?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Об исключительной музыкальности Виктора Астафьева говорится много. «…Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой…» (это из «Далёкой и близкой сказки»).

Одно из лучших свидетельств воплощённой в прозе и жизни Астафьева самозабвенной любви к классической музыке nbsp; - nbsp; выпущенная в 2004 году иркутским издателем Геннадием Сапроновым книга–перекличка дирижёра Евгения Колобова и писателя Виктора Астафьева «Созвучие»: «Он же никогда и нигде этому специально не учился, но ни один профессионал-музыковед так не писал о музыке, как Астафьев. Однажды сказал мне: «Женя, выше Музыки ничего нет». Как?! Казалось бы, писатель должен отстаивать свой профессиональный интерес, а он мне: «Поверь, вначале было не слово – звук. Музыку человек услышал раньше, чем научился говорить. Только переняв у природы шум ветра, плеск волны, пение птиц, шелест травы, человек и сложил из всех этих звуков слово» В Музыке для него заключалась любовь человеческая. И потому он в своей прозе - великий Музыкант». (Е. Колобов). И про то, каким песельником был писатель, как он знал народную песню и русский романс, хорошо известно его почитателям.

Но вряд ли Астафьев предполагал, что сам станет автором романсов. Первый, до сей поры единственный романс, написанный композитором Владимиром Пороцким при жизни Виктора Петровича, почти двадцать лет назад, знаком и любим красноярцами ("Ах, осень, осень!").

Самое удивительное, что в 2012 году появился второй романс – в немалой степени благодаря энтузиазму Валентины Майстренко, председателю клуба почитателей В.П. Астафьева «Затесь». Готовя материалы для альманаха «Затесь», она заодно сподвигла проживающего теперь в Германии композитора на работу с еще одним стихотворным текстом писателя.

Премьера романса состоялась 2 февраля в рамках заседания клуба «Затесь», совместного с творческой гостиной «Благозвучие» Российского клуба православных меценатов (для «Благозвучия» эта встреча стала юбилейной, 150-й).

1 Пороцкий

Сначала, все-таки, о первом романсе:



В. Я. Пороцкий – В. А. Майстренко,
из интернет-письма, сентябрь 2011 г.

«...А история такова: Виктор Петрович продиктовал Марии Семеновне текст, который был напечатан... в единственном экземпляре с оборотной стороной из-за неправильно заложенной копирки. Этот экземпляр он отдал В. Бешевли, который продержал его у себя 1,5 года, так и не написав музыку. Как-то Виктор Петрович, будучи в филармонии, спросил меня – не взялся ли бы я за написание музыки к его стихам, так как ему очень дороги в связи с посвящением другу... но беда в том, что он не может вспомнить всё стихотворение, а второго экземпляра нет!?.. При этом присутствовал Илья Лазаревич, который и взялся отыскать пропавший текст. Он его нашел у Бешевли и принес мне (действительно, листок был с двухсторонней печатью наоборот....). Когда я его получил в руки и прочитал, меня по-настоящему резанула строка: «... и улетают птицы нами недобитые, так пролетают годы нами недожитые...». Пока я ехал в троллейбусе от филармонии до своего дома на улице Матросова, где-то 15 минут, романс полностью сложился в голове, как говорится на одном дыхании, так что мне оставалось лишь только записать его...»

Илья Клеймиц:

«Исполнителя помогла найти жена Пороцкого певица Ольга Синицына, она подсказала, что в музкомедии есть артист хора Борис Ванетик, который очень хорошо сможет исполнить этот романс. И не ошиблась. В театре была тогда хорошая студия звукозаписи, там и записали астафьевский романс «Ах, осень, осень!»  на пленку. И вот, захватив портативный магнитофон, не без волнения поехали мы с Пороцким в больницу к Астафьеву показывать романс. Виктор Петрович лежал, увидев нас, поднялся, сел на кровати –  усталый, в простой рубашке. Мы поставили запись... Он проплакал весь романс. И когда наступила тишина, сказал Пороцкому: «Володя, ты гений!» Я тоже считаю, что это шедевр в жанре современного романса

Приближалось 75-летие Астафьева, понаехали гости со всех сторон, экс-президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв прибыл с супругой, Михалковы прибыли всем семейством,  художественный руководитель московской «Новой оперы» Евгений Колобов вызвался дирижировать нашим Красноярским академическим симфоническим оркестром с программой «Приношение Астафьеву», готовился грандиозный концерт в Большом концертном зале филармонии. А Виктор Петрович был очень дружен с художественным руководителем нашего симфонического оркестра Иваном Всеволодовичем Шпиллером, они с Марией Семёновной ни одной новой программы не пропускали. И немногие знают о том, что за час до того грандиозного концерта в честь 75-летия писателя состоялся другой концерт на сцене Малого концертного зала, где для Виктора Петровича и самых близких ему людей играл наш академический симфонический во главе с маэстро Шпиллером.  Это музыкальное приношение любимому писателю прозвучало первым.

Понятно, что концертные номера на сцене БКЗ теснили в тот день друг друга, кое-что пришлось сокращать, но неизвестный романс  Владимира Пороцкого, который мог вполне быть оттеснён, всё-таки прозвучал. Причем для публики, которая собралась со всего края и со всей России. Это был незабываемый и уникальный дебют поэта Виктора Астафьева.  (Из книги «Затесь на сердце, которую оставил Астафьев». Автор-составитель – В. Майстренко, издательство «Енисейский благовест», 2009 г.)

Романс  «Ах, осень, осень...»

Музыка Владимира Пороцкого

Стихи Виктора Астафьева

Над Енисеем осени круженье,

И листья светло падают в реку.

И острова плывут, как листьев отраженье,

А сердце рвётся вслед прощальному гудку.

Тревоги нет, а лишь тоска. И горе

Листом увядшим над рекой кружит.

И не слезой, а песней о далёком море

В краю полночном память, память прозвучит.

Ах, осень, осень, зачем так рано,

Зачем так скоро прилетела ты?

Зачем ты утренним туманом

Закрыла летние цветы?

И улетают птицы, нами не добитые,

И в небе стон стоит, прощальный стон –

То пролетают годы, нами не дожитые...

Над Енисеем листьев, листьев перезвон...

Ах, осень, осень, зачем так ярко,

В час угасанья ярко светишь ты?

Зачем в груди так холодно, так жарко

От этой неизбывной красоты?


Говорят, кстати, что стихи эти Астафьев посвятил памяти художника Юрия Деева – правда ли это?

История создания второго романса.
В. Майстренко:

«Как известно, стихов Виктор Петрович не писал. Его боль неожиданно обрела рифму, и он даже стеснялся того, что вдруг ударился в «поезию». Так и остался он автором единственного романса «Ах, осень, осень!» То, что может появиться еще один романс на стихи Виктора Астафьева, такого и в голову не могло прийти, это уже нечто из области фантастики.  Но когда я  работала над книгой «Затесь на сердце, которую оставил Астафьев», не без удивления обнаружила в районной газете еще одно астафьевское стихотворение «Эх года – не беда», опубликовала его в книге.

На том и завершилось бы всё.Но вышел альманах «Затесь», который я отправила Владимиру Яковлевичу Пороцкому. Завязалась переписка по Интернету. И когда я узнала, что где-то на антресолях лежит открытка Виктора Петровича, что у композитора есть еще один его стихотворный текст для романса, то... Можете представить мое волнение от предощущения рождения нового романса! И вот приходят из Германии стремительные строки, одна другой отраднее…»

В.П. Астафьев –  В.Я. Пороцкому
Из открытки от 8 марта 1997 г.

«Завершая работу над собранием сочинений, рылся в бумажном старье и наткнулся на два текста – может, они и лягут тебе на душу?»

В.Я. Пороцкий – В.А. Майстренко
Из интернет-письма, 8 марта 2012 г.
«… Мне как-то, после того как появился романс, Виктор Петрович дал (вернее прислал в Москву) еще свои стихи с надеждой, что может быть что-нибудь получится. Те стихи, на мой взгляд, могли бы послужить основой для хорового сочинения. Но тогда это не случилось. Может быть попробовать?!.. А премьеру мог бы сделать хор «Тебе поемъ» Константина Якобсона... Только нужно покопаться в своих архивах и найти, потому что после стольких переездов всё перемешалось... Если Вас заинтересует эта мысль, то можно попробовать. Ольга благодарит Вас за добрые пожелания и правильный взгляд на свою роль в жизни композитора!..»

В.Я. Пороцкий – В.А. Майстренко
Из интернет-письма от 13 марта 2012 г.
«Стихи В.П. Астафьева нашел, перерыв все антресоли. Есть его письмо и открытка, где он упоминает о своей находке в собственном столе (о стихах), а также интересуется подготовкой балета «Царь-рыба», реакцией Владимира Васильева. Как Вы, вероятно, знаете, Виктор Петрович активно подключился к постановке, списался с Большим театром. Меня приглашал к себе Васильев (он тогда был директором Большого), подключил Сережу Боброва и машина закрутилась...

Теперь о новом сочинении на стихи Виктора Петровича. Я поспешил написать о хоре Якобсона. Все-таки это – романс для голоса, а может быть, для дуэта. Уже половину написал. По моему, получается тепло и искренне. Название пока условно, по первой строке – «Эх, года – не беда...» Очень пронзительные стихи. Я хотел бы, чтобы его исполнила Лариса Марзоева в сопровождении Ларисы Маркосьян (фортепиано)».

В.А. Майстренко –  В.Я. Пороцкому
Из интернет-письма от 20 марта 2012 г.
«Дорогой Владимир Яковлевич!
Какою радостью было для меня обнаружить два Ваших письма с бесценными открытками и письмом Виктора Петровича! А уж о романсе я молчу. Я уверена была, что вы его быстро найдете, но что он так быстро напишется и что так скоро я услышу его, даже и не мечтала. Спасибо Вам за Ваше отзывчивое сердце и за ту музыку, что родилась в нем! Спасибо Ольге за первое исполнение. Здесь, как и в первом романсе, тоже грусть, но только иная, я бы сказала, даже более глубокая, грусть поздней осени...»

В.Я. Пороцкий - В.А. Майстренко 
Из интернет - письма от 20 марта 2012г.:
«Очень рад, что Вам понравился новый романс… Ларисе Маркосьян также важно знать, когда необходимо будет исполнять, потому что нужно выучить непростую фортепианную партию. Она уже распечатала ноты и готова к работе. Пока что ноты есть также у  Ларисы Марзоевой, которая с благодарностью согласилась озвучить это сочинение. И еще одно соображение. Этот романс несколько сложнее, чем предыдущий, более академичен и вокальная партия интонационно труднее. Здесь требуется крепкое вокальное мастерство и опыт, поэтому я обратился к Ларисе  Марзоевой…Певцу кроме голоса нужно обладать целым комплексом для выразительной подачи материала. Особенно это важно при премьерном показе, он, как правило, затем становится эталонным. И потом как бы ни исполняли то или иное произведение, в сознании людей всегда есть и остается качественный образец…Так что к первому исполнению чего бы то ни было нужно относиться очень серьезно и ответственно…Спасибо за добрые слова в наш адрес, всегда рады участию в красноярских делах. С уважением Владимир Пороцкий и Ольга Синицына.

Романс «Эх, года, не беда!»


Для голоса и фортепиано

Музыка Владимира Пороцкого

Стихи Виктора Астафьева (обработка текста для романса Владимира Пороцкого)

Эх, года, не беда, голова поседела,

Грусть нахлынет, и память опять заболит.

Но по небу вновь тянут клином птицы на север,

Землю солнышко греет,
  всё вокруг воскресает, теплом веселит.

Эх, года, не беда, сколько бед, сколько горя,

Сколь невзгод пережито и сколько потерь.

Но ты всё ещё рядом, наше прошлое – шире моря...

Наша боль и любовь – глубже, выше неба,
  ... Ты этому верь.

Эх, года не беда, мы пока ещё рядом,

И плечо ко плечу подставляем, коль тяжко нести,

И беду или хворь вместе мы переможем.

Нам года не беда, нам и горе - не горе.
  Нам бы только сейчас вот сей день пережить.

(Ремарка В.П. Астафьева о последней строке: «Тихо, почти шелестя губами, как бы молясь...)

В. Майстренко:  «Стихи выплеснулись у знаменитого прозаика в трудную пору жизни. Обращены они к жене писателя – Марии Семеновне Астафьевой-Корякиной. Повенчанные фронтовыми дорогами, прошли они, рядовые Великой Отечественной войны, вместе долгий и трудный путь. Чего стоили бесконечные болезни (почитайте переписку: сколько их обрушилось на их головы!). Чего стоило только  поднять сирот-внуков, оставшихся совсем маленькими. И Виктор Петрович, и Мария Семеновна каждый день молили Бога, чтобы «день пережить», не оставить сирот, пока не встанут на ноги. Это было очередное и, может быть, самое трудное их сражение».

4М.С

На  вечере романс был представлен в двух исполнениях: народной артистки России Ольги Синицыной (в записи, присланной из Германии) и  в исполнении народной артистки России, солистки Красноярского театра оперы и балета Ларисы Марзоевой Ларисы Марзоевой и заслуженной артистки России, солистки Красноярского камерного оркестра Ларисы Маркосьян Ларисы Маркосьян (фортепиано).

5аСиницына

Не получилось, к сожалению, сделать качественное видео исполнения Ларисы Марзоевой. Фрагмент звучит в сюжете "Вестей":



И запись романса "Эх, года не беда" в исполнении Ольги Синицыной:
Скачать Астафьев-романс.mp3 с WebFile.RU


6 публика

7)Бенюмов
Михаил Иосифович Бенюмов, руководитель Красноярского камерного оркестра

Галина Александровна Шелудченко, заслуженный деятель искусств, сама прекрасно исполняет романс «Ах осень-осень», грозится исполнить и новый романс – в своей собственной версии:

8Шелудченко
Галина Александровна Шелудченко

Владимир Алексеевич Зеленов, автор скульптуры Виктора Петровича и Марии Семеновны во дворе дома Астафьева в Овсянке:

9Зеленов
Владимир Алексеевич Зеленов

Главным сочинением Владимира Пороцкого красноярского периода считается хореографическая симфония «Царь-рыба», написанная по мотивам произведения Астафьева (См. Youtube).

Для ее постановки на сцене Красноярского театра оперы и балета в 1999 году был приглашен Сергей Бобров, солист Большого, а в настоящее время художественный руководитель нашего театра.
Клуб «Затесь» обещает новую встречу, посвящённую истории создания и постановки «Царь рыбы» на Красноярской сцене. Тем более, что есть надежда на возрождение балета к 90-летнему юбилею Виктора Астафьева!

Ближайшее же заседание клуба почитателей В.П. Астафьева «Затесь» состоится 16 марта, в 15.00, и будет посвящено встрече с двумя замечательными людьми:

- личным другом писателя, создателем домашнего музея Астафьева, профессором, канд. техн. наук Анатолием Алексеевичем Козловым. Вот он на прошлогодней встрече в Овсянке демонстрирует неизвестные фотографии Виктора Петровича:

10 Козлов

- с Геннадием Петровичем Капустинским, полковником, ветераном военной службы. Состоится презентация его новой книги «Улица моя Аэродромная»: путешествие в послевоенное время с музыкальными иллюстрациями вокального дуэта Игоря и Людмилы Фроловых.

Капустинский

Приглашаются все!
Евгения Андреева
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner