?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

2014 год - перекрестный год культуры Великобритании и России, и в этом же году отмечает свой 60-летний юбилей «Повелитель мух» - первая книга Уильяма Джеральда Голдинга - одного из самых ярких и оригинальных писателей Великобритании, лауреата Нобелевской и Букеровской премий по литературе.
Книги У. Голдинга насыщены философской проблематикой и заставляют читателя задуматься над многими сложными вопросами. Уильям Голдинг прошел через 2-ую мировую войну, и жизненный опыт военных лет лишил его каких бы то ни было иллюзий относительно свойств человеческой природы. Голдинг говорил, что «человеческую природу необходимо понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем».


За почти сорокалетнюю литературную карьеру У. Голдинг издал 12 романов; всемирную известность ему обеспечил первый же из них, «Повелитель мух». Роман вышел в 1954 году, но идеи, заложенные в этой книге, актуальны и сегодня, и будут значимы для нашего общества всегда. В этой книге повествуется о том, как группа цивилизованных подростков, попавших в катастрофу, оказывается волей случая на необитаемом острове, где постепенно вырождается до состояния примитивной дикости.

Пытаясь выжить на острове, дети сначала стараются использовать цивилизованные стандарты поведения. Так, они избирают лидера, находят место для обсуждения возникающих проблем, учатся строить шалаши, поддерживают огонь. Но все идеалы, стандарты, заложенные воспитанием, исчезают из их умов с пугающей легкостью.

Одновременно в детских душах возрождаются иррациональные страхи: мальчикам начинает казаться, что из джунглей за ними кто-то наблюдает, какой-то Зверь, они начинают бояться темноты и того, что прячется в ней. И проходит совсем немного времени, как мальчики дичают и начинают охоту уже друг за другом. К счастью, к острову подходит военный корабль, который спасает оставшихся детей. Основная проблема, которая была затронута У. Голдингом в «Повелителе мух» – это несовершенство человеческой натуры, темная сторона которой может обладать разрушительной силой даже в детском возрасте.



Вторая книга У. Голдинга – роман «Наследники» продолжает идеи, заложенные, в предыдущей книге, но на этот раз на наших глазах происходит процесс эволюции двух первобытных племен. Но, к сожалению, эволюция разума не всегда приводит к эволюции сознания и совести. Сначала нам показывают только одно племя – покрытое рыжими волосами и боящегося воды как самого страшного зла.
Главная цель племени – выжить любой ценой. «Рыжеволосые» - мирное племя, они никому не причиняют вреда, они живут в гармонии с природой и собой. Но однажды на их племя нападают неизвестные «новые люди» – они убивают часть племени «рыжеволосых», а их детей уносят с собой. Эти «новые люди» отличаются от «рыжеволосых» - они даже выглядят иначе – на них мало шерсти, и ходят они прямо. Они не боятся воды, плавают на бревнах и все время что-то делают. У них даже есть подобие луков – гнутые палки, которые пускают стрелы.
«Новые люди» не воспринимают представителей племени «рыжеволосых», как себе подобных, а их детей забрали с собой просто ради развлечения – как домашних животных. У. Голдинг показывает, что если для первого племени, пусть менее развитого, не было никаких причин нападать на другое племя, то «новые люди», уже испорченные знанием, ведут себя агрессивно по отношению к инородцам. Знание, таким образом, может принести ЗЛО! И эта «зримая тьма», как называет ее У. Голдинг, она постепенно поселяется в сердцах новых людей – они испытывают такие негативные чувства и эмоции, как страх, ревность, злоба, желание унижать и убивать – такова плата за прогресс – испорченность разума и души. Заканчивается роман неопределенностью – что ждет этих людей впереди? Века эволюции…

Среди социальных романов одним из самых значимых произведений У. Голдинга является роман «Пирамида». Название романа означает классовую систему британского общества, которая вплоть до недавнего времени была очень строгой. У. Голдинг не раз повторял: «класс – язык Британии». Но в каждом из классов есть свои «скелеты в шкафу», есть свои пороки, которые люди тщательно скрывают от глаз посторонних. Действие романа разворачивается на фоне воспоминаний уже немолодого человека Оливера. Он вспоминает маленький городок, в котором родился. пирамида Город носит звучное имя «Стилборн», что по-английски означает «мертворожденный».

В этом провинциальном городе, тем не менее, кипят нешуточные страсти, только они не видны на первый взгляд. Книга состоит из трех частей, в каждой из которых глазами главного героя Оливера нам рассказывают историю чьей-то исковерканной жизни. Воспоминания проходят в разные периоды времени.
Сначала мы видим Оливера в юности. Ему 17 лет, он готовится поступать в Оксфорд, и задумывается о своих отношениях с Эви – красивой, но ветреной девушкой. Согласно традиции и закону, он должен жениться на Эви, но он не делает этого. Почему? Оливера и привлекает, и отталкивает очевидная доступность Эви – и вскоре он с облегчением рвет с ней отношения.
Но почему Эви выросла такой? Оливер не желает в этом разбираться. Автор же рассказывает нам историю Эви – мы узнаем, что ее физическая раскованность явилась психической реакцией на насилие, которое произошло с ней в совсем юном возрасте. Повзрослев, красавица Эви, понимая силу своих чар, уезжает в Лондон, где становится успешной городской дамой. Но автор не оставляет нам сомнений в том, какой тяжелой ценой все это дается Эви.

Во второй части мы видим Оливера после окончания первого семестра в Оксфорде. На каникулы он приезжает в родной Стилборн. В это время его мама организовывает музыкальный концерт и просит Оливера сыграть на скрипке. Оливер поневоле соглашается и приходит на репетицию, где встречает Имоджэн Грантли - свою давнюю платоническую любовь. Имоджэн всегда была окружена для Оливера ореолом священной красоты.
Она была недосягаема в своем совершенстве. Находясь рядом с ней, Оливер снова предается мечтам, но однажды узнает о ней правду - на самом деле Имоджэн пустая и бесчувственная, суетная женщина. Оливер уезжает обратно в Оксфорд, и так теряется еще одна надежда на любовь.
В третьей части книги мы видим Оливера уже взрослым мужчиной – он приезжает в Стилборн со своими детьми. Воспоминания переносят Оливера в детство, в то время, когда он брал уроки музыки у пожилой леди Клары Долиш. Автор рассказывает нам историю непростых взаимоотношений Генри Уильямса и Клары Долиш. Однажды Клара – обеспеченная леди, со статусом в обществе, вдруг поняла, что влюбилась в простого водителя машины Генри Уильямса. Постепенно Генри вошел к ней в доверие, и однажды поселился у нее в доме. Но счастье Клары длилось недолго. Скоро к ней в дом приехала жена Генри с ребенком на руках. Клара не нашла в себе сил выгнать их – она отвела флигель для Генри и Мери – его супруги.
Со временем Генри прибрал к рукам всю собственность Долиш. Сама же Клара настолько полюбила Генри, что не могла ему ни в чем отказать. Так, некогда уважаемая всеми Клара Долиш стала местным посмешищем, и люди перестали с ней общаться. После смерти Клары все в Стилборне постарались сделать вид, что ее никогда и не было на свете. Так перед глазами читателя проходят три трагические истории несостоявшейся любви, которая столкнулась с цинизмом и безразличием окружающего мира.

Изменилось ли что-нибудь в нашем обществе за 60 лет? Стало ли общество лучше, построили ли люди какую-нибудь новую утопическую систему? Как человек относится к системе и порядку, и что заставляет его переступать черту? Почему мы поступает так, а не иначе? Книги У. Голдинга помогут читателям лучше разобраться в человеческой природе и понять самих себя.
Приятного вам чтения!

Резник Марина Васильевна,
библиотекарь отдела городского абонемента

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
larisaborisovna
11 апр, 2014 08:28 (UTC)
Мы когда-то по "Повелителю мух" делали читательскую конференцию со школьниками. Очень было интересно и нам, и детям. Голдинг актуален до сих пор.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner