Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Заметки мол. библиотекаря 2: Великий и могучий библиотекарский, или Почему хохлома – это не роспись

Думаю, каждый из нас сталкивался с употреблением специфических словечек, связанных с какой-либо стороной нашей жизни: семьей, бытом, школой, вузом, работой. Речь определенной социальной группы, члены которой имеют общие интересы и одно направление деятельности, лингвисты называют жаргоном. Также есть жаргон профессиональный: язык шахтеров, врачей, моряков… Казалось бы, чего такого особенного можно ждать от повседневного рабочего общения  интеллигентнейших библиотекарей − разговоров о прозе Пушкина и о форматах книг? Такие разговоры, конечно же, присутствуют. Но за время своей недолгой работы здесь я заметила еще кое-что еще: слова, фразы, устойчивые выражения, описывающие целые рабочие ситуации в библиотеке или отделе, обозначающие важные для работы вещи и даже почти идеологические! Я составила что-то вроде минисловарика речи библиотекарей (простите, что не в алфавитном порядке:). Пункт наблюдения – отдел краеведческой информации. Знакомьтесь!

И вовсе не хохлома

Одним из фундаментальных понятий в нашей библиотеке является роспись. Только не надо представлять библиотекаря с кистью в одной руке и керамическим кувшином в другой. Росписью зовется процесс описания издания, внесение в каталог его данных: характер документа, количество страниц и другие библиографические премудрости. Поэтому, если слышите где-то в библиотеке про «роспись», знайте: в электронном каталоге появилось что-то новенькое, а значит, можно это что-то новенькое почитать!

Рисунок 1.jpg



Статьи, которые переворачивают, как блины

Статьи действительно «переворачивают»! Когда библиограф  в системе ИРБИС  занимается «росписью»,  описания многих статей появляются на свет как раз с помощью «переворачивания». Происходит это путем своего рода извлечения строчки с информацией о статье из оглавления (заранее созданного) и превращения ее в полноценную библиографическую карточку с шифрами, ключевыми словами, рубриками. Читатель может увидеть эти данные в электронном каталоге.  Подобно горячим блинам они располагаются сверху вниз: от новых − к более ранним.

Рисунок 2.jpg


Кошка, которая бежит сама по себе

«Кошка побежала» − так говорят сотрудники, когда во время работы в системе автоматизированных библиотек замедляется процесс загрузки данных. И ведь кошка действительно бежит на экране и просит нас: «Пожалуйста, подождите!», и мы терпеливо ждем!

Рисунок 3.jpg


Кто и зачем сидит на каталогах и как он туда попал?

«Дежурство на каталогах» случается с сотрудниками почти каждого отдела в библиотеке. Раньше такой дежурный (правда, без красной повязки на рукаве) помогал читателям разобраться в большом карточном каталоге. Само «место обитания» «дежурного на каталогах» называлось «залом каталогов», сейчас это – «колонный зал».  Ящички с описанием заветных книг оттуда убрали, а консультант, спешащий на помощь остался: и книжку найти поможет, и расскажет, куда идти заплутавшему. Сам формат работы так и называют по-старинке «на каталогах».

Рисунок 4.jpg


Живые газеты не из «Гарри Поттера»

Живые, потому что звонят. «Газеты звонили» (вариант: «периодика звонила») – расхожее выражение в масштабах одного отдела. Эта фраза говорит нам о том, что позвонили коллеги из отдела периодических изданий и оповестили о поступлении новых газет. Издания нужно срочно проверить на предмет краеведения и «рассказать» о находках в электронном каталоге.

Рисунок 5.jpg


У нас завелась бэбэкашка

«Бэбэкашку»  знает и любит каждый библиотекарь и библиограф. И заводится она у него тогда, когда  он обращается  к библиографии – описанию литературы. Библиотечно-библиографическая классификация  (ББК) таит в себе много загадочных знаков, за которыми − удивительные явления, события, вещи. Например, благодаря бэбэкашке я узнала, что такое «твистронные радиопередатчики», «фототипия», «беспоповские согласия в старообрядчестве» и многое-многое другое! А всё потому, что ББК содержит «шифры», указывающие на ту или иную отрасль знания. Много зависит от того, насколько конкретен предмет, о котором говорится в описываемом источнике: сельское хозяйство края в целом или «методы и техника защиты растений от неблагоприятных метеорологических факторов» или даже «использование антиоксидантов в качестве консервантов кормов» − чем Уже тема, тем длиннее и подробнее шифр. Чего только не узнаешь во время работы с любимыми таблицами ББК!

Рисунок 6.jpg


«Мне только спросить!» – справка

Справкой в библиотеке называют отнюдь не серьезный документ с грозной печатью и подписью кого-то важного. Справка – это ответы на любые вопросы читателей. Выполненной справкой может быть и огромный список литературы по теме, и найденная и переданная в руки читателю заветная книжка. Бывает, что некоторые такие справки на время превращают библиотекаря в книжного Шерлока Холмса, который хоть и без трубки, но распутывает таинственные «дела» не хуже, чем герой Конана Дойля. А ведь читатель хотел «только спросить!»

Рисунок 7.jpg


Читатель

Это понятие почти идеологическое для библиотекарей. Читатель – этот тот человек, ради которого все затевается. Все проекты, все ресурсы, все книги, все нововведения – для дорогого Читателя. Читатель – сила, питающая жизнь библиотеки. Он вдохновляет, направляет и развивает её. Именно его инициатива, его неотъемлемое активное присутствие в библиотеке каждый день, во многом, является источником пополнения «великого могучего библиотекарского языка»!
Конечно, это далеко не все слова и выражения, которые звучат в повседневной работе библиотекарей. Ведь у каждого отдела есть свой уникальный словарик. И эти словари состоят не только из библиотечных терминов…

Заметки молодого библиотекаря 1

Текст: Анастасия Милина
С некоторыми иллюстрациями помогла Татьяна Яковлева
Tags: библиотекари, наша библиотека, читатели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments