Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1806. От потопа до потопа… рецензия на рассказ Романа Сенчина «Миражи на дне»

Рассказ опубликован в журнале «Октябрь», 2014, № 8.

И вновь щемящий, разрывающий сердце рассказ Романа Сенчина о тщетной попытке российского индивида отстоять свои права в лобовом столкновении с коррумпированным государством. А причина противостояния нам хорошо знакома еще по повестям  Распутина – переселение людей из зоны грядущего потопа в связи со строительством очередной ГЭС (подразумевается Богучанская в Кежемском районе).  Именно потопа, хотя по-научному это событие обозначается более благозвучным словом – «затопление». Но трагедия невосполнимой потери при насильственном переселении с обжитых  и богатых природными дарами сибирских земель в депрессивные мелкие городишки сопоставима только с последствиями библейского потопа: «Здесь, в деревне, если и не было работы, то кормил огород, скотина, тайга, рыба. И вот насильно вырывают человека отсюда, суют в квартиру И что? Как ему дальше? Работы и в городе не для всех. Тем более, если тебе за сорок и ничего толком не умеешь… То есть жить в деревне умеешь, знаешь, как выжить, где добыть пропитание, что собрать и продать. А в городе?»

Всю тщательно замалчиваемую несправедливость и неправедность, возникающую при «зачистке территории» будущего водохранилища вскрывает журналистка краевой газеты Ольга во время служебных командировок. Эти поездки в приговоренные деревни в течение нескольких лет  перевернут все мировоззрение коренной горожанки, с презрением относившейся к «медвежьим углам» и их жителям.

Сначала ее восхитит неожиданно крепкое и зажиточное село Большаково, где каждая усадьба добротна и стоит как древняя крепость, защищенная стенами-срубами, а на огородах, невзирая на северные широты, произрастает такое изобилие овощей и фруктов,  какое и не снилось дачникам.

Позже она отметит сходство пепелищ уничтоженных сел с кадрами документальных фильмов про немецкую оккупацию и ужаснется этой похожести…
Истории «утопленников» станут темами отдельных статей, потому что поразят в самое сердце незащищенностью человека перед средневековым произволом высокопоставленных лиц. Отнимая у людей без всякой компенсации самое ценное – землю и нехитрый деревенский бизнес, гидробоссы превратят сам процесс переселения то ли в сталинскую депортацию, то ли в смертный приговор с отсрочкой исполнения, то ли в то и другое вместе взятое: «Например, Александр Беккер из Кутая. У него был добротный дом, хозяйство, моторная лодка. Пенсии в шесть тысяч хватало. Ему предложили однокомнатную квартиру в Копинске. Беккер стал просить хоть шесть соток под огород. «Земельные участки не предусмотрены», - ответили ему в администрации. «А на что мне жить? Бутылки собирать?» И Беккер отказался переезжать. Больше года жил один в зачищенном селе без света, без медицинской помощи, без привозных продуктов. В ноябре его парализовало…».

С диссидентами, выбравшими вместо переселения жизнь на осадном положении, разговор короткий и по-бандитски продуктивный. Исполнители тоже позаимствованы из мест, не столь отдаленных – по особому распоряжению «порядок» наводят заключенные местной колонии, временно выпущенные для выполнения задания государственной важности: крушить, ломать, жечь. Чего ж тут удивляться – каков поп, таков и приход.

К слову, в повести В. Распутина «Прощание с Матерой», отсылающей к 60-м годам прошлого века, расселение происходит по более щадящему сценарию: для крестьян отстраивают новый поселок городского типа с коттеджами, хозяйственными постройками и пусть маленькими, но личными огородиками. В 21 века перемещение из зон затопления ведется  уже без сохранения социальной структуры населения – и тут проза Сенчина, как всегда, документально безупречна. В Википедии читаем: «В советское время население переселялось как в города и близлежащие посёлки, так и в новые посёлки, создаваемые у берегов будущего водохранилища, с 2008 года — только в города (Кодинск, Абакан, Ачинск и другие)».
В результате строительства Богучанской ГЭС с лица земли исчезло более 20 сел и деревень, затоплено без малого 150 000 га сельхозугодий и лесных массивов.

«Цивилизация требует жертв», – с грустной усмешкой произносит один из местных жителей, комментируя трагические события – и эта мысль становится, пожалуй, ведущим лейтмотивом печальной истории. Что же это за цивилизация такая и что за бизнес, маскирующийся под прогресс, которым, как языческим богам, нужны тысячи человеческих жертв в мирное время в стране победившей демократии?  Вопросы, увы, без ответа…

Ольга Кургина
Tags: книги, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments