Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

2023. Заметки молодого библиотекаря. Типология читателей

Не так давно я начала работать в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, в народе – «краевушке», «краевой». Еще во времена зыбкого студенчества меня очаровала буквенная аура библиотеки, советский подвал ретропериодики с газетами, хранящими живые события «древних» времен, огромный светлый зал для студентов с доступными книгами (я выбирала всегда уютное место у стеллажей и колоны с розеткой). Энергетика прошлого околдовала меня навеки вечные (быть может, в прошлой жизни, где-то в 60-е, я гуляла по этим коридорам), а возможности и технологии привлекли меня как молодого специалиста. У краевушки, на мой взгляд, открылось второе дыхание – бесконечная вереница мероприятий, образовательных проектов, встреч, выставок – всегда движение, всегда жизнь. Наверное, поэтому я, сидя как-то на таинственном четвертом этаже, загадала желание работать в библиотеке. И вот я здесь!

Как и любого молодого сотрудника отдела, работающего с читателями, меня отправили на долгосрочное первосменное дежурство в зал. Прошло около 10 месяцев с моего первого дня. Стремление наблюдать и систематизировать, возможно, – следствие моего драгоценного филологического образования, а, возможно, и особенность натуры (как любовь к книгам и письму) привело меня к попытке схематично обозначить типы посетителей нашего отдела. Наблюдения получились любопытными. Спешу ими поделиться.

Первый тип – это, как выразилась как-то моя коллега, «потеряшки». Как правило, это студенты – читатели, пришедшие в библиотеку в первый раз. Они растерянно оглядываются по сторонам, забредают не туда, много извиняются и все время спрашивают дорогу, причем часто точно не понимают, куда, собственно, они идут. Как правило, такие читатели задают много-много вопросов типа: «Я присяду?», «Книжки можно смотреть?», «А можно что-нибудь по Красноярску?» и удивляются: «А что, за компьютерами тоже можно работать?». С такими читателями чувствуешь себя «матерым» специалистом. Гордо садишь их за электронный каталог и рассказываешь о возможностях великой и могучей библиотеки. Самое приятное – это когда «потеряшки» «вырастают» в настоящих читателей и приходят к нам снова и снова.

Рисунок 1.jpg

Второй тип посетителей я назвала «юзерами». Они приходят к нам в зал со своими компьютерами или поработать на наших. Они быстро отмечаются, спрашивают максимум: «А где в вашем зале розетка?» или «А можно распечатать?» и уходят в свой мир. Иногда во время перехода от библиографического описания одной статьи к описанию другой я представляю, что такие посетители пишут очень серьезные вещи – диссертации, дипломные работы, отчеты, а, может, даже книги! И я их понимаю, ведь книжно-творческое дыхание библиотеки располагает к созиданию (сама сотворила тут не один научный доклад, не одну курсовую).

Рисунок 2.JPG

«Тихими знайками» я нарекла бесшумных посетителей, которые приходят поработать с фондом самостоятельно или с литературой, заказанной удаленно. Также они залипают между стеллажей с книгами на коленках, напряженно высматривая что-то, или сгребают нужные им экземпляры подмышку, конструируют себе книжное гнездо и погружаются в историю, науку, промышленность Красноярского края. Такие читатели крайне редко задают вопросы, очень долго занимаются и часто уходят поздно. Остается только по перевернутым на полках книжкам догадываться об их краеведческих думах.

Рисунок 3.jpg

В одном из заведений Красноярска есть акция «свои в баре» - именно её название мне подсказало «термин» для следующего типа «библиотечных людей». «Свои в библиотеке» - это читатели и пользователи, знающие часто сотрудников нашего учреждения по именам. Они дарят книги, «поставляют» сложные запросы, приходят поработать за компьютером или просто навестить наш отдел. Основная отличительная черта такого типа читателей – это то, что у нас они чувствуют себя в своей тарелке, общаются и даже дружат с библиотекарями и нередко в курсе многих внутрибиблиотечных дел.

Рисунок 4.jpg

Последний, мною отмеченный тип - «энтузиасты»! Они настигают краеведческий отдел словно цунами. О библиографических запросах таких читателей ты думаешь даже дома перед сном. Они глотают литературу полками и стопками копируют материалы. А самое главное, что вместе с ними ты открываешь удивительные вещи о крае или находишь что-то уникальное для себя. Такие читатели – вдохновители, сеятели идей и причина твоих краеведческих «подвигов».

Рисунок 5.jpg

Безусловно, моя типология не универсальна. И, наверное, многие читатели отнесли себя к нескольким типам. И это нормально! Когда я прихожу на работу, то часто трансформируюсь из «тихой знайки» в «энтузиаста» или наоборот, ведь основа нашей деятельности - бесконечный поиск знаний, идей, себя, и характер такого поиска разносторонен. Как и все мы – люди, касающиеся книг.

Продолжение заметок следует…

Текст: Анастасия Милина
Иллюстрации: Татьяна Яковлева
Tags: библиотекари, наша библиотека, читатели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments