Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

2033. Путь на Север вместе с писателем Михаилом Никитиным, или Съемки кино в Туруханске в 1928 г.

Сколько же всего узнаёшь, когда работаешь со старым фондом! То старый «Енисей» радовал открытиями, теперь вот книги из коллекции «редкого краеведения» отдела редких книг. Открыла одну такую и не смогла оторваться, пока не прочитала всю.

Путь на Север : очерки Туруханского края / Михаил Никитин. – Москва : Изд-во "Федерация", 1929. – 153, [2] с., [4] с. объявл. – 4000 экз.

Язык – замечательный, никаких лозунгов, что можно было ожидать в издании 1929 года. А содержание – вообще песня. Про то, как летом и осенью 1928 года в Туруханске снималось кино. Настоящее, игровое, да еще и с артистами – из местных! Ещё больше в книге зарисовок туруханского быта и нравов.

Никитин_Путь_на_Север.jpg

«Киносибирь» и «Тунгус с Хэнычара»

Фильм «Тунгус с Хэнычара» снимало акционерное общество «Киносибирь», созданное в 1926 году. «Киносибирь» работала под девизом: «Деньги от кино — на развитие сибирского кино» и ставила перед собой две главные задачи: кинофикация края и создание своего, сибирского фильмопроизводства.

Контора «Киносибири» располагалась в Новосибирске.«Директор Алтайцев. Черная шевелюра, сутулая фигура. Носил в железной оправе очки. В стенгазете фабрики была карикатура на него с надписью "очки, очки: не видно глаз. Но, а без глаз души не видно." Вероятно, Алтайцев, кому-нибудь устраивал неуютную жизнь. Начальник производства - Игнатьев: высокая фигура, черная шевелюра. Недобрые, с желтизной глаза (вероятно, человек с "белым" прошлым). Сценарным отделом ведал т. Гольдберг. полный, седой мужчина, с замашками эрудированного литератора (живший в Новосибирске "не по своей воле").

Вот и все начальство. Режиссер Борис Большинцов, оператор Ажогин, бывший белый офицер. Фабрика помещалась в одноэтажном здании, бывшего торгового заведения Новониколаевского богача. Три большие комнаты с большими окнами и несколько закутков (вероятно, подсобные помещения) и кабинет директора в бывших жилых комнатах хозяев заведения. снималась в основном хроника, пытались снимать культурфильмы (как правильно кормить скот, сеять лен и т.п.).

Режиссер Большинцов, оказавшись в Новосибирске, снимал художественный фильм из жизни тунгусов: «Тунгус с Хэнычара». Пробуждение свободных инородцев и приобщение их к новым условиям советской действительности. Я несколько дней провел на съемках этой картины, заменив заболевшего помрежа. Это первое знакомство с условиями съемок на натуре, да еще в зимние, сибирские морозы»
(Отсюда: По мемуарам кинорежиссера В.В. Гребнёва – был ассистентом режиссера и оператора на кинофабрике «Киносибирь»).


Из жж john5r


Из жж john5r

Режиссёром, оператором и директором «Киносибири» был и Я. Г. Задорожный.

В 1928 году молодая студия переезжает в реконструированный клуб завода «Металлист» на улице Добролюбова (ныне старая часть современной кинокопировальной фабрики). В подвале — лаборатория, на первом этаже — кинотеатр, на втором — монтажные и рабочие кабинеты. Вскоре вместо кинотеатра оборудуется съемочный павильон. И в начале 1929 года [Никитин пишет, что "Тунгус с Хэнычара снимался в 1928 г.] первая за Уралом профессиональная киностудия «Фабрика акционерного общества «Киносибирь» приступает к съемкам художественных фильмов.

Первым художественным фильмом, вышедшим даже на всесоюзный экран и снятым без единого профессионального актера, был «Конец Журавлихи». Вторым игровым фильмом стал «Тунгус с Хэнычара». Съемки проходили в реальном стойбище на Нижней Тунгуске (неподалеку от Туруханска). Главные роли исполняли эвенки — два парня и девушка. Во время съемок фильма они впервые увидели город, пароход, паровоз. Главный герой наотрез отказывался ходить в Новосибирске без провожатого в столовую: «Заблужусь, однако, обязательно. В тайге я день пойду и ночью вернусь тем же путем, а тут попробуй запомни все дома — все какие-то одинаковые».

Остальные роли исполняли члены съемочной группы и жители стойбища. Например, в фильме сыграли инструктор из Туруханска Е.С. Савельев и репортер Перлов.

Трудностей было много. Например, для подсветки при съемке портретов члены съемочной группы вынуждены были возить с собой большое зеркало из вестибюля кинотеатра «Пролеткино». Пришлось для такого дела трюмо разобрать.

Третьим художественным фильмом стал «Огненный рейс». Здесь впервые появились московские профессиональные киноартисты. Местные жители использовались лишь в эпизодах. Фильм снимался с размахом — в Красноярске, Барнауле, Новосибирске, Ростове, Москве. Это была «кинодрама с налетом мелодрамы». Снимали картину совместно с «Межрабпомфильмом». Успех был гарантирован. Однако в декабре 1929 г. «КиноСибири» уже не было. (Вечерний Новосибирск)
Ещё о Киносибири: Век сибирского кино (очерки истории кинематографа в Новосибирске)

Михаил Александрович Никитин

Автором сценария «Тунгуса» и был автор книги «Путь на Север» Михаил Александрович Никитин (1903-1973).
Родился в Димитровграде (Мелекессе), с 1924 г. жил в Сибири, позднее в Москве. Окончил институт сельского хозяйства и лесоводства в Омске. Публиковаться начал в 1925 г. Автор книг «Путь на Север: (Очерки Туруханского края)» (1929), «Второй гигант: (Очерки о Сибири)» (1931), «Безрогий носорог» (1933), «Кузбасские записи» (1953), «Здесь жил Достоевский: Повесть из 33 сцен» (1956), «Енисейская книга» (1957), «Сибирские повести» (1964), переработок северных и туркменских сказок и пр.

Его первый рассказ («Золотой челнок») был напечатан в 1925 в журнале «Сибирские огни». Сибирская советская энциклопедия считала его преимущественно очеркистом: «В его очерках поставлен ряд практических вопросов переустройства края. В центре внимания Никитина — образы энтузиастов-строителей на Кемеровском угольно-коксовом комбинате, в Челакском зерносовхозе, совхозе «Овцевод»…

М. А. Никитина называют «летописцем Кузбасса» – он первым написал книгу об истории города Кемерово и Кузбасса в целом, начиная с ХХ в. и заканчивая гражданской войной.
Женой Михаила Александровича была писательница Надежда Васильевна Чертова.

Немного прекрасного из книги Михаила Никитина «Путь на Север»

Описание Енисея:
«Нескончаемые дожди. Енисей сер, бугрист и прям. Танну-тувинцы, живущие в верховьях этой реки, зовут Енисей Улу-Кемом. В переводе на русский Улу-Кем означает, - большая вода.
Танну-тувинцы несомненно неправы: Енисей удачливее было бы назвать безработной водой. В самом деле, - за два дня пути мы не встретили ни одной посудины, если не считать двух илимок, - крытых лодок, тяжело ползущих вдоль берегов».


О Красноярске:
«Началось это так. По заказу Киносибири я написал либретто для сценария из тунгусской жизни. Либретто было категорически отвергнуто, затем столь же категорически принято.

… В Красноярске мы намеревались зафрахтовать катер и илимку с тем, чтобы дойти с катером до Подкаменной Тунгуски и по Тунгуске подняться вверх до фактории «Кузьмовка». Здесь экспедиция должна была оборудовать съемочную базу.

По приезде в Красноярск мы обнаружили, что все решительно посудины зафрахтованы экспедицией тунгусской культбазы, направляющейся на реку Кочечумо.Пришлось дожидаться пароходного рейса. Мы поселились в гостинице, ничем не отличающейся от той гостиницы, в которой по приезде в губернский город N-ск останавливался Павел Иванович Чичиков.

В ожидании парохода кинематографисты занялись поисками старичка для исполнения роли профессора в картине. Помреж напугал на улице несколько старичков, пока не наткнулся на безработного счетовода. Счетовод неустрашимо согласился сыграть профессора.

Помимо счетовода, в Красноярске мы нашли двух тунгусов, приехавших из Сымской тайги. Они встретились с нашим администратором в Комитете Севера. Режиссер решил их взять для исполнения тунгусских ролей.

Калбувыл Кима и Шикшиуль Кима – молодые парни, - скуластые, желтолицые и удивительно спокойные.
В первый раз я увидел их в городском садике, известном в Красноярске под именем «Эдема». Они сидели в густозеленой беседке, режиссер угощал их пирожками, стараясь поразить их воображение рассказами о чудесах Москвы.
Тунгусы ели пирожки, храня упрямое спокойствие.

Под конец режиссер рассердился. Наняв единственный в Красноярске автомобиль, он начал катать тунгусов по городу. Тунгусы признались, что впервые видят автомобиль, но на вопрос, нравится ли им машина, ответили с убийственным упрямством:

- Ниццево!

Равнодушие несомненно было притворное. Это была своеобразная гордость лесного жителя, желающего показать, что он не лыком шит. Это была тонка тактичность охотника, попавшего в положение дичи.
Покатавшись на машине, Шикшиуль и Калбувыл спокойно объявили: им хотелось бы полетать на аэроплане.
Аэроплана в Красноярске не было. Тем не менее, тунгусы присоединились к нашей экспедиции.

Улицы Красноярска покрыты плотными войлоками тишины и пыли. Наши кинематографисты в течение двух недель нарушали городской покой, разгуливая по улицам в ярчайших ковбойках и с револьверами у пояса.
Машинистки из учреждений и школьницы из второй ступени разглядывали их с провинциальной откровенностью.
Слух о приезде экспедиции взволновал тишайший город».


О съемках и Туруханске:
«Тунгуска обмелела, и экспедиция отправилась в Туруханск. Поселились на монастырском подворье, давным-давно превращенном в школу.
Монастырская усадьба стала наиболее экзотическим уголком Туруханска.
Монастырский двор широк и пуст. По середине двора белеет палатка экспедиции. На берегу дремлет седая часовня. Если заглянуть в заплывшее окно, в часовенке можно увидеть массивный гроб. На нем лежат вериги и пыльные иконки.
Неподалеку от часовенки в фонаре маяка проскакивают молнии световых сигналов. Круглое слюдяное оконце колокольни переливается на солнце блеклыми цветами».

«Вечером, вернувшись в общежитие на монастырском подворье, я записал в растрепанный блокнот:
- Еще старинные авторы выявляли переживания своих героев, заставляя этих героев проделать тот или иной жест.
<…>
Присутствие на репетициях, а также на съемке, убеждает меня в том, что если люди будут правильно двигаться в рассказах, то рассказы дойдут до читателя. Люди, описанные в книге, будут представляться как живые. Читатель будет видеть их ноги и руки, даже в том случае, если писатель не даст многословного описания этих рук и ног. Изучение биомеханики необходимо не только для режиссеров, но и для писателей…

Едва я успел кончить свои блок-нотные записи, как строгий наш завхоз А.Д. Степанов привернул фитилек керосиновой лампы. Репортер Перлов злорадно пропел петухом. Наше общежитие погрузилось в сон. Мы долго бодрствовали вдвоем: оператор Ажогин и я.
Оператор Ажогин, - страстный радиолюбитель, - весь вечер просидел над радио-приемником. Когда в общежитии стало тихо, ему посчастливилось.
- Поймал Берлин! – сообщил он, отрываясь от клавиатуры приемника: - хотите, поставлю громкоговоритель, слышимость слабая и мы никого не разбудим.
В полутьме Ажогин повозился со штепселем и снял наушники. В комнату вплыл ноющий джаз-банд. Это было, как эхо далекого, почти потустороннего мира».


У нас в библиотеке, кроме книги «Путь на Север», можно прочитать «Енисейскую книгу» 1944 и 1957 гг., «Сибирские повести» 1978 г., а также роман в 33 сценах «Здесь жил Достоевский» (1973).
upd: Мы оцифровали «Путь на Север» и добавили в электронную библиотеку. Читайте!

Никитин_Енисейская_книга.jpg

Енисейская_книга_содержание.jpg

В сборнике рассказов «Енисейская книга» Михаил Александрович «старался показать Енисей таким, каким увидел его в двадцатых годах», и рассказать читателем  о том, каким четверть века назад был старый Енисей.

upd: Прочитала "Енисейскую книгу" и добавлю фрагмент, касаемый нелегкой участи сценариста (с. 79-80 в издании 1957 г.):

"Надо было, конечно, приехать сюда [в киноэкспедицию] в июне или даже в мае,- это было б вполне возможно, если б не затянулась так волокита с многократным утверждением сценария. Кто только не участвовал в "утвердительных" заседаниях, и веди каждый, каждый участник считал свои долгом посягать на исправление авторских замыслов! В результате от сценария отсались рожки да ножки, и, намереваясь спасти остатки изувеченного труда, он добился того, чтобы его, сценариста [в "Енисейской книге" повестование ведется от имени сценариста Марка], включили в съемочную группу. Что же это дало? Ровно ничего, потому что и при нем изувеченные остатки тунгусского сценария будут так же расплющены, как были расплющены сценарии "Людей черного города" и "Затерянных в пустыне".

Михаил Александрович побывал на Енисее ещё раз, проплыв от Красноярска до Диксона летом 1958 года вместе с «писательским рейсом».

А что же фильм?

Фильм М.В. Большинцова «Тунгус с Хэнычара» был снят и смонтирован всего за 14 месяцев (общие затраты 75 тысяч рублей). Несмотря на критику, выразительность фактуры и свежие краски в поведении исполнителя главной роли, и «набитая» режиссерская рука все-таки вывели «Тунгуса с Хэнычара» на всесоюзный экран. Фильм с интересом смотрели зрители. Он вызвал отклики «Экрана», «Кино-фронта», «Советского экрана». По сообщению местной прессы, несколько копий ушло за границу. Подробнее о фильме, а также вообще о эвенках в кино читайте здесь. В сети фильм не нашла. Наверное, не сохранился.

604972.jpg
Кадры из фильма
Tags: Енисей, Красноярск, Новосибирск, Сибирь, Туруханск, кино, писатели
Subscribe

  • Новинки Литрес. Июль 2021

    Знакомим с новинками электронной библиотеки Литрес, пополнившими наш фонд в июле. Фонд библиотеки Литрес формируется благодаря вашему, читательскому…

  • Отличные книги Выбор Никиты Лейченко

    Лето… Казалось бы – какое может быть чтение, когда на улице голубеет небо и светит солнце, а погода преподносит невиданный подарок в…

  • Анне Катрине Боман «Агата»

    Роман датской писательницы Анне Катрине Боман «Агата» переносит нас во Францию сороковых годов. Пожилой психотерапевт, устав от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments