?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К празднику Отдел редких книг и книговедения подготовил выставку «Чтите женщину». Все книги, представленные на выставке, – из частного книжного собрания красноярского библиофила Геннадия Васильевича Юдина (1840-1912).

Экспонируемые книги были выпущены в конце XIX и начале XX в., это книги о женщине, для женщин, написанные женщинами, изданные женщинами. Авторы книг говорят о равноправии женщин, праве на образование, работу, достойную заработную плату, право на участие в общественной и политической жизни, праве быть самостоятельной личностью и самим выбирать, чем заниматься в жизни, как создавать семью и выстраивать отношения с мужем, воспитывать детей, как одеваться, что читать.

IMG_7311.JPG

Также на выставке представлены книги о женщине и для женщин, написанные мужчинами, что позволяет сравнить два мнения, два взгляда на эмансипацию.
Несомненный интерес вызывает книга немецкого экономиста А. Дауля «Женский труд в применении к различным отраслям промышленной деятельности» (1869), книга была издана первой и единственной в истории русского издательского дела женской переводческой и издательской артелью.

Артель возникла в 1863 г. в Петербурге, её главной целью было предоставление заработка интеллигентным женщинам. Во главе этого дела стояли две замечательные русские женщины: Мария Васильевна Трубникова (1835-1897), одна из первых русских феминисток, (дочь декабриста В. П. Ивашева), и Надежда Васильевна Стасова (1822-1895) (дочь архитектора В. П. Стасова и сестра В. В. Стасова). Главным редактором, бухгалтером и связующим звеном с переводчицами была Трубникова. Стасова контактировала с типографиями, переплетными мастерскими, доставала и отбирала бумагу. Безвозмездными консультантами, рецензентами для артели стали многие выдающиеся русские педагоги, ученые, литераторы: А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, М. Е. Салтыков (Н. Щедрин), Ч. Дарвин и др. Поскольку своей типографии у женской артели не было, использовали, за сравнительно небольшую плату, «идейные» типографии Н. Л. Тиблена, О. И. Бакста, А. С. Голицына, М. А. Куколь-Яснопольского, Ф. С. Сущинского и др. Переплетали книги у В. А. Иностранцевой, В. И. Печаткиной. Тиражи книг бывали от 1200 экз. до 2500 экз. Цена устанавливалась от 10 коп. до 2-3 рублей. Купить книги женской издательской артели можно было во многих книжных магазинах Петербурга, также главным образом «идейных». Всего в артели работало 36 женщин.

Правительство не приветствовало издание книги А. Дауля в России, как и не приветствовало создание женской издательской артели. Над артелью нависла опасность ликвидации, чтобы вывести из-под удара переводчиц, Трубникова и Стасова решили всю вину принять на себя: отныне книги артели стали выходить под новой маркой «Трубникова и Стасова».
На выставке представлена книга Александры Алексеевны Штевен (1865-1933) «Из записок сельской учительницы» (1895), девушка из дворянской семьи не побоялась стать учительницей сельской школы, в этой книге она повествует о своем опыте, своих впечатлениях.

Сборник статей «Эмилия Павловна Шаффе и ее школа, 1858-1908 гг.» (1908), рассказывает о жизни и деятельности Э. П. Шаффе.
Эмилия Павловна Шаффе (1827-1906) в 1858 году открыла в Петербурге частную женскую школу «Дом образования», это была одна из лучших школ города, в 1906 г. учебному заведению был присвоен статус гимназии, государство взяло под свою опеку гимназию, а Э. П. Шаффе было предложено возглавить учреждение. Почти полвека Э. П. Шаффе руководила учебным заведением, при нем открыла один из первых детских садов в Петербурге.

IMG_7344.JPG

Книга Марии Николаевны Анзимовой (1831-1912), музыканта, педагога, литератора, «Женщина. Причина ее современной нравственной физиономии» (1907) рассказывает о факторах, влияющих на формирование женского характера и её нравственного облика.

«Труды I Всероссийского Женского съезда при Русском Женском Обществе», проходившем в Санкт-Петербурге 10-16 декабря 1908 года, были изданы в 1909 г. На съезд прибыли 1019 делегаток из разных городов и весей Российской империи, а так же гражданки Российской империи, проживавшие на тот момент зарубежном. Издание интересно еще и тем, что в нем опубликован полный список делегаток, с указанием имен, фамилий, мест проживания, а так же список докладчиков.

Русское Женское Взаимно-Благотворительное общество (1895-1918 гг.) было первым в России женским союзом, поставившим задачу «женского единения», иначе говоря, первой феминистской организацией в России. Для того чтобы Женский съезд состоялся, членам Общества понадобилось пять лет переговоров с различными государственными учреждениями.

Появление женских журналов, в их истинном смысле - журналов, издаваемых женщинами и для женщин, то есть инициируемых, редактируемых и написанных женщинами о женских проблемах, произошло ближе к концу XIX в. Этих изданий было совсем немного, к ним можно отнести и петербургский «Первый женский календарь» (ежегодник), издаваемый Прасковьей Наумовной Ариан (1864-1944). Особенностью этих изданий является озвучивание женских проблем, реалий женской жизни в интерпретации самих женщин.
Календарь "Подруга" для учащихся в женских учебных заведениях на 1908-1909 г., издание Отто Кирхнера (Санкт-Петербург), выпущен в виде записной книжки, отвечающий не только интересам учениц младших классов, но и требованиям учениц более старшего возраста. В издании помещены расширенные справочные данные по орфографии, хронологии, арифметике, алгебре, тригонометрии и географии. Наряду с этим в книгу включены сведения об упражнениях и развлечениях, полезных для физического развития.

IMG_7345.JPG

В 1912 году в Киеве была выпущена книжка Евгения Исолани «Дама в штанах. Очерк по истории эволюции женского платья», где автор пытался объяснить закономерность появления брюк в женского костюме. Предубеждение против брюк и шаровар в женском костюме было достаточно сильно. В нем частично сказывалось представление о том, что шаровары являлись атрибутом господствующего мужского пола. При этом можно смело утверждать, что такими понятиями руководствовались в своих предубеждениях не только мужчины, но и большинство женщин. Борьба против брюк была борьбой за старые традиции, против нововведений. Дамы, носившие брюки, вызывали недоумение в обществе. Театральные дирекции, например, были вынуждены запрещать дамам в брюках входить в зрительный зал, так как они приковывали внимание зрителей. Пройти по улице даме в шароварах было непросто, о чем говорит Исолани: «такую женщину преследуют на улице с насмешливым гиком, так что несчастные модницы вынуждены спасаться бегством в первый попавшийся дом».

IMG_7309.JPG

Так же на выставке представлены книги, авторы которых впервые попытались с научной точки зрения говорить с подростками о различии полов, о процессе зачатия и рождения ребенка, об особенностях женского организма, например, как в книге доктора медицинских наук Марии Вуд-Аллен «Что надо-бы знать девочке» (1908).

Елена Альбертовна Лактионова

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
(Анонимно)
29 апр, 2016 01:44 (UTC)
Есть ли в этой коллекции рассказ американской писательницы Луизы Олкотт "Старосветская девушка" переведенный на русский язык и впервые опубликованный Стасовой и Трубниковой в 1876 году?
kraevushka
29 апр, 2016 04:39 (UTC)
Здравствуйте. На русском есть только "Маленькие женщины" 2007 г.
А это книги на английском, которые есть в библиотеке:
https://clck.ru/9trUQ
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner