Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1710. Сабатино Москати. Древние семитские цивилизации

Сабатино Москати (1922-1997) – известный итальянский лингвист, историк и археолог. Был профессором семитской филологии в Римском университете, основал Центр по изучению финикийской и пунической цивилизации. За свои научные труды Сабатино Москати получил множества наград.

Книга «Древние семитские цивилизации» - единственная работа этого признанного историка, которая есть в нашей библиотеке. Эта книга публиковалась в более ранних редакциях, но, как говорит сам автор: «с каждым новым изданием я изменял и дополнял книгу с учетом последних археологических открытий и прогресса исторической науки в целом. Поэтому каждое следующее издание не просто перевод, а новая книга» (с. 8).

обложка

Рассказывая о древних семитских цивилизациях, автор выделяет следующие народы: вавилоняне и ассирийцы, хананеи, древние евреи, арамеи, арабы и эфиопы. Три региона, на котором расселились эти народы — Аравия, Сирия-Палестина и Месопотамия. Взятые вместе, они образуют географическую единицу, которая в свое время стала сценой важнейшего акта драмы человеческой истории.

Общность семитских народов рассматривается Москати в связи с общностью семитских языков в фонологии, синтаксисе и словарном запасе, дается характеристика артикуляции и морфологии семитских языков. Книга будет полезна при изучении истории древних языков, особенностях их распространения.

Так, самая древнейшая разновидность семитского языка относится к аккадской языковой группе — это языки вавилонян и ассирийцев. Этому есть подтверждение - самые первые документальные свидетельства дошли до нас из Аккада. Значительная часть аккадской литературы посвящена лингвистическим вопросам. Вавилоняне и ассирийцы оставили нам каталоги знаков и словари. В каталогах перечислены разные клинописные знаки и приведено их значение. В словарях дано соответствие двух месопотамских языков — шумерского и аккадского. Есть также словари синонимов, даже более полные, чем современные. Сохранились уникальные трактаты по астрономии, математике, географии, медицине, химии, зоологии и ботанике. Расцвет жречества, астрологии и науки позволил Месопотамии достичь небывалого развития.

Отличительной чертой древней ближневосточной цивилизации является первенство религии, которая пронизывала каждую сторону жизни, составляя ее внутреннюю суть. Так, вся семитская история, литература, право и искусство обязаны своим происхождением, содержанием и способом выражения религии. Литературные тексты того времени полны историй о богах и их деяниях, в них излагаются месопотамские мифы о сотворении Вселенной.

Самые древние литературные сюжеты зародились на Ближнем Востоке и в дальнейшем отразились в мировой литературе. Так, миф о творении приведен в аккадской поэме Энума Элиш («Когда наверху»). Аккадская версия эпоса относится ко времени правления первой вавилонской династии и имеет целью прославление Мардука — верховного божества и создателя Вселенной.

Другой миф о древних героях превзошел все остальные и распространился далеко за пределы Месопотамии. Это известный миф о Гильгамеше. Гильгамеш — человек, желающий получить бессмертие. Эпос примечателен тем, что в нем отразились относительная субъективность и современное отношение к жизни, по сути мрачное и пессимистичное. Не только герои не могут избежать смерти, но и вообще тропа славы ведет к могиле.

На основе ранней шумерской традиции была построена широкая дидактическая и поучительная литература — и прозаическая, и поэтическая, богатая мудрыми советами и поговорками. Например:

«Не делай зла противнику своему;
Отвечай добром тому, кто сделал тебе зло;
Поступай справедливо с врагом своим…
Жалость порождает благосостояние,
Жертва продлевает жизнь,
Молитва искупает грех.

Несколько поговорок:

«Мой сосуд еще не иссяк, и я не чувствую сильной жажды».
«Если я не пойду сам, кто пойдет вместо меня?»
«Он освятил храм раньше, чем начал его строить».
«Ты берешь поле врага, а враг берет твое».

В древних текстах можно встретить «вечный» вопрос, который волновал людей тысячи лет назад, и который люди задают и сегодня: почему хороший человек испытывается страданием?

Я вынес все в этой жизни и даже больше;
Я оглядываюсь вокруг и вижу только зло.
Мои страдания усиливаются, справедливости нет…
Все же я думал только о молитве и служении богам,
Мольба — моя забота, жертва — мое правило;
День поклонения богам — моя радость,
День шествия моей богини — мой доход и мое богатство;
Почитание царя — мое счастье,
Музыка для него — мое наслаждение… » (с. 78-79).

«Вклад семитов в человеческую культуру велик и положителен. Во-первых, само средство, с помощью которого мы выражаем свои мысли в письменной форме, алфавит, возник на семитской земле — в Ханаане. Но семиты и другими способами повлияли на культурное развитие Средиземноморья. Аккадцы поставляли литературные темы, законодательные концепции, астрономическую информацию и математические знания. Арамеи дали человечеству язык, ставший средством переноса на запад знаний о них самих и о других семитских культурах. Арабы при посредстве своей политической организации создали условия для объединения в одном большом государстве представителей разных цивилизаций, а также внесли вклад в астрономию, математику, навигацию и другие науки.

Но самый большой вклад семиты сделали в религию. Концепция единого Бога, революционная для политеизма Античности, была ядром религии древних евреев. Она была перенесена в европейский мир благодаря христианству, а в Азию и Африку — исламу. Так получилось, что три величайшие религии нашего времени — иудаизм, христианство и ислам — зародились на небольшом участке семитской территории. Семиты стали верить в единого Бога намного раньше, чем эти религии отправились покорять мир. Когда же данный процесс начался, успех оказался впечатляющим. Под их натиском рухнули даже более сложные религиозные системы весьма продвинутых народов — греков и римлян» (с. 252).
Так, рассказывая о каждом из народов, автор дает нам представление о языке, обычаях и верованиях, литературе, искусстве и архитектуре того времени. Взятые вместе, эти сведения позволяют увидеть глубинную нить, которая связывает цивилизации и продолжает жить в наше время.
Желаем Вам приятного и полезного чтения!

Резник Марина Васильевна,
библиотекарь отдела городского абонемента
Tags: история, книги
Subscribe

  • Печать эпохи. Красноярск сто лет назад

    Ну что, друзья, наконец и к нам пришло тепло и солнце! Самое время присесть под цветущей яблоней или черемухой, от души подышать и, конечно же,…

  • Печать эпохи. Апрель 1961

    60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Это событие поразило весь мир и несколько дней все газеты были полностью посвящены полету…

  • 30 лет «Красноярской газете»

    Краевая народная «Красноярская газета» начала свою историю в феврале 1991 года проникновенной поэтической строкой: «Я люблю Родину,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments