Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Литературно-музыкальная встреча "Рок-музыка: истоки и развитие"

 
3 и 24 апреля была проведена  литературно-музыкальная встреча в Центре социального обслуживания инвалидов и в кожно-венерологическом диспансере. Тему для встречи, «Рок-музыка: истоки и развитие», я выбрала не случайно. В рок-культуре я обитаю уже пять и за это время мой интерес к данному направлению музыки вырос до крепкого любительского. :) Я начала задаваться вопросами: «Как и с чего всё началось?», «Откуда появилось такое разнообразие стилей?» и т.д. и т.п. Книги и журналы по интересующей меня теме мне любезно предоставил Отдел литературы по искусству :)
Огромное спасибо! :)
Собравшиеся были разной возрастной категории, но, тем не менее, каждому было интересно узнать факты из истории рок-музыки, а также послушать композиции, ставшие классикой и продолжающие радовать слух не одно поколение. Встреча прошла очень позитивно и занимательно, слушавшие задавали много вопросов.
А теперь немного из истории русского рока.
В этом году русскому року исполнилось 48 лет, а зарубежному – 55. День рождения этой музыки во всём мире отмечают 12 апреля: в 1953 году на Мэдисон – сквер - гарден была исполнена первая рок-песня Биллом Хейли «Рок вокруг часов», но в программке она значилась как «быстрый фокстрот».
Рокерское движение начало появляться в нашей стране в 60-е годы двадцатого столетия. Оно складывалось под влиянием западной рок культуры, но все-таки приобрело свою неповторимую философию и окраску.
Расцвет рока пришелся на 80-е годы. Очень часто более ранняя его история не рассматривается, хотя она тоже очень интересна. C началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было раньше. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 1960-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский).
Слово "рок" иностранное. Оно произошло от английского rock-n-roll, что в дословном переводе обозначает "качаться и крутиться". Любопытная деталь: в русском языке слово "рок" обозначает также понятие "судьба". То есть под "русским роком" можно понимать и "русскую судьбу", ведь для многих РОК стал именно СУДЬБОЙ.
В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» – главным образом «BEATLS» и  «ROLLING STONES». 
В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» – так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).
В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо - американской рок-музыкой (прежде всего группами «BEATLS» и «ROLLING STONES») приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей – не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара «Битлов», «Роллингов» и других англо-американских и европейских групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы «ShockingBlue»).
В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных – к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, – это, прежде всего, стихи напряженного социально-критического и эмоционально - моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.
Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса.
В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен.
В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»).
Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым.
Как протестная субкультура русский рок перестал существовать со второй половины 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа "звездных" коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошел на спад, многие из них прекратили деятельность в России в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. 
Анастасия,
сотрудник отдела городского абонемента
Tags: абонемент, библиотечное обслуживание, музыка, наша библиотека
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment