Фестиваль «ЭкоЧашка» был создан в Москве с целью знакомства россиян с европейским взглядом на экологические проблемы, представленные через призму документалистики. По словам организаторов, это была попытка понять, каким образом в Европе искусство задает и решает все более острые вопросы, связанные с образом жизни человека, с его влиянием на среду обитания, и каким путем идет формирование новой экокультурной традиции. Позже фестивальную программу стали показывать в других городах России, в том числе и в Сибири. Сейчас фестиваль «ЭкоЧашка» - это форма обмена опытом, а также возможность исследования российского экологического движения.
Кинолекторий был посвящен истории кино в Сибири, этапам становления кинопроизводства и началу кинопрокатной деятельности в сибирском регионе. Обо всем этом рассказывала Оксана Берилло – директор фестиваля кино «REC».
В 2015 году исполняется 120 лет кинематографа. Отправной точкой этого знакового события стал первый платный киносеанс братьев Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. Уже через полгода в Петербурге также начались киносеансы, а спустя ещё примерно год-полтора киносеансы появились и в Сибири. Показ первого сибирского киносеанса состоялся в Новониколаевске (ныне Новосибирске). А попало кино в Сибирь по железной дороге.
Первый киносеанс в Красноярске прошел 9 марта 1897 года. Он состоялся благодаря коммивояжеру С.О. Моржецкому. Но главным первопроходцем кинематографа в Красноярске стал Василий Алексеевич Поляков – начинал он гастролером с киноаппаратом, потом решил задержаться в городе на месяц, а затем и на годы.
На первых киносеансах был такой аншлаг и огромные очереди, что современные кинопрокатчики могут лишь позавидовать успеху кинопоказов конца XIX-начала XX вв. Во всех кинотеатрах смотрели коронацию императора Николая II.
Оксана Берилло
В 1910 году у Полякова на большом экране стали показывать местные хроники. В те годы в Сибири активно снимали событийные хроники, виды города, пейзажи.
Главной проблемой при киносъемках было наличие самой пленки. А вот большинство операторов тех времен – это бывшие фотографы.
В 1913 году в Сибири работало уже более 50 постоянных кинотеатров. Но первые годы советской власти в прокате шли старые фильмы – время было тяжелое, не до съемок.
Темой развития кинематографа в Сибири занимается новосибирский исследователь Виктор Алексеевич Ваторин, он написал и книги об этом. При этом информацию очень тяжело собирать – буквально по 2-3 предложения из разных газет.
Главной функцией киносеансов тех лет была не развлекательная, как сейчас, а скорее образовательная – сибиряки (а особенно сибирячки) ходили на сеансы, чтобы увидеть новые «моды», присматривали себе фасоны платьев, шляпок.
Первый российский игровой фильм был создан в 1908 году – «Стенька Разин». А первый игровой фильм Сибири вышел в прокат в 1924 году, назывался «Красный газ» - говорят, очень долго показывался с большим успехом.
Первые киносеансы длились по 30-40 минут, во время которых успевали показать 20-30 кинолент. В начале XX века сеансы стали более «полноценные», часовые.
В советские времена сибирская документалистика считалась одной из лучших – нам всегда было, что показать. И многие специалисты кинематографа с нетерпением ждут возрождения сибирского документального кино.
Участники лектория смогли увидеть раритетные фильмы братьев Люмьер, кадры коронации последнего российского императора, жизнь Парижа 1900 года, и очень интересные документальные фильмы начала XX века, снятые в Новониколаевске и Владивостоке.