?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

8 апреля отмечается интернациональный праздник - «Международный день цыган»! С целью сохранения культурного наследия 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс. В том же году был создан Международный союз цыган, были утверждены флаг и гимн.

В этот день для всех читателей мы бы хотели предложить подборку книг с цыганской тематикой. К цыганскому искусству и фольклору в своем творчестве обращались Пушкин, Толстой, Баратынский, Даль, Писемский, Куприн, Горький, Блок и другие писатели и поэты. Современные писатели также часто используют цыганскую тему. Цыгане являются одним из самых ярких и узнаваемых народов не только России, но и всего мира. Подробнее узнать об этом удивительном этносе Вам помогут следующие книги:

Надежда Георгиевна Деметер. «История цыган».
Если Вас интересуют книги по истории цыганского народа, то советуем обратить внимание на прекрасный труд Надежды Георгиевны Деметер - «История цыган». Надежда Георгиевна - доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, ведущий специалист в области цыгановедения. Цыгане являются одним из самых любопытных народов на планете. Они относятся к этническим меньшинствам, однако их численность весьма велика. Сами цыгане называют себя «ром» или «рома», однако существуют и иные эндоэтнонимы, такие как «синти», «мануш», «кале». Следует отметить тот факт, что у цыган никогда не существовало государственности, что отличает их от многих других народов. Однако, несмотря на кочевой характер своей жизни, они сумели сохранить свою самобытность, поскольку их культура, традиции и национальный характер остались неизменными. Антропологи и этнографы всего мира пытаются понять, что же представляют собой цыгане, к какой группе их можно отнести – к нации, народности, национальности или национальному меньшинству. Цыган можно назвать историческим феноменом, так как на нашей планете не существует народа, похожего на них.

Н. Деметер - История цыган.jpg

Дмитрий Фалеев. «Бахтале-Зурале! Цыгане, которых мы не знаем».
Как и Н. Г. Деметер, Дмитирй Фалеев пытается ответить на вопрос: «Что же за народ — цыгане»? Как получилось, что расселившись по всему миру, они нигде не стали своими, везде остаются на особом положении? Как изменилась их жизнь в современной России, и чем отличаются новые цыгане от новых русских? Что такое цыганский закон, цыганская правда, цыганская мораль? В этой веселой и лиричной книге самые невероятные приключения и судьбы описаны с этнографической достоверностью. С любовью, горечью и беспощадной честностью автор изображает сцены из жизни хорошо знакомых ему цыган, преимущественно котляров. Книга представляет собой рассказы автора о встречах с цыганами, о поездках в таборы. В книге много информации о цыганских обычаях, праздниках, цыганской истории и фольклоре.

Дмитрий Фалеев - Бахтале-Зурале.jpg

Рэймонд Бакленд. «Цыгане. Тайны жизни и традиции».
Рэймонд Бакленд – внук английской цыганки. Свою задачу автор видел в том, чтобы запечатлеть прошлое цыган, спасти народное наследие от забвения и исчезновения. Автор вырос в Англии и в 1930-х годах стал свидетелем постепенного исчезновения таборов, кочующих по этой стране. Вскоре после Второй мировой войны британские власти заставили цыган отдавать детей в школы как минимум на один год. Это обстоятельство вынуждало их отказываться от традиционного кочевого образа жизни. Эта книга сохранила для читателей мудрость цыганского народа, она расскажет об их повседневной жизни, о религиозных представлениях и ритуалах, о гаданиях и заговорах, о лечении болезней и магических способах обретения богатства.

Рэймонд Бакленд - Цыгане.jpg

Александр Сергеевич Пушкин. «Цыганы».
Еще со времен Александра Сергеевича Пушкина цыгане как литературные персонажи стали появляться на страницах русской художественной литературы. Однако художественная литература о цыганах неотделима от цыганского искусства и музыки. Законодателем моды на цыганское пение считается граф Алексей Орлов, который создал настоящий певчий цыганский хор. Руководителем хора был Иван Трофимович Соколов. В 1807 году управление хором перешло от Ивана Соколова к его племяннику Илье. Вот про этого Илью – развеселого цыгана и написал в 1831 году А. С. Пушкин свое шуточное стихотворение:
«Так старый хрыч цыган Илья,
Под лад плечами шевеля,
Глядит на удаль плясовую.
Да чешет голову седую…»


Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина -  Цыганы.jpg
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Цыганы"

Одной из солисток этого хора была Таня Демьянова. Именно за песнями в исполнении Танюши и приезжал в Москву, к цыганам, А. С. Пушкин. И до чего же удивился Александр Сергеевич, когда узнал, что его поэму «Цыганы» табор знает наизусть, а ведь прошло не так много времени! Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, А. С. Пушкин работал над поэмой «Цыганы» с января по октябрь 1824 года. Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец, песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на ее неверность. Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко закалывает их обоих. Цыганы не хотят жить вместе с таким человеком и просят Алеко уйти.

Пушкин - Цыганы.jpg

Цыганская песня: от «Яра» до Парижа.
Из этой книги Вы узнаете об истории возникновения и распространения цыганского романса в России, о том, как цыганская песня завоевала любовь многих слушателей от «Яра» до Парижа. Начиная с первого цыганского хора, возникшего в конце XVIII века, цыгане очень часто пели русские народные песни, но в их исполнении эти песни зажили своей, «цыганской» жизнью. В России «рома» появились в эпоху Петра I, где были участниками монарших увеселений. В 1733 году Анна Иоанновна разрешила цыганам селиться в окрестностях Петербурга.

Цыганская песня от Яра до Парижа.jpg

В 1846 году распахнул свои двери, переехавший с Кузнецкого на Петербургское шоссе, легендарный «Яр». Это был лучший цыганский хор при одноименном ресторане. События 1917 года кардинально изменили уклад жизни во всей Российской империи, и многие цыгане в поисках лучшей доли эмигрировали в Европу и в Америку.

И все же цыганская песня продолжала жить. Многие помнят ансамбль братьев Ивановичей. Петро и Слободан Ивановичи исполнили знаменитую песню «Цыгане любят песни, а песни не простые». Их отец Жарко Иванович родился на окраине Белграда, в годы войны оказался в фашистском лагере, чудом избежал смерти. После войны играл на балалайке и сочинил песню «Джелем, джелем», ставшую впоследствии международным цыганским гимном. Заслуживает уважения и творчество выдающегося народного артиста СССР, руководителя театра «Ромэн» Николая Алексеевича Сличенко. Созданный более 80 лет назад театр «Ромэн» по праву считается уникальным. Там выступали звезды мировой величины: Ляля Черная, Александр Якулов, Александр Колпаков и многие другие. Сегодня «Ромэн» - это не только театр, это крупнейший центр цыганской культуры.

Николай Сличенко и Любовь Василькова в спектакле театра Ромэн.jpg
Николай Сличенко и Любовь Василькова в спектакле театра "Ромэн"

Спектакль театра Ромэн.jpg

Николай Алексеевич Сличенко.jpg
Николай Сличенко

Федерико Гарсиа Лорка. «Цыганское романсеро».
Творчество Федерико Гарсиа Лорки - ярчайшее явление в испанской поэзии XX века. Его стихи и пьесы известны российскому читателю по переводам М. Цветаевой, В. Парнаха, Н. Асеева и др. Работа над ними продолжается и сегодня. Летом 1928 года Лорка опубликовал «Цыганское романсеро», которое стало его самым успешным произведением и принесло ему славу. «Цыганское романсеро» состоит из восемнадцати поэм, в которых более тысячи строк. В названии Лорка не случайно употребил слово «цыганское», ведь главными героями поэм стали цыгане. Он с восхищением и сочувствием относился к этому свободолюбивому народу, пришедшему из дальних краев, вместе со своими обычаями, музыкой, песнями и яркими нарядами. В своих произведениях Лорка сделал цыган и главными героями, и вызывающими сочувствие жертвами, он красочно описал их великолепие и нищету. Во время конференции 9 октября 1935 года в Барселоне, посвященной его поэтическому творчеству, он сказал:

«Эта книга, хотя и называется цыганской, рассказывает вообще об Андалузии; я назвал ее цыганской, потому что цыганский мир — это самое высокое, глубокое и аристократичное, что есть в моем краю, то, что представляет мою страну; в сущности, это жар, кровь и дух Андалузии, Испании — да и всего человечества».

Федерико Гарсиа Лорка - Цыганское романсеро, издание 1937 года.png

Анатолий Вениаминович Калинин. «Цыган».
Трогательная романтическая истории любви цыгана Будулая и русской женщины Клавдии, спасшей и вырастившей после гибели жены Будулая его маленького сына, судьбы послевоенного поколения цыган, донских казаков правдиво показаны в романе известного писателя Анатолия Калинина. Читателям хорошо знакомы герои этой книги, также как и многочисленным телезрителям запомнилась телевизионная многосерийная версия романа, вышедшая в 1979 под тем же названием (в главных ролях — М. Волонтир и К. Лучко). Корни этого произведения уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев — красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской женщины Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета.

Анатолий Калинин - Цыган.jpg

Ефим Адольфович Друц.
Ефим Адольфович Друц - не только поэт и писатель, но также этнограф и знаток цыганского быта, культуры и фольклора. Он родился в 1937 году в Москве. В 70-х годах кочевал с цыганскими таборами, записывал цыганские песни и сказки, изучал культуру и быт цыган. В 80-х годах издал множество книг о жизни цыган, среди них: «Золотые мониста: сказки и песни цыган», «Народные песни русских цыган», «Цыганский барон», «Цыганка Стелла» и многие другие. Ефим Адольфович рассказывает о жизни цыган в нашей стране в то время, когда от них уже стали требовать оседлости. Реализм жизни цыганского народа в эпоху перемен передан автором очень хорошо, ведь Ефим Друц по происхождению сам является цыганом. Все произведения писателя содержат богатый этнографический материал. Реалии цыганской жизни переданы автором правдиво и достоверно.

collage.jpg

Татьяна Алексеевна Форш. «Цыганское проклятие».
Татьяна Алексеевна занимается литературным творчеством с детства. Первый рассказ «Селена» был опубликован в журнале «Юность», когда Татьяне было 13 лет. Также в этот период публикуются ее первые стихотворения. Начиная с 1999 года, Татьяна Форш пишет романы в стиле фэнтези, а также мистико-детективные романы в цикле «Знаки судьбы». Книга «Цыганское проклятие» рассказывает о тайнах полуразрушенного монастыря. Считается, что с ним связано страшное проклятье, а спрятанный в его стенах клад безуспешно пытались найти многие. Федор, приехавший в эти дикие места в составе съемочной группы, вначале рассматривает поиски клада как забавное приключение. Но после знакомства с девушкой Леной становится понятно, что молодой человек оказался здесь не случайно.

Татьяна Форш - Цыганское проклятие.jpg

Виктория Руссо. «Цыганка. Кровавая невеста».
В основу этого романа положена реальная история жизни цыганки, изображенной на известном портрете, который в советские времена висел чуть ли не в каждой квартире. По какой-то необъяснимой причине считалось, что он приносит счастье... В этой книге переплетаются несколько сюжетных линий. Это история загадочного портрета и семьи художников, история цыганки Гожи, которую хотели выдать за нелюбимого человека, а также история современного популярного писателя, который имел неосторожность попасться на удочку своего издателя и аферистки Кармен.

Виктория Руссо - Цыганка.jpg

Анастасия Вячеславовна Дробина. Серия книг «Цыганская страсть» («За цыганской звездой», «Любовь - кибитка кочевая» и др.).
Анастасия Дробина росла рядом с цыганским поселком, дружила с ровесниками и научилась говорить на котлярском диалекте. Наблюдательная девочка подмечала, как хозяева домов здороваются, как принимают гостей или обсуждают хозяйственные дела. Со временем эти впечатления, дополненные изучением исторической и этнографической литературы, легли в основу ее романов. Анастасия Вячеславовна — наша современница. Тем не менее, именно ей удалось воссоздать в литературе жизнь цыганских хоров XIX века с особой убедительностью и достоверностью, о чем говорят и сами цыгане. Время и место действия произведений - Москва конца XIX века – это пышные праздники, дорогие рестораны, и конечно цыганский хор, вокруг которого кипят нешуточные страсти. Книги Анастасии Дробиной рассказываю о любви и верности, об искусстве и такой непростой цыганской жизни.

Анастасия Дробина - Любовь - кибитка кочевая.jpg

Приятного Вам чтения!

Резник Марина Васильевна

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
kraevushka
17 ноя, 2016 15:22 (UTC)
Можно, со ссылкой на нас конечно.
(Удалённый комментарий)
kraevushka
19 ноя, 2016 08:27 (UTC)
Это блог библиотеки. У нас эти книги есть. Если вы живет не в Красноярске, попробуйте обратиться в свою библиотеку.
(Удалённый комментарий)
livejournal
18 ноя, 2016 12:51 (UTC)
К Международному дню цыган: книги с цыганской тематико
Пользователь gypsy_django сослался на вашу запись в своей записи «К Международному дню цыган: книги с цыганской тематикой» в контексте: [...] Оригинал взят у в К Международному дню цыган: книги с цыганской тематикой [...]
Игорь Хентов
27 апр, 2017 18:54 (UTC)
Цыганка
ЦЫГАНКА
Здравствуй, бабушка, здравствуй цыганка! –
Как сверкают на солнце монисты! –
И на картах гадать перестань-ка
Этим радостным утром лучистым.
Расскажи про пылавшее пламя
И убитых братишек, сестрёнок,
Как к щеке прижимался губами
Одинокий такой жеребёнок,
Про разбитую дедову скрипку,
Поседевшие мамины косы,
Обезумевшей тёти улыбку,
Неутешные детские слёзы.
Расскажи, как рычащие танки
Распинали повозки с шатрами,
Как скулили от страха собаки
Между мёртвых хозяев ногами,
Как в тот день ты осталась живою,
И, как ветер, по полю бежала:
Г-сподь Б-г приглядел за тобою,
Чтоб ты пела, плясала, гадала,
Родила черноглазых детишек
От весёлого, с чубом, цыгана,
И жила с ним в шатре иль под крышей,
И звенела гитара чтоб рьяно.
Плачешь, милая? Видишь, я тоже –
То гримасы жизнь корчит, то маски:
Друг на друга, как капли, похожи
Боль еврейская с болью цыганской.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner