?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В двух первых номерах журнала "Дружба народов" за этот год (№ 1-2, 2014) опубликован новый роман Анастасии Ермаковой "Пластилин". Во главу угла публицистического романа поставлена до сих пор не изжитая проблема российского сиротства. Он написан от первого лица и изобилует явно автобиографическими подробностями. Главная героиня – писательница Полина, у которой, на первый взгляд, все благополучно и с карьерой, и с личной жизнью. Но в лучших традициях русской интеллигенции, ощущая неопределенную душевную тоску, она буквально мечется меж противоборствующих людей и стихий: мужем-поэтом с тонкой душевной организацией и матерью – клинической фэншуисткой; необходимостью содержать семью и поисками смысла жизни. Благодаря всему этому роман переполняется экзистенциальными подробностями рефлексирующей женской души, однако, надо отдать должное автору, это не заслоняет главного – его острой социальной проблематики. Именно рефлексия и приводит Полину в стан волонтеров, помогающих по мере сил и возможностей воспитанникам интернатов.

Казалось бы, уж сколько копий сломано вокруг возведенных в России непробиваемых детдомовских стен, сколько вытащено наружу грязного белья и обнародовано преступных деяний – и все мало? Мало! Потому что детство по статусу обязано быть самой светлой и беззаботно-радостной порой, оно должно процветать в окружении любви и заботы близких, ведь детство – фундамент судьбы. Вот и волонтеры стараются от души, чтобы хоть как-то скрасить безрадостный быт детдомовцев: привозят подарки, организуют фотосессии и праздники - казалось бы, все должны быть довольны и рады! Но внедряясь в закрытую систему сиротских учреждений, добровольные помощники вольно или невольно становятся свидетелями не только унылых картинок почти тюремного быта, но и эпизодов насилия над воспитанниками со стороны обслуживающего персонала. Кроме того, вырываясь на волю, за стены ненавистных интернатов, дети, лишенные системы нравственных ориентиров, упорно не желающей формироваться в казенной системе воспитания, быстро становятся легкой добычей преступников.

Волонтеры приходят в отчаяние от безысходности ситуации, а повествование набирает памфлетно-публицистическую силу – так много острых социальных вопросов и шокирующих фактов буквально обрушивает автор на голову читателя: «Каждый третий выпускник детского дома – бомж, каждый пятый - преступник»; «Не секрет, что из десяти выпускников детских домов только один-два успешно адаптируются к дальнейшей жизни».

Вывод об общей коллективной ответственности всего взрослого населения страны – от высшей власти до рядовых обывателей - за изуродованное детство подкрепляется дополнительными сюжетными линиями судеб матерей-кукушек и постоянно прорывающимся наружу авторским чувством вины: «Я все время чувствую вину перед всеми этими детьми, вину «неясного происхождения», она сочится, как кровь, и когда она вытечет вся, я стану мертвой». Выход и спасение ей видится только в одном – в возрождении нашей совести: «Совесть – то, на чем держится все человечество. А вовсе не на деньгах и нефти. Когда совесть исчезнет, человечество погибнет».

Повинуясь голосу собственной разбуженной совести, героиня даже удочеряет десятилетнюю девочку Киру, несмотря на то, семья - муж и дочь – активно противятся этому благородному порыву на почве благотворительности. Не удивительно, что вместо ожидаемой семейной идиллии и душевного успокоения Полина получает целый ворох дополнительных проблем: уходит муж, а шелковая и ласковая в детдомовский период приемная дочь, попав в семью, превращается в злобную и агрессивную фурию: дерется с младшей сестрой, грубит, ворует деньги.

Оказывается, чтобы изменить мир, мало испытывать чувство вины за чужие грехи и совершать добрые дела по велению разума - нужно измениться самому. Только после того, как в Полине просыпаются к приемной дочери по-настоящему материнские чувства, и женщина становится терпимее и мудрее, характер строптивого ребенка смягчается и начинает меняться в лучшую сторону, что дает нам надежду на счастливый финал хотя бы этой одной частной истории.
Ольга Кургина

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
cheschka
19 авг, 2014 17:28 (UTC)
спасибо за рецензию.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner