Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

1718. Чужую беду руками не развести

В двух первых номерах журнала "Дружба народов" за этот год (№ 1-2, 2014) опубликован новый роман Анастасии Ермаковой "Пластилин". Во главу угла публицистического романа поставлена до сих пор не изжитая проблема российского сиротства. Он написан от первого лица и изобилует явно автобиографическими подробностями. Главная героиня – писательница Полина, у которой, на первый взгляд, все благополучно и с карьерой, и с личной жизнью. Но в лучших традициях русской интеллигенции, ощущая неопределенную душевную тоску, она буквально мечется меж противоборствующих людей и стихий: мужем-поэтом с тонкой душевной организацией и матерью – клинической фэншуисткой; необходимостью содержать семью и поисками смысла жизни. Благодаря всему этому роман переполняется экзистенциальными подробностями рефлексирующей женской души, однако, надо отдать должное автору, это не заслоняет главного – его острой социальной проблематики. Именно рефлексия и приводит Полину в стан волонтеров, помогающих по мере сил и возможностей воспитанникам интернатов.

Казалось бы, уж сколько копий сломано вокруг возведенных в России непробиваемых детдомовских стен, сколько вытащено наружу грязного белья и обнародовано преступных деяний – и все мало? Мало! Потому что детство по статусу обязано быть самой светлой и беззаботно-радостной порой, оно должно процветать в окружении любви и заботы близких, ведь детство – фундамент судьбы. Вот и волонтеры стараются от души, чтобы хоть как-то скрасить безрадостный быт детдомовцев: привозят подарки, организуют фотосессии и праздники - казалось бы, все должны быть довольны и рады! Но внедряясь в закрытую систему сиротских учреждений, добровольные помощники вольно или невольно становятся свидетелями не только унылых картинок почти тюремного быта, но и эпизодов насилия над воспитанниками со стороны обслуживающего персонала. Кроме того, вырываясь на волю, за стены ненавистных интернатов, дети, лишенные системы нравственных ориентиров, упорно не желающей формироваться в казенной системе воспитания, быстро становятся легкой добычей преступников.

Волонтеры приходят в отчаяние от безысходности ситуации, а повествование набирает памфлетно-публицистическую силу – так много острых социальных вопросов и шокирующих фактов буквально обрушивает автор на голову читателя: «Каждый третий выпускник детского дома – бомж, каждый пятый - преступник»; «Не секрет, что из десяти выпускников детских домов только один-два успешно адаптируются к дальнейшей жизни».

Вывод об общей коллективной ответственности всего взрослого населения страны – от высшей власти до рядовых обывателей - за изуродованное детство подкрепляется дополнительными сюжетными линиями судеб матерей-кукушек и постоянно прорывающимся наружу авторским чувством вины: «Я все время чувствую вину перед всеми этими детьми, вину «неясного происхождения», она сочится, как кровь, и когда она вытечет вся, я стану мертвой». Выход и спасение ей видится только в одном – в возрождении нашей совести: «Совесть – то, на чем держится все человечество. А вовсе не на деньгах и нефти. Когда совесть исчезнет, человечество погибнет».

Повинуясь голосу собственной разбуженной совести, героиня даже удочеряет десятилетнюю девочку Киру, несмотря на то, семья - муж и дочь – активно противятся этому благородному порыву на почве благотворительности. Не удивительно, что вместо ожидаемой семейной идиллии и душевного успокоения Полина получает целый ворох дополнительных проблем: уходит муж, а шелковая и ласковая в детдомовский период приемная дочь, попав в семью, превращается в злобную и агрессивную фурию: дерется с младшей сестрой, грубит, ворует деньги.

Оказывается, чтобы изменить мир, мало испытывать чувство вины за чужие грехи и совершать добрые дела по велению разума - нужно измениться самому. Только после того, как в Полине просыпаются к приемной дочери по-настоящему материнские чувства, и женщина становится терпимее и мудрее, характер строптивого ребенка смягчается и начинает меняться в лучшую сторону, что дает нам надежду на счастливый финал хотя бы этой одной частной истории.
Ольга Кургина

Tags: журналы, рецензии, российская проза, современная проза
Subscribe

  • Заметки библиотекаря 5. Про суперспособности

    Автор: Анастасия Кудисова Я уверена, любой человек хотя бы раз в жизни задумывался о сверхъестественных способностях. Наверняка, вы часто, пока…

  • Лучшие читатели абонемента 2020 года

    В 2020 году в связи с пандемией многим читателям посещать библиотеку стало сложнее. Однако остались среди завсегдатаев абонемента те, кто продолжал…

  • Сны и сновидения о библиотеке

    27 мая - Общероссийский день библиотек. Библиотечное сообщество принимает поздравления и рассказывает о себе, о своих достижениях, своих сотрудниках.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment