Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

2149. О шаманизме и не только

Как отметил один из читателей книги Владимира Серкина «Свобода шамана», эта книга «взорвала мозг и разметала его по комнате».

Это, конечно, преувеличение, но ощущения после прочтения испытываешь похожие. Приходит понимание ограниченности своего мышления и сознания, недостаточности того «кокона», в котором мы все живем, и необходимости изменений.

обложка.jpg


Вышеназванная книга выдержала уже 10 переизданий на русском языке, переведена и издана в Европе. Ее автор Владимир Павлович Серкин – профессор и доктор психологических наук, который уже 15 лет описывает в своих книгах систему мировоззрения и необычный образ жизни человека, которого окружающие считают шаманом.

Серкин В.П..jpg
Владимир Павлович Серкин

Ни национальность, ни возраст, ни даже имя героя книги неизвестны. Обычно он живет в Магаданской области, на побережье, но иногда выбирается на несколько лет пожить в городах для саморазвития, которое он называет «практиками».

Вот что он говорит В. Серкину о саморазвитии:
 - Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, т.к. он не решает новых задач.
- Но он все более хорошо решает привычные задачи.
- Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач…
- Новые задачи нужны для мышления?
- Для всего: ума, тела, чувств.
- А тебе не тревожно?
- Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.

Свобода Шамана состоит в том, что он сам определяет события своей жизни и не боится смерти. Он утверждает, что «плохо умереть, не вылупившись, не возмужав, не построив духовную развивающуюся структуру», которую он, несомненно, построил. По его мнению, жить нужно по сердцу, в согласии с природой и обязательно занимаясь творчеством. Когда автор книги спросил его про долголетие, он ответил так: «Не хочешь стареть – продолжай развиваться. Болезни, старость – внешние симптомы смерти. Причина глубже. – В чем? – Человек не успевает за временем и остается в прошлом».

Цитата.jpg

Шаман рационален, практичен, целеустремлен, несентиментален, иногда даже кажется циничным и жестким. Он лечит людей, подсказывает местным жителям, где и сколько рыбы и зверя можно добыть, иногда общается с духами и другими необычными существами. Не отмечает праздники, не имеет календаря, не страдает от одиночества, умеет очень быстро перемещаться в пространстве и зажигать костер силой мысли («ладонь как линза для внутреннего пламени»).

Для того чтобы сделать запасы провизии на целый год, ему достаточно 10-15 дней интенсивной работы. Шаман заготавливает красную икру, грибы, разную рыбу, краба, бруснику, голубику, морскую капусту, черемшу, дикий лук и многое другое. Этот уникальный человек не соблюдает многих условностей и считает, что в городе жить труднее, чем в землянке на побережье Охотского моря.

«В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки…здесь ты свободен от этого».

Однако Шаман соблюдает другие законы и ритуалы. В соответствии с его мировоззрением, животных нужно убивать только соблюдая ритуалы охоты и разделки, чтобы душа животного не обиделась и вновь воплотилась в той же местности. Убивать для развлечения – это оскорбление. В этом случае не просят прощения, не соблюдают правил, плохо обращаются с телами. Душа животного после этого или долго не воплощается, или вообще уходит в другое место, даже в другие миры от обиды.

Верховный-шаман-Тувы1.jpg

А духи местности мстят таким убийцам. Даже растения, согласно принципам Шамана, нужно собирать определенным образом: использовать специальные говоры, чтобы травы не мучились при сборе и сушке, иначе они не помогут при лечении.

Очень любопытны взгляды Шамана на религию. К примеру, однажды у них с психологом Владимиром Серкиным состоялся такой разговор:
- Шаманизм – самая древняя форма религиозности. Даже официально – более шестидесяти тысяч лет. При кажущемся примитивизме шаманизм более интегрален, чем современные дифференцированные религии.
- Почему ты так уверен в этом?
- Большинство религиозных учений, развивая одни аспекты, утеряло другие.
- Но была ли в столь древнем шаманизме духовность?
- Если бы высшие силы не стремились себя проявить с древних времен, сегодня не было бы развитой духовной жизни.
- А в чем видишь ограниченность учений?
- В гордыне.
- Как это?
- Когда учение объявляет только себя абсолютно истинным, а все другие – ложными, оно впадает в гордыню.
- Но во многих развитых конфессиях есть высокообразованные и высокодуховные люди. Они мыслят и чувствуют не интегрально?
- На высоких ступенях в любой религии человек начинает быть целостным и понимать ограниченность частного.
- Почему же они об этом не заявляют?
- Кого не слышат, кого не хотят слышать, кто считает, что не поймут, кто боится...

Подобными интеллектуальными беседами напичкана вся книга. Можно не разделять такие взгляды на жизнь, не верить фантастическим рассказам Шамана о сверхсуществах (снежных людях, йети и других), но чтение подобной литературы увлекает и, как минимум, расширяет кругозор. К тому же логика героя книги в большинстве случаев не вызывает возражений. Ведь действительно, как однажды заметил Шаман, «взрослый видит и понимает больше ребенка, хотя глаза и уши у него могут быть хуже. Просто он больше развился». И с этим трудно не согласиться.

Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь Отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов
Tags: книги, психология, рецензии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments