?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рисунок7В фондах нашей библиотеки хранятся издания, которые могут составить гордость и славу любого книгохранилища. Сегодня, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, я расскажу о книгах Симеона Полоцкого (1629-1680), выдающегося общественного и церковного деятеля, педагога, издателя и первого на Руси профессионального писателя.

В отделе редких книг хранятся несколько книг Симеона Полоцкого, в частности, «История о Варлааме и Иоасафе» - единственное беллетристическое произведение, изданное в Москве в XVII веке (1680), а также трактат «Жезл правления» (Москва, 1667), обличающий взгляды раскольников. Хранятся в библиотеке и два сборника ораторских произведений, которые Симеон Полоцкий составил с целью дать христолюбивому читателю душеполезное чтение. Оба объемных тома проповедей являются чрезвычайно интересными экземплярами.

Внешне первый из них -  «Вечеря душевная» - мало отличается от стоящих рядом фолиантов в коллекции старопечатных изданий краевой библиотеки. Тот же старинный переплет из досок, обтянутых темно-коричневой кожей. И такая же прочная, слегка шероховатая бумага ручного производства. И характерный для всех кириллических изданий тяжеловатый шрифт с сопровождающими его традиционными элементами декоративного оформления – киноварными рубриками, ксилографическими заставками и концовки, наборными украшениями. Но если внимательно перелистать все 1400 страниц книжного памятника, то можно обнаружить в книге еще кое-что удивительное.

Рисунок13

Уже в самом начале обращает на себя внимание запись-скрепа, сделанная скорописью по нижнему полю первых 24-х листов: «Пожаловали великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержцы сею книгою глаголемою Вечеря душевная боярина князя Ианикиту Ивановича Одоевского». Запись не датирована. Но книга вышла из печати в январе 1683 г., а Н.И. Одоевский скончался 12 февраля 1689 г., следовательно, в данном промежутке времени и была сделана запись на книге. Это был как раз период двоевластия царей Иоанна и Петра Алексеевичей, за малолетством которых правила царица Софья: в 1683 г. одиннадцатилетний Петр еще играл в деревянных коней, а к началу 1689 г. ему не исполнилось и семнадцати лет.

Жизнь адресата записи Никиты Ивановича Одоевского в то время уже клонилась к закату, ведь он был ровесником века. Сын боярина и воеводы из старинного княжеского рода, восходившего к великому князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому (XIII в.), Н.И. Одоевский принадлежал к числу перворазрядных фамилий России, всегда занимал видное и почетное положение и был всю жизнь при дворе, исполняя всевозможные должности. Он участвовал в военных походах, дипломатических миссиях, различных придворных церемониях. Был воеводой в Казани, управлял приказами Сибирским, Земским, Рейтарским, Аптекарским, московским Судным и другими.

Одно из самых важных и замечательных его дел – председательство в комиссии по подготовке и составлению Уложения. Одоевский очень удачно справился со своей задачей. В 1649 г. Уложение вышло из печати. Это был первый печатный свод законов в России. Отмечая заслуги Н.И. Одоевского в подготовке судебника, историк русского права, профессор Казанского университета Н.П. Загоскин назвал его Сперанским XVII века. Н.И. Одоевский принимал также участие в деле патриарха Никона, с которым у него были довольно натянутые отношения. Никон так о нем отзывался: «Князь Никита Иванович Одоевский – человек прегордый; страха Божия в сердце не имеет; правил апостольских и отеческих не соблюдает и не разумеет, и враг всякой истины». Назначенный в деле Никона во главе следственной комиссии, Одоевский являлся его обвинителем на соборе 1666 г. и требовал его низложения. Он, единственный из светских лиц, присутствовал при церемонии лишения сана Никона.

Н.И. Одоевский прожил долгую жизнь. Его биограф К.А. Губастов писал о нем: «…Родившись при Борисе Годунове, он видел все ужасы смутного времени. На его глазах совершилось воцарение Михаила Феодоровича и прошли: царствование Михаила, сына его Алексея, внука Федора и правление Софии. Пережив почти всех своих детей и внуков, он не только имел счастье заседать в Боярской Думе со своим сыном князем Яковом и внуком князем Юрием Михайловичем – боярами, как и он сам, но видел также службу, и уже в стольниках, всех своих правнуков».

После смерти в 1689 г. он был похоронен в семейной усыпальнице рода князей Одоевских в Троице-Сергиевой лавре. Потомками его в XIX в. были поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский (1802-1839) и писатель Владимир Федорович Одоевский (1803-1869), сказки которого «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке» памятны всем с детских лет. Со смертью Владимира Федоровича, не оставившего потомства, славный род князей Одоевских пресекся.

Так как же очутилась так далеко от Москвы книга, преподнесенная за заслуги боярину Никите Ивановичу Одоевскому Петром Первым? Другие записи на книге рассказывают, что в результате продаж и перепродаж она попала к крестьянину Ивану Степанову из села Старого Никольского Абневской волости Вологодского уезда. Тот 11 февраля 1731 г. дал книгу Родиону Куклину для продажи «в сибирские городы». 6 августа 1731 г. Родион Куклин продал ее в Енисейскую Богоявленскую соборную церковь. Там Вечеря хранилась без малого 200 лет. В 1920 г. она была привезена из Енисейска в Красноярск, а в 1935 г. поступила в фонды только что созданной краевой библиотеки.

Иначе попал в Сибирь другой том проповедей Симеона Полоцкого – «Обед душевный», изданный в Москве в 1681 г. По нижнему полю его первых двадцати листов сделана запись следующего содержания: «Сия книга глаголемая Обед душевный Стольника Феодора Матвеевича Пушкина куплена во 190 году». Далее запись продолжена другим, более разборчивым, почерком, тоже скорописью: «а по смертех деда своего и отца приложил в Енисейске в соборную церковь для поминовения родителей своих Федор Пушкин 709 года сентября в 7 день».
Следовательно, владельцем книги был отдаленный предок А.С. Пушкина по боковой линии – стольник Федор Матвеевич Пушкин, уличенный в стрелецком заговоре и казненный 4 марта 1697 г. Именно ему в стихотворении «Моя родословная» А.С. Пушкин посвятил строки:

« … Упрямства дух нам всем подгадил;
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил,
И был за то повешен им …»


За вину сына жестоко поплатился и отец – боярин Матвей Степанович Пушкин: 28 марта 1697 года ему объявлен был из Преображенского приказа именной указ о лишении его боярской чести и о вечной ссылке с женою и с внуком Федором в Енисейск, где он и скончался в 1706 г.
Матвей Степанович Пушкин был личностью незаурядной. На государевой службе он состоял еще у царя Алексея Михайловича, а в царствование Федора Алексеевича был одним из самых выдающихся деятелей своего времени. В разные годы ведал разными приказами, дважды посылался с посольством в Польшу, был воеводой в Астрахани, Смоленске и Киеве. 20 февраля 1697 г. он был назначен на воеводство в Азов, но опальный, вместо Азова оказался в Енисейске.

Очевидно, отправляясь в ссылку, Матвей Степанович взял с собой самые дорогие ему вещи и в их числе увесистый том, напоминавший ему о сыне Федоре. Наверняка он был хорошо знаком и с автором книги Симеоном Полоцким – учителем и наставником царя Федора Алексеевича. Всех троих уже не было в живых, и книга в далекой и холодной Сибири служила утешением старому боярину.
Первую часть владельческой записи оставил на книге, скорее всего, сам казненный стольник, и она является в таком случае автографом Федора Матвеевича. Запись точно датирует время приобретения книги: 190 год (без указания цифры седьмого тысячелетия) по византийскому летосчислению соответствует периоду с сентября 1681 г. по август 1682 г. от рождества Христова. Из печати «Обед душевный» вышел в октябре 1681 г., следовательно, был приобретен Ф.М. Пушкиным вскоре после напечатания. Вторая запись – внука Матвея Степановича, Федора, продолжающая запись его казненного отца, Федора Матвеевича, является вкладной. Соборной церковью, упомянутой в записи, был в Енисейске в начале XVIII в. Енисейский Богоявленский собор. На книге имеется еще и третья запись, в ней полууставом перечислены шестнадцать имен бояр и боярынь Пушкиных.

Рисунок15

Напечатан «Обед душевный» в типографии Верхней (дворцовой). По замыслу автора книга имела целью дать духовную пищу христианским душам. Книге предпослано два предисловия к читателю благочестивому (в стихах и прозе) самого Симеона Полоцкого. Украшена она старопечатным орнаментом и двумя гравюрами, напечатанными на обеих сторонах одного и того же листа, что было новшеством в практике московского книгопечатания.

Как видим, оба издания являются не только литературными и книжными памятниками второй половины XVII в., но и благодаря записям имеют статус уникальных экземпляров. Они воскрешают в нашей памяти исторические события и имена исторических деятелей давно минувших лет.

Александра Борисовна Шиндина,
библиотекарь отдела редких книг и книговедения

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
ntk_kak
23 май, 2013 15:36 (UTC)
интересно! А что больше всего поразило "попала к крестьянину Ивану Степанову" - неплохо для крестьянина!
kraevushka
26 май, 2013 04:47 (UTC)
Помню, когда начала работать в отделе краеведческой информации и читать соответствующую литературу, удивлялась, что в Красноярске некоторые дома (каменные, двух-трехэтажные) принадлежали крестьянам
ntk_kak
26 май, 2013 17:00 (UTC)
читала историю, не ту, которую преподавали в школе, про крестьянство - очень много нового для себя узнала - особенно про российское крестьянство, а особенно кубанское, сибирское - это были достаточно сильные хозяйства и они никогда не были крепостными (в Сибири во всяком случае), чем и определяется такое долгое сопротивление Советской власти. С удовольствием на эту тему прочла исторический цикл Бушкова (он ведь красноярец?) - считаю, что многие его исследования вполне "имеют место быть".
kraevushka
29 май, 2013 15:08 (UTC)
Да, он наш земляк. А исследования, конечно, имеют место быть. Хотя разные мнения и рецензии есть. А я не читала
bardazuk
25 май, 2013 15:28 (UTC)
Здорово, что такие памятники есть в вашей библиотеке. Вы их уже отсканировали?
kraevushka
26 май, 2013 04:44 (UTC)
Нет пока сканера для таких сокровищ
bardazuk
26 май, 2013 04:57 (UTC)
Ох, это плохо. Т.к. доступ к таким вещам весьма ограничен д.б, а дабы имелась возможность все ж посмотреть/почитать желающим электронный вариант самое хорошее дело. А на этот счет вы не дружите с архивом, музеем краеведческим, явно ведь в городе имеются эти устройства. Но лучший вариант - свой иметь.
kraevushka
26 май, 2013 06:52 (UTC)
Вопрос практически решен, в скором времени, надеемся, всё у нас будет
bardazuk
26 май, 2013 09:01 (UTC)
Ну так завтра и повод есть такие подарки получить :) С наступающим, и пусть заслужено высокие оценки за работу не только выстовляются, но и материально-финансово подкрепляются.
(Анонимно)
29 окт, 2014 15:14 (UTC)
какова стоемость книги?
( 11 комментариев — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner