Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1608. Светлана Алексиевич. Время second hand. Конец красного человека

Алексиевич Светлана. Время second hand . Конец красного человека // Дружба народов. – 2013. – № 8.

Перед нами - очередной блестящий образец документальной прозы известной белорусской писательницы, автора книг: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва».
В новой книге автор, пользуясь своим традиционным приемом – записью живой речи, собрала рассказы людей разных поколений, родившихся и выросших СССР и соединила не соединимое – диаметрально противоположные исповеди о жизни в СССР и после. Для автора главное – разыскать по крупицам и исследовать тот «внутренний» социализм, который жил в человеческой душе, но при этом расспрашивала она, по ее собственным словам: «Не о социализме, а о любви, ревности, детстве, старости, …. О тысячах подробностей исчезнувшей жизни».

И чередой выстраивается перед нами «бесконечное количество человеческих правд»! У коммунизма был безумный план – переделать ветхозаветного Адама в альтруиста-коммуниста. Почему кого-то удалось перекроить и сотворить фанатика идеи, а кого-то - нет? Как проявляется феномен синтеза русской государственности и русской нравственности? Какая она - настоящая свобода?

Сильное впечатление производят рассказы «постперестроечной» молодежи, они порой полностью опровергают традиционные представления о менталитете 20-30-летних.Почему поколение, взращенное Интернетом и уже избалованное капиталистическими благами - поколение, которое, как нам кажется, должно мечтать о долларовых копях, ударилось вдруг в ностальгию по советской державе, где подавляющее большинство граждан вело спартанский образ жизни? И с какого перепугу возродился миф о Советском Союзе, как о самом лучшем и справедливом государстве: «В обществе появился запрос на Советский Союз. На культ Сталина. Половина молодых от 19 до 30 лет считает Сталина «величайшим политическим деятелем» …. Опять в моде все советское. Например, «советские кафе» с советскими названиями и советскими блюдами. Появились «советские конфеты» и «советская колбаса» - с запахом и вкусом, знакомыми нам с детства».

Может быть, дело вовсе не во вкусе колбасы, а в исчезнувших напрочь из нашей жизни идейных ориентирах, окрылявших поколения полуголодного прошлого и дававших, так сказать, пищу духовную взамен реальной: «Я родился в СССР и мне там нравилось. Мой отец был коммунистом, учил читать меня по газете «Правда». Каждый праздник мы с ним ходили на демонстрацию. Со слезами на глазах…. Я был пионером… Пришел Горбачев, и я не успел стать комсомольцем, о чем жалею… Я не хочу в Америку, я хочу в СССР». А вот мнение из противоположного лагеря: «Нам надо было дневать и ночевать на площадях. Довести дело до конца – добиться Нюрнберга для КПСС. Мы слишком быстро разошлись по домам. Фарцовщики и менялы взяли власть».

Приводя все яростные выпады как против исчезнувшего СССР, так и против современной России, записывая ностальгические грезы о прошлом и размышления о свободе, автор подводит читателя к мысли, что груз настоящей свободы оказался для нас неподъемным.

Ведь готовая идея, пусть и стригла всех под одну гребенку (причем не только волосы, но у некоторых в прямом смысле сами головы), упрощала жизнь, давала ей осознанную цель. Советскому гражданину не приходилось выбирать образ мыслей и искать какое-то свое направление: за него уже все выбрали и куда надо направили! Когда же после крушения великой державы он встал перед выбором, то оказалось, что сделать этот выбор он просто не в состоянии, ведь на уроках и комсомольских собраниях этому НЕ УЧИЛИ! Свобода стала раздражать: «Я купил три газеты, и в каждой своя правда. Где же настоящая правда? Раньше прочитаешь утром газету «Правда» - и все знаешь. Все понимаешь»?
И самое страшное, что для значительного большинства свобода обернулась «чеховской пошлостью»: существованием без слез, без жизни, без идеи, а ради удовольствия и потребления многочисленных благ гламурно-шопогольного капитализма: «Вместо Родины – большой супермаркет».

С идеей или без нее (а если с идеей – то с какой?), со свободой или без, с крестом или… - как все же на Руси жить хорошо и вольготно? И когда же, наконец, по-настоящему случится это «хорошо»? Или, может быть, и не случится вовсе, потому что страдание – наш вечный путь познания?

Все эти вопросы, поднятые в книге, мучительной головоломкой застряли в нашей жизни и не на годы даже – на целые века.

Кургина Ольга
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments