?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Творческое состояние нельзя ни купить, ни приблизить. Оно само придет к тебе, если ты будешь много работать. Работать и духовно, и физически. Общеизвестная истина: чем больше человек отдает, тем он мудрее, и тем больше он получает взамен.»
В. Н. Сёмин

В читальном зале для специалистов отдела естественнонаучной и технической литературы открылась выставка «Через диафрагму времени», посвящённая возникновению и развитию фотографии и фототехники, а также известным фотографам. Посетители выставки могут познакомиться с работами Анри Картье-Брессона, Рафала Милаха, увидеть фотографии XIX века и фотоаппараты века двадцатого, и благодаря книге 1926 года самостоятельно сделать фотографический аппарат.












Моё внимание на выставке привлекла книга известного писателя и журналиста Василия Михайловича Пескова «Любовь фотография», повествующая о работе профессионального фотографа, о «кухне» фотосъёмки. Василий Песков у многих остался в памяти как автор рубрики «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда», в которой он много лет с огромной любовью рассказывал нам о живой природе. С 1975 по 1990 год Василий Михайлович был ведущим телепередачи «В мире животных», а также фотокорреспондентом, путешественником.



Вот что писал Василий Михайлович о своём памятном кадре.

"У каждого фотографа есть самый дорогой ему снимок. Как правило это снимок известный – он много печатался и ещё его будут печатать. Он как визитная карточка мастера. Огорчительно: именно такие кадры чаще всего теряются. Взяли, вовремя не вернули, хватился – нет негатива, и не знаешь даже, где надо его искать. Я не раз таким образом обжигался и предпочитаю теперь сам отпечатать снимок, не выпуская из рук негатива. Для меня таким снимком является вот этот, сделанный на Оке осенью. Я тогда в первый раз приехал на это место, чтобы увидеть Тарусу и усадьбу-музей Поленово, лежащие на двух берегах Оки. Места замечательные! Но есть на реке чуть ниже Поленова особенная высотка над крутым изгибом реки. Надо думать, было когда-то тут древнее городище, а нынче возле деревни Бёхово – кладбище под березами, огороженное жердями. Я как зашел на этот бугор, так и замер от красоты, вдруг открывшейся. Березы осыпали уже тронутые морозом листья, внизу темнел пойменный лес и синели дождями промытые дали, откуда неспешно текла Ока. Я ездил тогда по российским проселкам, и мне нужен был образ того, что мы называем Средней полосой… Что-то нужно было ещё для снимка, помимо этой ограды, окаймлявшей бугор. Я прикинул, что могло бы тут быть естественным и трогающим человеческое сердце… И почти побежал в усадьбу Поленово, лежавшую чуть вверх по реке. Тут я спросил: нет ли в хозяйстве лошади и кто бы мог её проводить? Лошади были. А проводником послали вот эту девушку, работавшую по хозяйству.
Поднявшись на бугор, мы привязали лошадь и нашли место для её провожатой. Наибольшие хлопоты были с жеребенком. Он льнул к матери, а мне хотелось, чтобы хрупкая его фигура выделялась на фоне реки. На помощь пришёл деревенский мальчишка, заинтересованно наблюдавший за съёмкой. Я дал ему хворостинку: «Следи за лошадкой…»
Во всех подробностях помню тот день. Было уже прохладно, но тихо. Река отдыхала от лодок и от людей. Внизу над лесом стрекотала сорока, кудахтала в Бёхове курица, и с лёгким шорохом падали жёлтые и багряные листья.


Живописный пейзаж – одна из больших ценностей в окружающей человека жизни. Тургеневский герой Калиныч, вспоминая родные места, не находил слов, чтобы выразить восхищение ими: «…Взойдёшь ты на холм, взойдёшь – и, Господи Боже мой, что это? а… И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга…» Левитан, плывший по Волге, остановил внимание на кручах Плёса и быстро сошёл с парохода. И сколько волнующих душу полотен написал в очаровавшем его местечке! А Поленов, проплывая по Оке с другом, обратил внимание на бугор, причалил и не просто побыл какое-то время, а поселился и жил до конца дней своих тут и много работал. Могила его – на этом же кладбище, огороженном жердями. Прекрасное, одухотворенное место! Я много раз приезжал сюда после памятной осени. Привозил друзей.
Снимок этот для меня – не только память о странствиях по российским просёлкам, но и символ русской природы, её неброской красоты, очень дорогой сердцу, - осенью с дымкой грусти, весной с ледоходом, с разливом Оки, в зеленом дыму первой зелени, с гомоном купальщиков на реке летом.
Но всё-таки лучше всего постоять на этом бугре осенью, когда уже появились на рябинах свиристели, когда сороки уже льнут к жилью человека, когда в Бёхове рубят капусту, а река молчаливо течёт, как текла она и в те годы, когда горели тут на бугре языческие костры и когда стражники с вышек глядели на реку – не появилась ли пыль под копытами лошадей степняков…
Кое-что на Земле изменяется неузнаваемо. А бугры вечны. Во все времена это место было дорогим для людей. Кто-нибудь всегда стоял над рекою с мыслью о радости жизни, с грустью, что век человеческий в ней недолог, что приходит час со многими проститься, и труднее всего расстаться с тем, что исстари называется Белым Светом."


Выставка продлится до 10 ноября.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
kraevushka
22 окт, 2013 11:40 (UTC)
Прекрасная цитата, Наташа!
( 1 комментарий — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner