Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1489. Красноярская воздушная трасса, 1942-1945

Друзья! В канун дня Победы хочу познакомить вас с новой книгой Вячеслава Филиппова, известного исследователя истории авиации в Красноярском крае. Книга совсем недавно появилась в библиотеке (её принес сам Вячеслав, - он у нас частенько бывает, поскольку является автором календаря знаменательных и памятных дат "Край наш Красноярский"), поэтому её еще нет в нашем электронном каталоге.
Филиппов, Вячеслав. Красноярская воздушная трасса, 1942-1945 / Вячеслав Филиппов. – Красноярск : ООО  «Издательский дом «Сибирские промыслы», 2012. - 160 с. : фото. - 200 экз.

DSCN1918

Обратите внимание, трасса, которую мы в последние годы привычно называем "АлСиб" или "Аляска-Сибирь", так никогда не называлась. Это подчеркивает и сам автор.  9 октября 1941 года ГКО постановлением  793с поручил Главному управлению Гражданского воздушного флота и его начальнику, В.С. Молокову, создание воздушной трассы. Она называлась "Красноярская воздушная трасса" (КВТ). Летом 1943 г. КВТ была преобразована: в составе Гражданского воздушного флота образуется Управление магистрали Москва – Уэлькаль, а КВТ была переименована в воздушную трассу Красноярск – Уэлькаль (ВТКУ).

О трассе написано немало в последние годы, мы тоже как-то в блоге обращались к этой теме (рекомендую, кому интересно, посмотреть все записи с тэгом "авиация", там еще есть материалы В. Филиппова). Однако, именно в этой книге впервые рассказывается о деятельности:

  • Красноярского аэропорта (и его кадровом составе – офицерах, техниках, рядовых, вольнонаемных),

  • частей обеспечения (их задачи: материально-техническое снабжение,  аэродромно-технические работы – подготовка ВПП, уборка с полосы неисправных самолетов, погрузка-выгрузка импортных грузов и их хранение, автотранспортные перевозки грузов и летного состава, охрана самолетов и грузов на аэродроме, обеспечение летно-технического состава перелетных групп и одиночных экипажей питанием, расквартирование),

  • учебного полка  (это был 45й запасной бомбардировочный авиаполк ), где переучивались многие фронтовые асы (на переобучение уходило два-три месяца),

  • о красноярских перегонщиках, о судьбах рядовых тружеников трассы.

Отдельная глава посвящена летчикам, погибшим на красноярской земле, а также поисковым экспедициям в нашем крае.

DSCN1920

DSCN1921

DSCN1922
Красноярский аэродром

DSCN1923

DSCN1924

DSCN1925

Авиационные полки, летчики которых в Красноярске  получили, освоили ленд-лизовскую технику и улетели отсюда на фронт:
21й гвардейский истребительный авиаполк,  ранее 25й ИАП
102й гвардейский истребительный авиаполк, бывший 124й ИАП
196й истребительный авиаполк
242й бомбардировочный авиаполк
260й бомбардировочный авиаполк
453й бомбардировочный авиаполк.

В списках личного состава 1й перегоночной авиадивизии ГВФ, перегонявших самолеты из США в СССР, были имена пилотов Енисейской авиагруппы. В декабре 1945 года, после расформирования дивизии, 15 из них были откомандированы на работу в красноярское управление ГВФ.

DSCN1926

Красноярская трасса была закрыта в октябре 1945. Всего по трассе было перегнано 8094 самолета. Из них в Красноярске сданы 7079. Самолеты ленд-лиза долго еще служили в армии и народном хозяйстве. В частности, в Красноярске долгое время базировалась отдельная аэрофотосъёмочная эскадрилья на самолетах В-25 «Митчелл», которая занималась фотографированием пограничных районов Севера и Дальнего Востока. В Красноярске также располагался отдельный авиаотряд на В-25, занимавшийся перевозками продукции Норильского  комбината.

Книга издана на средства грантов администрации края и города Красноярска в рамках проекта «АлСиб – 70». Руководитель проекта – Ольга Подборская  (школьный музей «Моя малая Родина» лицея 11 Красноярска).
Tags: авиация, война, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments