Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

1627. Тамара Миансарова. И в жизни, и на сцене

ОбложкаНародная артистка России Тамара Григорьевна Миансарова – одна из самых любимых певиц советской и российской эстрады. Интеллигентная и образованная Тамара Миансарова запомнилась зрителю своим пленительным шармом и такими песнями, как «Черный кот», «Летка-енка», «Пусть всегда будет солнце», «Давай никогда не ссориться», «Первые шаги», «Рыжик», «Глаза напротив» и др. В репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен.

Тамара родилась 5 марта 1931 года на Украине. Ей и маме – Анастасии пришлось пройти через страшный голодомор и предательство - отец уехал в Одессу и больше не вернулся - он завел там другую семью. Мама Тамары, голодом доведенная до отчаяния, чуть было не отдала дочку в детский дом, но вовремя передумала. Тамара рассказывает, что мама решила: «если умрем, так вместе».

После долгих прошений Анастасия получила работу токарем на заводе, и там же стала петь в клубе. Мама Тамары, с детства певшая в церковном хоре, обладала красивым, звонким голосом. Молодую женщину заметили и перевели в г. Минск. В Минске она стала солисткой белорусского радио, а Томочку отдали в музыкальную школу-десятилетку.

Тамара Миансарова правдиво рассказывает об ужасах войны, и о том, что стало с Минском. Началась бомбежка. Мать и дочь укрылись в подвале сгоревшего Дома радио, но скоро попали в ловушку - стены обвалились, и они остались под завалом. К счастью, со стороны улицы их услышали люди и помогли выбраться наружу. Навсегда остались в памяти Тамары такие ужасные картины, как окруженное колючей проволокой гетто, сквер у оперного театра, заполненный телами повешенных.

Все было разрушено, опять начался голод. Тогда мама Тамары, верная своей памяти, пошла в церковь, которая чудом уцелела. Анастасия сказала священнику, что знает все службы и церковно-славянский язык. Батюшка принял ее руководителем детского хора и поселил в комнатке в церкви. Так получилось, что те знания, которые Анастасия получила еще в детстве, умение петь в хоре, спасло жизнь их маленькой семье.

Тамара Миансарова подробно рассказывает о войне, и вот почему:


«...Вы спросите меня, почему я так подробно пишу о войне. А я отвечу. Знаете почему? Потому что таких, как я, видевших все своими глазами и лично переживших то, что пережила я, остались единицы. Я рассказываю это, потому что многие из живущих сейчас не знают по-настоящему, что значит слово ПЛОХО. На одну только минуту, и пусть это не покажется вам жестокостью, представьте своего ребенка в сквере между повешенными, и вы поймете, что надо беречь, и какие ценности действительно ценности.

Война была кошмарным, порой стоящим жизни уроком, но этот урок был усвоен нашим поколением, и мы многое в своей дальнейшей жизни меряли именно этой горькой памятью...

Когда наши вошли в город, нам показалось, что все беды остались позади. Свой среди своих, это же не чужак среди чужих, но, оказывается, испытания еще не закончились... Людей, которые и без того натерпелись, проведя страшные годы в оккупации, свои за это  стали сажать в тюрьмы, вершить наказание без суда и следствия, отправлять в лагеря на Урал и в Сибирь. Это было жестокой нелепостью, утвержденной советской властью. Постучали и в нашу дверь. Это произошло ночью. Мама подумала, батюшка — и открыла. А это были «наши» солдаты НКВД в военной форме. Они приказали маме одеваться и выходить на улицу. Я пришла в ужас, я же маленькая, мне-то как быть? Но это никого не волновало. Маму увозили, а я бежала в глубокой темной ночи за удаляющейся машиной и на всю улицу не своим голосом, полным ужаса, истошно кричала: «Мама, мамочка моя, мама!», потом бросилась на землю и, впиваясь в нее своими ручонками, причитала: «Куда мне идти, что делать? Милая моя, хорошая, где ты?» И мне как будто слышался мамин голос, она называла меня по имени: «Томочка! Томочка! Томочка!» (с. 23).

Анастасию выслали на Урал, а Тому взяли к себе мамины сестры Дуся и Манечка, но произошло это не сразу. Вот как Тамара Григорьевна описывает эту встречу:

«Я все время сидела у желтой церкви и просила у людей, чтобы они дали мне хоть немножечко покушать. И вдруг с обеих сторон на меня налетают мои тетушки. Это было похоже на сцену замедленного действия. Когда действие происходит, но в своей продленности кажется нереальным. Как бы я ни пыталась подобрать слова, чтобы описать эту встречу, я не найду их, потому что она совершенно точно была Божьим промыслом, а это не наш язык. Мы плакали, тормошили друг друга, не веря в реальность происходящего. Они рассказали, что были в тюрьме и узнали про маму. Там же кто-то сказал им, что у желтой церкви сидит какая-то маленькая девочка и все время плачет...» (с. 25).

Когда Анастасию освободили, она вернулась в Беларусь. Ее снова взяли работать на радио, а дочь была принята в музыкальную школу при Белорусской консерватории, после чего Тамара была рекомендована для поступления в Московскую консерваторию. Вступительные испытания она выдержала и как пианистка, и как певица. Училась в консерватории в классе знаменитого пианиста профессора Льва Оборина, параллельно занималась вокалом в классе профессора Доры Белявской.

Еще во время учебы в консерватории Тамара вышла замуж за пианиста Эдуарда Миансарова. Вскоре родился сын Андрей, но семейная жизнь не сложилась. После окончания вуза некоторое время работала в ГИТИСе концертмейстером.

В 1958 г. Тамара Миансарова стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, великолепно исполнив вальс Штрауса. Тамаре нужно было выбирать - быть профессиональной пианисткой или эстрадной певицей? Тамара выбрала эстраду.

Одной из самых заметных вех в эстрадном творчестве Миансаровой стало ее блестящее выступление на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 г. Веселая песенка Людмилы Лядовой «Ай лю-ли» в исполнении Миансаровой мгновенно превратилась в хит фестиваля, а сама Тамара получила золотую медаль и первую премию.

Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х гг. вокруг нее образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт «Солнечная баллада» положили на полку. Разнесся слух, будто певица уехала из СССР. Столичные концертные залы стали для нее закрытыми.

Тамара Миансарова так и не узнала, кто же был этот «благодетель», но решила покинуть «Москонцерт». Узнав об этом, первый секретарь Донецкого обкома предложил ей перейти в областную филармонию. Певица приняла это предложение и проработала 12 лет в Донецкой филармонии.

За это время Миансарова много гастролировала по стране, побывала Тамара Миансарова и в нашем городе. В Красноярске на стадионе она исполняла песню «Капельки дождя». В это время в городе действительно шел дождь. Тамара начала петь, и вдруг дождь, по какому-то волшебству, закончился, и в капельках дождя отразилось солнце.

Тамара Миансарова увлекательно рассказывает о гастролях, о «курьезах», без которых не обходятся концерты, делится радостью по поводу музыкальных успехов своих детей - Андрея и Катюши, рассказывает о знакомстве с Юрием Гагариным, о поездке в Америку.

Посвятив сцене 30 с лишним лет, Тамара Миансарова, уже заслуженная артистка Украины и кавалер ордена «Знак Почета», в 2002 году получила звание народной артистки России, а в 2005 году – именную звезду на «Площади звезд» в Москве.

2501506_640

В предисловии своей книги Тамара Миансарова признается, что долго сомневалась: будут ли кому-нибудь интересны ее воспоминания? Но эта книга рассказывает не только о жизни конкретного человека – талантливого, одаренного, пережившего многое. Книга Тамары Миансаровой посвящена в первую очередь искусству:

«Только благодаря высокому и очеловеченному искусству мы преодолевали беды, болезни, войны. Это происходило потому, что высокое искусство созвучно высоким струнам человеческого духа, его чистоте и требовательности к самому себе» (с. 65).

Эта книга позволяет прочувствовать, понять какие сильные и яркие люди сумели создать такой колоссальный пласт, который называется СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА. За последнее время появилось множество эстрадных исполнителей, которых опрометчиво назвали «звездами» - они быстро взошли и быстро  погасли. Настоящее искусство проверено памятью - оно живет долго!

Резник Марина Васильевна,

библиотекарь отдела городского абонемента

Tags: книги, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments