Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1835. Чудо-дикари на чудо-острове

Москва_ОбложкаПопов М. Колыбель: роман // Москва. - 2014. - № 6-8.

Фантастический роман Михаила Попова переносит читателей на экзотический остров, где обитают чудо-дикари и куда волею случая – в результате традиционного для жанра робинзонады кораблекрушения - попадают два русских героя: Дядя Саша и Денис - работники турбизнеса в южных заграничных широтах. Освоившись на новом месте жительства, герои понимают, что оказались чуть ли не в раю: прекрасная тропическая природа, щедрые дружелюбные дикари, а, следовательно - бесплатная кормежка и полная свобода.

Однако, остров не похож ни на какой даже самый дикий и отдаленный от континента участок суши – какие-либо приметы цивилизации абсолютно отсутствуют. Нет ни пластиковых бутылок, ни одежды из тканей, ни железных орудий труда и проч., чем пользуются даже самые отсталые племена, застрявшие в первобытном состоянии. Абсолютный каменный век и идеальные доисторические аборигены!

Живут они тоже как-то не так, как положено всему роду человеческому: вроде бы работают и что-то выращивают, есть дети, но нет даже отдаленного намека на привычные гендерные отношения. Более того, им неведомы правители и традиционные для всех дикарей языческие ритуалы, но они невероятно быстро обучаются русскому языку, благодаря чему общение становится и вовсе беспроблемным. И чем дальше - тем больше скелетов, спрятавшихся в пышных тропических зарослях. Иногда у обоих героев возникает ощущение, что они зависли то ли в каком-то параллельном мире, то ли на острове забвения.Наши «робинзоны» даже придумывают название загадочному острову – Убудь, и все жители, соответственно, превращаются в племя убудцев.

Через некоторое время дороги дяди Саши и Дениса разойдутся. Дядя Саша, как человек старой советской закалки – деятельный и совестливый - уйдет в долину, чтобы построить лодку и уплыть с чертова острова. А Денису – по натуре сибариту и тунеядцу - все понравится, и он решит остаться. Обосновавшись на вершине холма, он объявит себя Вавилонским царем и пустится во все тяжкие: обзаведется гаремом, назначит себе генералов и маршалов. Объявив всех убудцев своими подданными, Денис с удовольствием наречет их самыми экзотическими именами, смешав в кучу историю с кинематографом. Так, вместо безымянных дикарей появятся на острове: Нефертити, Терпсихора, Клеопатра, Помпадур, Черчилль, де-Голь, Астерикс, Карлсон, Джеки Чан, Афраний и т.д.

Денис, будучи неглупым малым, уловит главную черту в психологии аборигенов – их незамутненную веру в следующую жизнь. Силой своего изворотливого коммерческого ума бывший менеджер сочинит закон, гласящий буквально следующее: «Все, что угодно, что находится здесь, на Убуди, может быть обменяно на обещание чего угодно «там», в будущей жизни». И благодарные, «частично вразумленные бараны», перегоняя друг друга, понесут к ногам своего новоявленного повелителя плоды сельскохозяйственного труда, получая взамен обещание владеть всем, что только взбредет в голову Царю: шахтой Распадской в Кемеровской области, виноградниками Массандры, киностудиями Голливуда, бензозаправками, нефтяными скважинами. Щедрость Царя царей в раздаче обещаний не знает границ!

А через некоторое время мирной, сытой и ленивой жизни Царь решит перевоспитать слишком добрых и не от мира сего травоядных подданных, интегрировав их в привычную земную жизнь, научив есть мясо и убивать себе подобных! Главная цель Дениса на данном историческом этапе – победить «Колхозию» во главе с дядей Сашей, засевшим где-то в лесах, и отобрать у него лодку, которую тот, по слухам, все же построил. Однако настоящей войны так и не случится - маршалы и генералы в ужасе разбегутся в разные стороны как тараканы, побросав самодельное боевое снаряжение. Дядя Саша, в отличие от своего бывшего напарника, организует свою вотчину по альтернативным законам. Его дикари трудятся на Хозяина безвозмездно, воодушевляемые лозунгами и великой целью построения лодки!

Весь этот сплав фантасмагории с социальной сатирой, явно претендующий на статус притчи, закончится неожиданным финалом - оба героя вернутся в Россию, но жизнь на Убуди не пройдет бесследно - она круто изменит их судьбу; вот только кто из них станет победителем в личном и ментальном противостоянии - рассудит время.

Об авторе:

206747Михаил Михайлович Попов родился в 1957 году. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Автор двух сборников стихотворений и более двадцати книг прозы. Лауреат премий Правительства Москвы, им. Ивана Бунина, им. Андрея Платонова, а также журнала «Москва» за повесть «Кассандр», опубликованную в № 9 за 2007 год. Член Союза писателей России. Живет в Москве.







Ольга Кургина.

Tags: журналы, рецензии, российская проза, современная проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments