?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня гостевой пост он нашей давней читательницы Рины Незелёной.

В прошлом году купила в Литературном музее у автора-составителя Адели Владимировны Бродневой в двух томах дневники первого протоиерея Красноярского кафедрального Богородице-Рождественского собора Василия Дмитриевича Касьянова, выпущенные Музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края "Касьяновский дом" и издательским домом "Восточная Сибирь" по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. В эти дневники я частенько заглядываю и понимаю, что и божьим людям ничто человеческое не чуждо! Василий Дмитриевич боролся со своими пристрастиями к еде, рюмочке и гнал порочные мысли. Но вот осенью мне пришлось посетить Успенский монастырь, что на берегу Енисея. Впечатления были глубоки. Тут же, возвратившись домой открыла Дневник. И вот, что из этого получилось.

zEJaLkXAEqU

N_cpUcDDby0

Из дневников протоиерея Богородице-Рождественского Кафедрального собора Василия Дмитриевича Касьянова:


1874
19 февраля, вторник
У Преосвященного обед, человек около 40… Узнав, что в Красноярске нет монастыря, он задумал его устроить и по прибытии искал место для него и сочувствия. Место Плотбище дано, и хоть говорят, то устройство монастыря несвоевременно, однако, когда свирепствует эпидемия – не находят несвоевременным мнение, так и при развивающем развращении, отнюдь не лишне врачевство духовное, т.е. монастырь. Предложена подписка (по моему, неловко). Подписали: Щёголевы – 5 тыс руб., Кузнецов – 1 тыс., я – 100 руб…

22 февраля, пяток
…Вечером у Татьяны Петровны… и у Куртукова. Если не речи, то намёки осудительные и о пении Славянского; и о монастырском Плотбище…
14 апреля, воскресенье, Л.451.
Акафист Спасителю. После него у Архиерея кое-что неопределенное и приносе иконы и предложение Зосимы о широких подрядах и займах. Ох, этот Зосима?! Дорогу там хотят вести берегом. Телеграфировал в Иркутск о 100 солдатах для работ, по 30 коп. в сутки. Потом у Куртукова обильные речи, осудительные или сожалительные, о постройках широких, затратах больших…

7 апреля, середа Л.452.
Я был у Титова и Кузнецова. Арендаторы Плотбища протестуют против отдачи его под монастырь, и порывы о построении его приостановили, но заметно неудовольствие. Мысль о другой местности, называемой Таракановкой.

19 апреля, пяток
…Вечером в строительном комитете с Н.П. Токаревым. Опять торопливость жаркая, предложение об умерении жара принимается с заметным удовольствием. О, Зосима, Зосима! Что-то выйдет из тебя?


2013
21 сентября, суббота
Сегодня в праздник Рождения Пресвятой Богородицы на Стрелке освящают место для строительства Кафедрального Рождественского Собора. Собор был взорван в июле 1936 года, частично на фундаменте собора в 1950-е годы построено здание краевой администрации. Современный Собор будет возведён по чертежам архитектора К. Тона, по которым и был построен в Красноярске в 1843-1861 гг. Противников этого строительства великое множество. Ссорятся архитекторы, горожане, а между тем Епархия и власть проводят грандиозное праздничное мероприятие.

«Храм должен быть в центре. Предлагаемые места на окраинах, пустырях не подходят» - мнение митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. «Церковь будет прилагать все усилия для того, чтобы Богородице-Рождественский кафедральный собор был воссоздан в первозданном виде и именно на месте слияния Качи с Енисеем.»

Я принадлежу к противникам. Собор, по-моему, должен стоять на высоком месте. Ансамбль Стрелки полностью сформирован. Храм высотой с 10-этажный дом закроет всю панораму правобережья Красноярска. Если уже говорить об исторической справедливости, то нелишне напомнить, что самый крупный в Сибири Собор прошлого века стоял на современной площади Революции, а тогда Новособорной. Впрочем, моё мнение ничего не значит для решения. Основной и главный аргумент для сторонников: благословение на строительство храма дал патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего прошлогоднего визита в Красноярский край.
Губернатор края: «Освятив закладной камень и поклонный крест, мы ставим жирную точку в дискуссии о месте, где должен располагаться восстановленный собор.»

Противников строительства Успенского монастыря тоже было великое множество.

1873
«… а на завтра обеда мне довелось быть у Петра Ивановича Кузнецова за утренним чаем, у которого Александра Федоровна, супруга его повела следующий разговор: «Подпоили наших голубцов, накормили обедом, обласкали мёдоточивыми устами и давай околпачивать; успели в том и собрали несколько тысяч, а указывая на Петра Ивановича, - Вот! - говорит, и сей муж подписал 1 тыс. рублей», который ничего не возражал при этом разговоре, только лишь вздохнул. Александра Фёдоровна продолжает: - Пустите, говорит, козла в огород, то увидете, что будет…» Пётр Иванович сильно её боялся и уважал, а поэтому и не возражал ничего» Парфентьев с.265-266

1880
31 марта, понедельник
… В записке красноярского головы Прейна в 1880 году, разосланной гласным думы, значится: «К числу капитальных построек, вредно влияющих на благо всего народа (Красноярска), это устройство здесь зданий для монастыря. Не будучи результатом труда, а слепой веры массы, необразованной само собой, не особенно ценны для строителей, и потому возвышение цены неизбежно. Для монастыря тратится 7 милл. кирпича, кроме этого же, отмежёваны лучшие леса по Мане, откуда пользовался и строительным материалом, и топливом. Доставка дерева из других мест в скором времени возвысит цену на леса»


1874
13 мая, понедельник Л. 461.
Члены комитета в 8 часов поехали на Плотбище. Дорога худая, особенно спуск под гору. Самое Плодтбище - место в 5 верст в длину и 1,5 в ширину, ровное, на берегу Енисея в виде амфитеатра, с трех сторон окруженное отвесными горами, на этих горах ломается камень для построек монастырских и, опускаемый сверху, - быстро летит, иногда разбивается на мелкие части. Зрелище редкостное. Приплавлено лесу ста два, начата вывозка его и пилка. Для монастыря место отведено вниз по течению Енисея, десятин 6-7. Тут есть очень хороший мелкий березняк…


2013
22 сентября, воскресенье
Поехали с коллегами на экскурсию в Успенский монастырь. Погода холодная. Дорога хорошая, вьется серпантином мимо зданий и сооружений Сибирского федерального университета, осеннего леса. Крутой поворот у отвесной горы, дорогие дачи и вот он – Успенский мужской монастырь на берегу реки Енисей.

И дорога, и место у Монастыря оказалось мне знакомыми, лет двадцать тому назад мы с подругой и нашими детьми отдыхали на элитных государственных дачах, расположенных рядом. Муж подруги имел доступ к хорошему. Из двух недель отдыха запомнился упоительный воздух в сосновом бору и брусничный пирог, который мы покупали в столовой для избранных. Сметана на пироге была так бела и густа, что хотелось плакать. В свободной продаже такого продукта не было, а для покупки на колхозном рынке не хватало средств.

Сейчас, спустя 20 лет, у Монастыря нас встречают, как и положено, нищенки. Хорошенькая кудрявая девочка лет пяти-шести назойливо раз за разом подходит к нам. Коллеги спешно ищут мелочь. Её мать (?) отрешенно сидит на паперти строящегося храма, уткнув голову в колени. Мы идем по территории монастыря по дорожкам, выложенным брусчаткой, мимо хорошеньких небольших деревянных храмов, освященных в честь святых равноапостольных царя Константины и царицы Елены, и святого преподобного благоверного князя Олега Брянского. Храмы напоминают сказочные домики на курьих ножках. Подходим к табличке, где написано: «ЗДЕСЬ ОСОБАЯ ТИШИНА! МОЛИМСЯ ЗА БРАТИЮ УБИЕННУЮ И ЗА НАШЕДШИХ ЗДЕСЬ ПОКОЙ И ПРИ ЖИЗНИ И ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ…» На одном из деревьев замечаем резную кормушку.

lEzTtUNFKfk

FJNiEzyy0Js

u9YsPCJ5NTg

UwZ1NQuSfE4

В программу экскурсии входит беседа с монахом. К нашей группе подходит иеромонах Виталий. Он, как и положено, весь в черном, но светлые глаза его наполнены лукавством:

- Крестики все носите?

Потом он почти полностью повторяет ту историю, которую в машине рассказала нам экскурсовод, об истории монашества, о монастыре и иконах, и расстрелянных монахах. Время от времени он вставляет в рассказ разные истории. Мне понравилась небольшая притча о «ну ладно». Смысл его в том что, понукая «ну, ну ладно» мы нехотя, но осознанно, допускаем в свою жизнь то, чего не надо. Так балуется дьявол, а мы грешим. Пока он рассказывал, я думала, что заставило этого полного жизни молодого человека уйти в монастырь. И экскурсовод, словно, читая мои мысли, спросила:

- Простите, Виталий, а кем Вы раньше были, в мирской жизни?
- Почему был? – ответил монах,- Я - есть, речником!

История монашества, конечно, достойна уважения, но у меня греховно закрадывались недостойные этого святого места мысли. Отрешиться от проблем, посвятить себя одиночеству и Богу в таком чудном месте, это почти, как нам, гражданским взять отпуск и отдохнуть в санатории.

И опять монах, словно читая мысли, усмехнулся:
- Это сейчас вы видите красоту, а несколько лет тому назад, что тут было! Сплошная разруха! Монастырь ведь пережил не только репрессии, но и золотую лихорадку. Кладоискатели были уверены, что монахи где-то зарыли драгоценности с царских времен. Во всех старых зданиях печи были разбиты - народ искал эти клады. Как будто у нас зарыто золото и серебро. Долгие годы монастырская земля становилась пристанищем для тифозного госпиталя, детского лагеря. Здесь даже клуб был, а на месте Успенского храма была танцплощадка. Правда, с тех пор ходит молва, что людей, веселившихся в бывшем храме, ждало несчастье.

В двухтысячных государство возвратило нам эти земли. Кстати, а вы знаете, почему орел двуглавый на Российском гербе? Это символ власти государства и Русской православной церкви.
И закипела работа…

1874
31 мая, пяток Л. 466-467.
…в половине 10 часа с Зосимой поехал на Плодбище. Там жизнь, работа, дело идет ладно, людей человек до 100 плотников, пильщиков, каменщиков, землекопов, чистильщиков. Начаты рвы под дом, гостиницу. Камнеломщики сделали для себя дорогу в горе до 80 сажен. Дело возможное, дорога береговая, горная, нужно прочистить до 800 сажен…

12 июня, середа
…Закуска на даче Щёголева. После неё поездка на Плодбище по плохой дороге…


7 августа, середа Л. 495
Плодбище. Утро. Преосвященный ушел пешком к Гремячем, я жду свою лошадь. Здание каменное идет в длину 60 саженей и ширину 15, расположено П, на одной стороне будет церковь в длину 15 в ширину 8 саженей и еще будет много. Дом деревянный в длину 9 саженей и в ширину… сажен, с мезонином в 5 окон - там и церковь…


18 августа, воскресенье Л.499
.. С Угрюмовыми уехал на Плодбище…

23 августа, пяток Л.500
…Вечером ездил к Гремячему от него шел версты полторы вновь сделанной в горе дорогой, даже до места, где строится мост. Ух! Как много работы!

12 сентября, четверток Л. 506
… В 3 часа ездил на Плотбище от Гремячего пешеходства по новой дороге к мосту, спуск крутой, но есть лесенки, решь большая. Собрание депутатов съезда. Преосвященнаго закуска в новом доме с окошками. Назад плавала приятная луна….

15 октября вторник Л.514.
…Я не спал, в доме шипко ветрено поехал на монастырскую дорогу, строится большой мост через ручей Гремячий. С запада порядочный спуск сделан из тесовой настилки, работы много…


2013
Пока монах рассказывает, выбегает хозяйка сказочного домика. Я прошу разрешения сфотографировать белочку. Белка ловко бегает по сосне, прыгает на скамейку, её совершенно не смущает присутствие гостей.

x2s3fWcM4JE

wWsrgktj6iA

Из келейного корпуса выходит еще один монах и постоянно крестится. Движения его руки заучены, на полном автоматизме и напоминают мне упражнения спортсменов с теннисным мячиком.

Я спрашиваю Виталия, какое хозяйство есть сейчас у них?
- Раньше пасека была, да вот стали появляться жалобы на клещей, территорию обработали – пчелы погибли. Для коров нужно сено, а где взять? Для огородничества земля оказалась непригодной. Жизнь монаха в службе Богу.

1876
3 июня, четверток Л.698.
…К вечеру поехал в монастырь, походил там, посидел, поговорил. Там хлеб едят 46 человек: есть столяры, портные, сапожники…
1878

17 июня, четверток Л. 703.
…Вечером в монастыре, там дело, порядок, средства свои, и замышляется и строится особенный паровоз своего изобретения. Там поужинал…


1883
2 июля
В монастыре 16 коров, 14 лошадей, 40 самоваров, хлеба до 2 тыс пудов…


1888
17 мая, середа Л.942.
…Ездил с внуком в монастырь, там пасека в 56 колодок, там отличная глина и делание кирпича – 2 человека при готовой глине и песке могут сделать в день тысячу. Там чай у Преосвящеенного, апельсины и лимонад…
При монастыре была так же мужская школа иконописания и ремесел для детей всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей Епархии и странноприимница.


2013
- А почему храм, который строится называется Всецарицынский, а не Успения Богородицы, как прежде?
- На всё промысел божий, - улыбается монах. И икона Всецарицы очень почитаема в народе.

21IjQR07mwQ

Эскизы Всецарицынского храма в начале ХХ века создал знаменитый красноярский архитектор Леонид Чернышев. Воплотить замысел удалось только сейчас.
С удивлением узнаю от экскурсовода, что таким святым обителям тоже выделялись дачи. Поначалу их выделили в Канском районе (обер-прокурор в вечное владение 4 тыс десятин земли из казенных пустопорожних дач в Канском Округе Енисейской губернии), но это было слишком далеко, а потом – на Мане. В 1887 г. вновь назначенный иеромонах Филарет и епископ Тихон добились замены отдаленного участка на более близкий, выше Монастыря, по р. Енисею.

1888
10 марта, четверток. Успенскому красноярскому монастырю 25 января Высочайше пожаловано 4600 десятин земли, около устья Маны.

2013
Прежде, чем допустить нас в храм, Виталий просит нас стереть макияж с губ и рассказывают историю, откуда появился макияж. Скрыть свое истинное лицо от нечистых сил старались с помощью макияжа наши предки, поклоняясь идолам.

O85r78OIm1U
Храмовая икона Божией Матери "Всецарица"

Воспользовавшись возможностью оказаться в стенах храма, мы поклонились иконам, поставили свечки. Икона Всецарицы стояла на деревянной подставке и радовала всех свежими красками. Внутреннее убранство монастыря всё расписано фресками.
Рядом с келейным корпусом ведется строительство новой колокольни. Место, конечно, очень красивое. Не зря японский посланник дважды посетил монастырь в 1878 году.

1878
12 августа, суббота Л. 967
Японский посланник дважды был в монастыре, доволен Сибирью, видами гор около Красноярска и квасом, коим подчивал его эконом Зосима, коего дал ему бутылку, и он еще просил его. Этот посланник и полномочный министр, адмирал Эномото Токсаки, и с ними секретарь Ициава, 15 июля были в Москве, 7-го августа в Красноярске.
«Открытие» японцами Сибири, а сибиряками японцев связано с именем адмирала Эномото Такэаки, назначенного в начале 70-х гг. на пост первого Полномочного посланника в Санкт-Петербурге. В 1875 г. японский посланник подписал с А. М. Горчаковым трактат, снявший территориальные проблемы в отношениях между двумя странами. Это был первый равноправный договор Японии с европейской страной.


FY01uyuzS34

Эномото прожил в Санкт-Петербурге более 4 лет, пользовался большим уважением среди российской интеллигенции, водил дружбу с известными учеными и деятелями искусств России. Посланник являлся убежденным сторонником японо-российской дружбы и сотрудничества. Для того чтобы еще раз убедиться в том, что Россия не угрожает Японии, как думали многие японцы, он решил сам проехать через всю Сибирь и подробнее познакомиться с северными соседями.
Российское правительство пошло навстречу пожеланиям Эномото и разрешило ему вернуться домой через Сибирь. Местным властям было отправлено указание оказывать японскому путешественнику всяческое содействие, обеспечить его охраной и всем необходимым.


2013
Из Дневника ректора Университета префектуры Аити Тадаёси Такасимы, посетившего СФУ 30 августа — 3 сентября 24-го года эпохи Хэйсэй
День первый — 30 августа
Прибыли в международный терминал аэропорта «Емельяново» из Пекина (кратчайший авиамаршрут из Нагои до Красноярска проходит через Пекин). По контрасту с пекинской жарой (+35°С) в Красноярске прохладно. По дороге в город из окна видны расстилающиеся до самого горизонта поля, перемежающиеся перелесками. Бескрайние степные просторы — именно такой мы представляем Россию из рассказов ЧЕХОВА (хотя писал он не о Сибири), русских народных песен, горячо любимых японцами, даже теми, кто прошёл сибирский плен.
Марина (М. ЛОМАЕВА, директор Японского культурного центра СФУ, сопровождавшая японскую делегацию в качестве переводчика. — прим. ред.) представила нам водителя Алексея Германовича, который, как оказалось, служил на судне, патрулировавшем воды Курильского архипелага, и даже помнит несколько японских слов.
Оказывается, Японский культурный центр находится рядом со столовой СФУ. У дверей нас встречают три молодые сотрудницы Центра: одна настоящая русская красавица, другая напоминает мне «Неизвестную» Крамского (репродукцию которой я получил в подарок от Марины и повесил на стену своего кабинета), третья с мальчишеской стрижкой прелестна в своей застенчивости. Мы не можем отказать себе в удовольствии сфотографироваться с ними…


OYpL4yGOK5I

День пятый — 3 сентября
По дороге в аэропорт вспоминаю рассказ профессора истории СФУ ДАЦЫШЕНА о том, что в 1878 году Красноярск посетил чрезвычайный и полномочный посланник Японской империи Такеаки Эномото. Как и он, я провёл здесь 5 дней. Как и Эномото, я встретил здесь удивительно радушный приём (Эномото показали золотые прииски, а я получил приглашение приехать в сентябре следующего года для чтения курса лекций и участия в симпозиуме по проблемам изменения климата, который предложил провести ректор СФУ). Как и Эномото, я уезжаю с верой в то, что нас объединяет гораздо больше общего, чем принято считать.


1879
15 мая, вторник
…Торжественное открытие монастыря. Обедня в соборе окончилась 8 часов, отправился ход, и с ним я шёл до западной окраины города, потом сел на лошадей и с Натальей Фёдоровной поехал. Ход прибыл в 9 часов 40 минут, встречен во вратах будущего монастыря. Соборная литургия кончилась в 12 часов, исхождение на постройки, чин основания церкви по дополнительному требнику продолжался ровно час. Погодье хорошее. Ясно, народу простого множества. Чай у Преосвященного. На площади на 10 столах простой обед для простого народа, кажется до 800 человек и более. В саду накрыт быль длинный стол на 12 человек…ход отправился обратно в 4 часа и в город прибыл в 6 часов, и всенощная…


EQUklq4p0sw

21K6gM6BS24

Bpt4dfP0XPg

2013
Современный адрес монастыря – Красноярск, Лесная, А вот дорогу – продолжение ул Лесной, расширяли японские военнопленные. Эта дорога есть еще на довоенной карте города.
Мы садимся в экскурсионный автобус и опять едем в город мимо красивых дач. И в прошлом веке, и сейчас это дачи избранных. Здесь находились дачные угодья известных красноярцев: П.С. Смирнова, П.С. Ляпунова, П.И. Гадалова, П.И. Кускова и братьев Кузнецовых, а сейчас для «просто богатых», а для просто народа – Монастырь..

X9M8v_uwhdg

2013
29 сентября, воскресенье.
Приехали с дачи. Очень холодно. Два дня пекла, варила огромный урожай садовых яблочек. Случайно включила телеканал Культура и с интересом прослушала историю знаменитой иконы Знамения или Абалакской. Абалакская икона Божией Матери «Знамение» (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская), самая почитаемая в Сибири икона. В 1918 году адмирал А.В. Колчак вывез Абалакскую икону Божией Матери «Знамение» из монастыря, что около Тобольска, чтобы защитить ее от поругания. После поражения Колчака, генерал Михаил Константинович Дитерихс перевез чудотворный образ сначала из Омска в Шанхай, а затем в Сидней, где он и находится до настоящего времени, в храме Покрова Божией Матери. Однако журналисты считают, что икона осталась в Тобольске. С иконы было несколько списков. Одна из них - Абалакская икона «Знамение» из Красноярского Знаменского скита, — наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887–1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе 10-х гг. XX в. «Знамение» Божией Матери с видом Знаменского скита, выполненной «(Тща)нием ме(щанина)... Мельникова... (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи». Наша икона хранится в Краеведческом музее. А ведь я где-то встречала в дневниках протоиерея это название иконы. Открываю и точно:

1887
30 марта, понедельник Великий Л.2092-2093
Явился казак Преображенской станицы, Касьян Филиппов Бабенков, за листиком бумажки с нашим собором – для письма екатеринбургской игумении Магдалине…Этот Бабенков привез в Успенский здешний монастырь икону Абалацкой Божей Матери, писанную екатеринбургским монахом, деньги 100 рублей и 2 лошади…


vYykKNXdnao

2013
28 сентября, суббота
На даче. Очень холодно. Идет дождь и замерзает на ходу. Все обледенело.

1887

Ой ты, горечь, злая мачеха - Сибирь!
Снежной степью разнеслась ты вдоль и вширь,
Неприветна, неприютна, нелюдна,
Бессердечна, душегубна, холодна!
Из песни.


Еще о монастыре в нашем блоге: здесь и здесь

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
likushin
19 янв, 2014 12:48 (UTC)
Сибирь не мачеха, Сибирь - сестра. С праздниками Вас.
kraevushka
20 янв, 2014 01:21 (UTC)
Спасибо) И Вас!
Рина Незеленая
19 янв, 2014 13:48 (UTC)
Спасибо! Из песни слова не выкинешь! Шумахер Пётр Васильевич написал эту песнь Каторжного.Сибирь, конечно, Матушка. Всех с праздником Крещения! Всем здоровья и благополучия! И душевного равновесия!

Edited at 2014-01-19 13:48 (UTC)
cheschka
19 янв, 2014 14:37 (UTC)
какой интересный текст!
спасибо! и с праздником Крещения!
kraevushka
20 янв, 2014 01:22 (UTC)
Автор отметился в коменте выше)
Наташа, с праздником и всех благ!
livejournal
25 мар, 2015 09:35 (UTC)
1834. О Санкт – Дудинбурге, его обитателях и Норильском н
Пользователь larisaborisovna сослался на вашу запись в своей записи «1834. О Санкт – Дудинбурге, его обитателях и Норильском никеле» в контексте: [...] ня вновь гостевой пост от Рины Незелёной [...]
livejournal
12 ноя, 2015 17:20 (UTC)
Есть два Енисейска: небесный и земной — я нахожусь в зе
Пользователь cheschka сослался на вашу запись в своей записи «Есть два Енисейска: небесный и земной — я нахожусь в земном.. (Г.Г. Шпет в ссылке в Енисейске)» в контексте: [...] Оригинал взят у Гостевой пост от Рины Незелёной [...]
( 7 комментариев — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner