких, родных!» - писал Иван Шпиллер своей кузине Марии Кнушевицкой в октябре 1948 года.

Благодаря ходатайствам в Москве Патриарха Алексия и сестры Всеволода известной певицы, солистки Большого театра Союза ССР Натальи Дмитриевны Шпиллер, семья возвратилась на родину, в Советский Союз - Иоанну было 15 лет.

«Попал я в Москву очень слабо инструментально подготовленным юнцом. Сравнивать мой уровень с уровнем учащихся в Москве было просто нельзя. Тем не менее, я хотел избрать музыку своей профессией. И мне были представлены условия, чтобы попытаться сделать невозможное. Я глубоко признателен своим родителям, они не пошли наперекор моим стремлениям...»

В небольшом сарайчике во дворе Николо-Кузнецкого храма, где служил настоятелем отец Всеволод, был помешен прекрасный «блютнеровский» рояль: там и проходил свои музыкальные университеты Иоанн, ставший в Москве по паспорту Иваном. В 1955 году И. Шпиллер получает диплом с отличием об окончании музыкального училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского по специальности «теоретик». Вот как представил собственный портрет юный музыкант в шуточном стихотворении:

Румян и бел лицом, как дева,
Почти с евангельских страниц.
Глаза без горечи, без гнева:
Два озера в лесу ресниц.

Рука артиста, убежденья –
A laphilosophe в 20 лет.
Манеры, голос, все движенья
И множество иных примет-
Аристократа. Мой портрет
Почти окончен.
В добавленье –
Букет вольтеровских острот,
И возраст - 23-й год!»


И. Шпиллер

Презентацию трехтомника украсили музыкальные номера:

6 Милиана Плиева и  ансамбль семьи Литвинцевых
Милиана Плиева и  ансамбль семьи Литвинцевых: Илья, Владимир, Пётр.


7 виолончель
Дарья Лазаренко и Ольга Сташинская

Что будет с красноярской культурой дальше? – время покажет. Во всяком случае, прозвучал на презентации один такой оптимистичный факт: ни один медицинский вуз России, кроме Красноярского медуниверситета имени Войно-Ясенецкого не может похвастаться тем, что студентам читается курс истории музыки (не зря, значит, первым завкафедрой иностранных языков здесь когда-то был Константин Сементовский!)

В заключение -  картинка, которая  демонстрирует возрастной диапазон современной художественной культуры нашего города: художник Анатолий Павлович  Левитин и - куда парню деваться? :) - музыкант Пётр Литвинцев.

8 Левитин и Федя


Евгения Андреева
Tags: Красноярск, история, книги, музыка, наша библиотека
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments