?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ОбложкаНародная артистка России Тамара Григорьевна Миансарова – одна из самых любимых певиц советской и российской эстрады. Интеллигентная и образованная Тамара Миансарова запомнилась зрителю своим пленительным шармом и такими песнями, как «Черный кот», «Летка-енка», «Пусть всегда будет солнце», «Давай никогда не ссориться», «Первые шаги», «Рыжик», «Глаза напротив» и др. В репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен.

Тамара родилась 5 марта 1931 года на Украине. Ей и маме – Анастасии пришлось пройти через страшный голодомор и предательство - отец уехал в Одессу и больше не вернулся - он завел там другую семью. Мама Тамары, голодом доведенная до отчаяния, чуть было не отдала дочку в детский дом, но вовремя передумала. Тамара рассказывает, что мама решила: «если умрем, так вместе».

После долгих прошений Анастасия получила работу токарем на заводе, и там же стала петь в клубе. Мама Тамары, с детства певшая в церковном хоре, обладала красивым, звонким голосом. Молодую женщину заметили и перевели в г. Минск. В Минске она стала солисткой белорусского радио, а Томочку отдали в музыкальную школу-десятилетку.

Тамара Миансарова правдиво рассказывает об ужасах войны, и о том, что стало с Минском. Началась бомбежка. Мать и дочь укрылись в подвале сгоревшего Дома радио, но скоро попали в ловушку - стены обвалились, и они остались под завалом. К счастью, со стороны улицы их услышали люди и помогли выбраться наружу. Навсегда остались в памяти Тамары такие ужасные картины, как окруженное колючей проволокой гетто, сквер у оперного театра, заполненный телами повешенных.

Все было разрушено, опять начался голод. Тогда мама Тамары, верная своей памяти, пошла в церковь, которая чудом уцелела. Анастасия сказала священнику, что знает все службы и церковно-славянский язык. Батюшка принял ее руководителем детского хора и поселил в комнатке в церкви. Так получилось, что те знания, которые Анастасия получила еще в детстве, умение петь в хоре, спасло жизнь их маленькой семье.

Тамара Миансарова подробно рассказывает о войне, и вот почему:


«...Вы спросите меня, почему я так подробно пишу о войне. А я отвечу. Знаете почему? Потому что таких, как я, видевших все своими глазами и лично переживших то, что пережила я, остались единицы. Я рассказываю это, потому что многие из живущих сейчас не знают по-настоящему, что значит слово ПЛОХО. На одну только минуту, и пусть это не покажется вам жестокостью, представьте своего ребенка в сквере между повешенными, и вы поймете, что надо беречь, и какие ценности действительно ценности.

Война была кошмарным, порой стоящим жизни уроком, но этот урок был усвоен нашим поколением, и мы многое в своей дальнейшей жизни меряли именно этой горькой памятью...

Когда наши вошли в город, нам показалось, что все беды остались позади. Свой среди своих, это же не чужак среди чужих, но, оказывается, испытания еще не закончились... Людей, которые и без того натерпелись, проведя страшные годы в оккупации, свои за это  стали сажать в тюрьмы, вершить наказание без суда и следствия, отправлять в лагеря на Урал и в Сибирь. Это было жестокой нелепостью, утвержденной советской властью. Постучали и в нашу дверь. Это произошло ночью. Мама подумала, батюшка — и открыла. А это были «наши» солдаты НКВД в военной форме. Они приказали маме одеваться и выходить на улицу. Я пришла в ужас, я же маленькая, мне-то как быть? Но это никого не волновало. Маму увозили, а я бежала в глубокой темной ночи за удаляющейся машиной и на всю улицу не своим голосом, полным ужаса, истошно кричала: «Мама, мамочка моя, мама!», потом бросилась на землю и, впиваясь в нее своими ручонками, причитала: «Куда мне идти, что делать? Милая моя, хорошая, где ты?» И мне как будто слышался мамин голос, она называла меня по имени: «Томочка! Томочка! Томочка!» (с. 23).

Анастасию выслали на Урал, а Тому взяли к себе мамины сестры Дуся и Манечка, но произошло это не сразу. Вот как Тамара Григорьевна описывает эту встречу:

«Я все время сидела у желтой церкви и просила у людей, чтобы они дали мне хоть немножечко покушать. И вдруг с обеих сторон на меня налетают мои тетушки. Это было похоже на сцену замедленного действия. Когда действие происходит, но в своей продленности кажется нереальным. Как бы я ни пыталась подобрать слова, чтобы описать эту встречу, я не найду их, потому что она совершенно точно была Божьим промыслом, а это не наш язык. Мы плакали, тормошили друг друга, не веря в реальность происходящего. Они рассказали, что были в тюрьме и узнали про маму. Там же кто-то сказал им, что у желтой церкви сидит какая-то маленькая девочка и все время плачет...» (с. 25).

Когда Анастасию освободили, она вернулась в Беларусь. Ее снова взяли работать на радио, а дочь была принята в музыкальную школу при Белорусской консерватории, после чего Тамара была рекомендована для поступления в Московскую консерваторию. Вступительные испытания она выдержала и как пианистка, и как певица. Училась в консерватории в классе знаменитого пианиста профессора Льва Оборина, параллельно занималась вокалом в классе профессора Доры Белявской.

Еще во время учебы в консерватории Тамара вышла замуж за пианиста Эдуарда Миансарова. Вскоре родился сын Андрей, но семейная жизнь не сложилась. После окончания вуза некоторое время работала в ГИТИСе концертмейстером.

В 1958 г. Тамара Миансарова стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, великолепно исполнив вальс Штрауса. Тамаре нужно было выбирать - быть профессиональной пианисткой или эстрадной певицей? Тамара выбрала эстраду.

Одной из самых заметных вех в эстрадном творчестве Миансаровой стало ее блестящее выступление на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 г. Веселая песенка Людмилы Лядовой «Ай лю-ли» в исполнении Миансаровой мгновенно превратилась в хит фестиваля, а сама Тамара получила золотую медаль и первую премию.

Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х гг. вокруг нее образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт «Солнечная баллада» положили на полку. Разнесся слух, будто певица уехала из СССР. Столичные концертные залы стали для нее закрытыми.

Тамара Миансарова так и не узнала, кто же был этот «благодетель», но решила покинуть «Москонцерт». Узнав об этом, первый секретарь Донецкого обкома предложил ей перейти в областную филармонию. Певица приняла это предложение и проработала 12 лет в Донецкой филармонии.

За это время Миансарова много гастролировала по стране, побывала Тамара Миансарова и в нашем городе. В Красноярске на стадионе она исполняла песню «Капельки дождя». В это время в городе действительно шел дождь. Тамара начала петь, и вдруг дождь, по какому-то волшебству, закончился, и в капельках дождя отразилось солнце.

Тамара Миансарова увлекательно рассказывает о гастролях, о «курьезах», без которых не обходятся концерты, делится радостью по поводу музыкальных успехов своих детей - Андрея и Катюши, рассказывает о знакомстве с Юрием Гагариным, о поездке в Америку.

Посвятив сцене 30 с лишним лет, Тамара Миансарова, уже заслуженная артистка Украины и кавалер ордена «Знак Почета», в 2002 году получила звание народной артистки России, а в 2005 году – именную звезду на «Площади звезд» в Москве.

2501506_640

В предисловии своей книги Тамара Миансарова признается, что долго сомневалась: будут ли кому-нибудь интересны ее воспоминания? Но эта книга рассказывает не только о жизни конкретного человека – талантливого, одаренного, пережившего многое. Книга Тамары Миансаровой посвящена в первую очередь искусству:

«Только благодаря высокому и очеловеченному искусству мы преодолевали беды, болезни, войны. Это происходило потому, что высокое искусство созвучно высоким струнам человеческого духа, его чистоте и требовательности к самому себе» (с. 65).

Эта книга позволяет прочувствовать, понять какие сильные и яркие люди сумели создать такой колоссальный пласт, который называется СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА. За последнее время появилось множество эстрадных исполнителей, которых опрометчиво назвали «звездами» - они быстро взошли и быстро  погасли. Настоящее искусство проверено памятью - оно живет долго!

Резник Марина Васильевна,

библиотекарь отдела городского абонемента

Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner