Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

189. Мобильное справочно-библиотечное обслуживание

Представьте: вам нужна какая-то информация. Вы, не долго думая, отправляйте sms-запрос по известному вам номеру библиотеки и через какое-то время (зависит от сложности запроса) получаете ответ, на телефон или в то место сети, куда вам удобно. Это отнюдь не фантастика, это реальность.
 
Я раньше читала о мобильном обслуживании у Мыши Библиотечной, а теперь вот в журнале «Новости Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений», № 1 за 2008 г. опубликован реферат статьи Фузиа Соеретмен, Нжиан Лек Чо и Со Лиин Ли «Управление национальными библиотеками в будущем: включение справочной службы в сетевую деятельность – опыт Сингапура» (перевод Александра Слесарева). В статье описываются инициативы, с которыми Национальная библиотека Сингапура (далее – Библиотека) выступила еще в 2006 году.
Потребность в справочной информации может возникнуть у любого человека в любое время. Он посылает sms-запрос в библиотеку. Библиотека осуществляет услуги справочно-информационной службы везде и всегда, с использованием любого доступного устройства (карманный компьютер или интернет-ориентированное устройство). Короткие ответы посылаются клиенту в виде sms или по электронной почте. Для развернутых ответов в сообщение включается URL, с которого клиент и может получить ответ (при условии наличия у него Интернет-ориентированного устройства). URL для каждого клиента индивидуален, чем достигается конфиденциальность.
 
Эти услуги могут предоставляться и в пределах социального пространства, в котором клиенты чувствуют себя комфортно, например Google, MSN (GYM) и в др. интерактивных сетевых пространствах. В этом случае клиенту нет необходимости покидать это пространство, чтобы найти библиотечные материалы.
 
Для улучшения качества справочно-информационной службы, обмена знаниями и взаимного обучения могут использоваться платформы сотрудничества типа Wiki. Эта онлайновая платформа позволяет сотрудникам разных учреждений (библиотекарям и специалистам-отраслевикам) объединиться, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (в случаях сложных запросов). Библиотекари и специалисты могут помочь друг другу ответить на запрос в любое время и в любом месте. После поступления уведомления через sms и Интернет они имеют доступ к электронным письмам со ссылками, регистрирующими внесенную информацию через блог.
Предоставляющие информацию могут в любое время увидеть на экране обсуждение этого запроса, а также посмотреть предварительную версию ответа, пока библиотекарь работает над ним. В любой момент участник может высказать свое мнение, которое регистрируется в формате электронной почты со ссылками и как блог.
 
Все выполненные запросы с ответами на них помещаются в специальную базу данных.
 
Данный комплекс услуг находится в Национальной библиотеке Сингапура на начальном этапе развития. Первоначальная реакция библиотекарей позитивна, поскольку они обнаружили, что, используя совместную платформу, можно найти экспертов, о которых они не знали ранее. Клиенты Библиотеки рады удобству, а также тому, что могут получить в ответе библиотекарей обширный список рекомендованных ресурсов и ссылки на статьи через URL, sms или по электронной почте.
Tags: Интернет, библиотеки, библиотечное обслуживание, библиотечные блоги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments