?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не так давно я начала работать в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, в народе – «краевушке», «краевой». Еще во времена зыбкого студенчества меня очаровала буквенная аура библиотеки, советский подвал ретропериодики с газетами, хранящими живые события «древних» времен, огромный светлый зал для студентов с доступными книгами (я выбирала всегда уютное место у стеллажей и колоны с розеткой). Энергетика прошлого околдовала меня навеки вечные (быть может, в прошлой жизни, где-то в 60-е, я гуляла по этим коридорам), а возможности и технологии привлекли меня как молодого специалиста. У краевушки, на мой взгляд, открылось второе дыхание – бесконечная вереница мероприятий, образовательных проектов, встреч, выставок – всегда движение, всегда жизнь. Наверное, поэтому я, сидя как-то на таинственном четвертом этаже, загадала желание работать в библиотеке. И вот я здесь!

Как и любого молодого сотрудника отдела, работающего с читателями, меня отправили на долгосрочное первосменное дежурство в зал. Прошло около 10 месяцев с моего первого дня. Стремление наблюдать и систематизировать, возможно, – следствие моего драгоценного филологического образования, а, возможно, и особенность натуры (как любовь к книгам и письму) привело меня к попытке схематично обозначить типы посетителей нашего отдела. Наблюдения получились любопытными. Спешу ими поделиться.

Первый тип – это, как выразилась как-то моя коллега, «потеряшки». Как правило, это студенты – читатели, пришедшие в библиотеку в первый раз. Они растерянно оглядываются по сторонам, забредают не туда, много извиняются и все время спрашивают дорогу, причем часто точно не понимают, куда, собственно, они идут. Как правило, такие читатели задают много-много вопросов типа: «Я присяду?», «Книжки можно смотреть?», «А можно что-нибудь по Красноярску?» и удивляются: «А что, за компьютерами тоже можно работать?». С такими читателями чувствуешь себя «матерым» специалистом. Гордо садишь их за электронный каталог и рассказываешь о возможностях великой и могучей библиотеки. Самое приятное – это когда «потеряшки» «вырастают» в настоящих читателей и приходят к нам снова и снова.

Рисунок 1.jpg

Второй тип посетителей я назвала «юзерами». Они приходят к нам в зал со своими компьютерами или поработать на наших. Они быстро отмечаются, спрашивают максимум: «А где в вашем зале розетка?» или «А можно распечатать?» и уходят в свой мир. Иногда во время перехода от библиографического описания одной статьи к описанию другой я представляю, что такие посетители пишут очень серьезные вещи – диссертации, дипломные работы, отчеты, а, может, даже книги! И я их понимаю, ведь книжно-творческое дыхание библиотеки располагает к созиданию (сама сотворила тут не один научный доклад, не одну курсовую).

Рисунок 2.JPG

«Тихими знайками» я нарекла бесшумных посетителей, которые приходят поработать с фондом самостоятельно или с литературой, заказанной удаленно. Также они залипают между стеллажей с книгами на коленках, напряженно высматривая что-то, или сгребают нужные им экземпляры подмышку, конструируют себе книжное гнездо и погружаются в историю, науку, промышленность Красноярского края. Такие читатели крайне редко задают вопросы, очень долго занимаются и часто уходят поздно. Остается только по перевернутым на полках книжкам догадываться об их краеведческих думах.

Рисунок 3.jpg

В одном из заведений Красноярска есть акция «свои в баре» - именно её название мне подсказало «термин» для следующего типа «библиотечных людей». «Свои в библиотеке» - это читатели и пользователи, знающие часто сотрудников нашего учреждения по именам. Они дарят книги, «поставляют» сложные запросы, приходят поработать за компьютером или просто навестить наш отдел. Основная отличительная черта такого типа читателей – это то, что у нас они чувствуют себя в своей тарелке, общаются и даже дружат с библиотекарями и нередко в курсе многих внутрибиблиотечных дел.

Рисунок 4.jpg

Последний, мною отмеченный тип - «энтузиасты»! Они настигают краеведческий отдел словно цунами. О библиографических запросах таких читателей ты думаешь даже дома перед сном. Они глотают литературу полками и стопками копируют материалы. А самое главное, что вместе с ними ты открываешь удивительные вещи о крае или находишь что-то уникальное для себя. Такие читатели – вдохновители, сеятели идей и причина твоих краеведческих «подвигов».

Рисунок 5.jpg

Безусловно, моя типология не универсальна. И, наверное, многие читатели отнесли себя к нескольким типам. И это нормально! Когда я прихожу на работу, то часто трансформируюсь из «тихой знайки» в «энтузиаста» или наоборот, ведь основа нашей деятельности - бесконечный поиск знаний, идей, себя, и характер такого поиска разносторонен. Как и все мы – люди, касающиеся книг.

Продолжение заметок следует…

Текст: Анастасия Милина
Иллюстрации: Татьяна Яковлева

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
19 апр, 2016 10:35 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
rbvekpros
19 апр, 2016 11:10 (UTC)
А ведь замечательное начало!
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner