Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1572. Через диафрагму времени

«Творческое состояние нельзя ни купить, ни приблизить. Оно само придет к тебе, если ты будешь много работать. Работать и духовно, и физически. Общеизвестная истина: чем больше человек отдает, тем он мудрее, и тем больше он получает взамен.»
В. Н. Сёмин

В читальном зале для специалистов отдела естественнонаучной и технической литературы открылась выставка «Через диафрагму времени», посвящённая возникновению и развитию фотографии и фототехники, а также известным фотографам. Посетители выставки могут познакомиться с работами Анри Картье-Брессона, Рафала Милаха, увидеть фотографии XIX века и фотоаппараты века двадцатого, и благодаря книге 1926 года самостоятельно сделать фотографический аппарат.












Моё внимание на выставке привлекла книга известного писателя и журналиста Василия Михайловича Пескова «Любовь фотография», повествующая о работе профессионального фотографа, о «кухне» фотосъёмки. Василий Песков у многих остался в памяти как автор рубрики «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда», в которой он много лет с огромной любовью рассказывал нам о живой природе. С 1975 по 1990 год Василий Михайлович был ведущим телепередачи «В мире животных», а также фотокорреспондентом, путешественником.



Вот что писал Василий Михайлович о своём памятном кадре.

"У каждого фотографа есть самый дорогой ему снимок. Как правило это снимок известный – он много печатался и ещё его будут печатать. Он как визитная карточка мастера. Огорчительно: именно такие кадры чаще всего теряются. Взяли, вовремя не вернули, хватился – нет негатива, и не знаешь даже, где надо его искать. Я не раз таким образом обжигался и предпочитаю теперь сам отпечатать снимок, не выпуская из рук негатива. Для меня таким снимком является вот этот, сделанный на Оке осенью. Я тогда в первый раз приехал на это место, чтобы увидеть Тарусу и усадьбу-музей Поленово, лежащие на двух берегах Оки. Места замечательные! Но есть на реке чуть ниже Поленова особенная высотка над крутым изгибом реки. Надо думать, было когда-то тут древнее городище, а нынче возле деревни Бёхово – кладбище под березами, огороженное жердями. Я как зашел на этот бугор, так и замер от красоты, вдруг открывшейся. Березы осыпали уже тронутые морозом листья, внизу темнел пойменный лес и синели дождями промытые дали, откуда неспешно текла Ока. Я ездил тогда по российским проселкам, и мне нужен был образ того, что мы называем Средней полосой… Что-то нужно было ещё для снимка, помимо этой ограды, окаймлявшей бугор. Я прикинул, что могло бы тут быть естественным и трогающим человеческое сердце… И почти побежал в усадьбу Поленово, лежавшую чуть вверх по реке. Тут я спросил: нет ли в хозяйстве лошади и кто бы мог её проводить? Лошади были. А проводником послали вот эту девушку, работавшую по хозяйству.
Поднявшись на бугор, мы привязали лошадь и нашли место для её провожатой. Наибольшие хлопоты были с жеребенком. Он льнул к матери, а мне хотелось, чтобы хрупкая его фигура выделялась на фоне реки. На помощь пришёл деревенский мальчишка, заинтересованно наблюдавший за съёмкой. Я дал ему хворостинку: «Следи за лошадкой…»
Во всех подробностях помню тот день. Было уже прохладно, но тихо. Река отдыхала от лодок и от людей. Внизу над лесом стрекотала сорока, кудахтала в Бёхове курица, и с лёгким шорохом падали жёлтые и багряные листья.


Живописный пейзаж – одна из больших ценностей в окружающей человека жизни. Тургеневский герой Калиныч, вспоминая родные места, не находил слов, чтобы выразить восхищение ими: «…Взойдёшь ты на холм, взойдёшь – и, Господи Боже мой, что это? а… И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга…» Левитан, плывший по Волге, остановил внимание на кручах Плёса и быстро сошёл с парохода. И сколько волнующих душу полотен написал в очаровавшем его местечке! А Поленов, проплывая по Оке с другом, обратил внимание на бугор, причалил и не просто побыл какое-то время, а поселился и жил до конца дней своих тут и много работал. Могила его – на этом же кладбище, огороженном жердями. Прекрасное, одухотворенное место! Я много раз приезжал сюда после памятной осени. Привозил друзей.
Снимок этот для меня – не только память о странствиях по российским просёлкам, но и символ русской природы, её неброской красоты, очень дорогой сердцу, - осенью с дымкой грусти, весной с ледоходом, с разливом Оки, в зеленом дыму первой зелени, с гомоном купальщиков на реке летом.
Но всё-таки лучше всего постоять на этом бугре осенью, когда уже появились на рябинах свиристели, когда сороки уже льнут к жилью человека, когда в Бёхове рубят капусту, а река молчаливо течёт, как текла она и в те годы, когда горели тут на бугре языческие костры и когда стражники с вышек глядели на реку – не появилась ли пыль под копытами лошадей степняков…
Кое-что на Земле изменяется неузнаваемо. А бугры вечны. Во все времена это место было дорогим для людей. Кто-нибудь всегда стоял над рекою с мыслью о радости жизни, с грустью, что век человеческий в ней недолог, что приходит час со многими проститься, и труднее всего расстаться с тем, что исстари называется Белым Светом."


Выставка продлится до 10 ноября.
Tags: выставки, наша библиотека, фотография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment