?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На флотском жаргоне тающая дорожка вспененной воды,
будь то от корабля или от торпеды, называлась «мертвый след»
Эрик Ларсон

В издательстве Corpus вышло замечательное литературно-художественное издание от автора исторических бестселлеров Эрика Ларсона – «Мертвый след. Последний вояж «Лузитании».

Фото 2 - Эрик Ларсон.jpg

Эрик Ларсон - американский писатель, журналист, лауреат множества премий, автор публицистических книг. Родился 3 января 1954 года и вырос во Фрипорте на Лонг-Айленде (Freeport, Long Island). Изучал русскую историю в Пенсильванском Университете и окончил университет с отличием в 1976 году. Через год поступил в Высшую школу журналистики при Колумбийском Университете, которую окончил в 1978-м.


После окончания университета в 1978 году устроился журналистом в небольшую местную газету в Пенсильвании. Писал статьи для таких изданий, как The Wall Street Journal, TIME, The New Yorker и многих других. Эрик Ларсон - автор мировых бестселлеров: «В саду чудовищ. Любовь и террор в гитлеровском Берлине», «Пораженный молнией», «Дьявол в белом городе» и «Шторм «Исаак». Его книги опубликованы в 17 странах. Книги Эрика Ларсона – это исторические и интеллектуальные детективы, в которых много внимания уделяется детальному соответствию событий.

Фото 3 - Обложка книги.jpg

Книга «Мертвый след. Последний вояж «Лузитании» стала лидером рейтинга бестселлеров 2015 года по версии The New York Times. Это захватывающий рассказ об одном из самых трагических событий Первой мировой войны - гибели британского пассажирского лайнера «Лузитания», торпедированного германской субмариной. В этой морской катастрофе погибло более 1000 человек.

Для своей книги Ларсон собрал и обработал множество информации из раздичных источников. Среди героев книги – не только пассажиры лайнера и его экипаж, но и американский президент Вудро Вильсон, британская разведка, легендарная «комната 40», экипаж субмарины под руководством капитана Вальтера Швигера.

В начале XX века Великобритания готовилась к войне с Германией, все средства шли на увеличение государственного военно-морского флота и в качестве транспортных судов планировалось использовать пассажирские корабли, поэтому Адмиралтейство тайно субсидировало частные английские пароходные компании.

Компания «Кунард Лайн» получила большие средства на осуществление проекта. Через несколько лет на воду были спущены знаменитые лайнеры-близнецы – «Мавритания», «Лузитания» и «Олимпик». Корабли представляли собой чудо судостроения. Своей грандиозностью и величием они поражали воображение.

Фото 4 - Строительство Лузитании.jpg Фото 6 - Лузитания - гордость компании Кунард Лайн.jpg


Фото 5 - Якори и канаты Лузитании.jpg

«Лузитания» начала курсировать между Нью-Йорком и Ливерпулем в 1907 году. Судно водоизмещением в 32 тысячи тонн могло принять на борт до 2600 пассажиров, при этом его команда состояла из 700 человек. Современники называли его плавучим дворцом. Лайнер утопал в роскоши и комфорте.

Фото 7 - Интерьеры Лузитании.jpg Фото 8 - Интерьеры Лузитании.jpg

Создателями лайнера были предусмотрены практически любые требования пассажиров: здесь были лазарет, библиотеки, детские комнаты, специальные помещения для домашних животных, зимние сады, концертные залы, рестораны и даже магазины.

Паровые турбины позволяли развивать небывалую для того времени скорость в 25 узлов. В 1907 году «Лузитания» стала обладателем Голубой ленты Атлантики за быстроходность, преодолев океан всего за 116 часов. Скорость стала главной причиной популярности «Лузитании» после начала Первой мировой войны, поскольку считалось, что лайнер в состоянии уйти от германских субмарин. Каждое отплытие этого океанского лайнера из Нью-Йорка было ярким общественным событием. В свой последний рейс 1 мая 1915 года, на борт «Лузитании» поднялись 1257 пассажиров и 702 члена экипажа.

Фото 12 - Провожая Лузитанию.jpg

Перед посадкой на корабль среди пассажиров возникло некоторое замешательство и беспокойство. В утренних нью-йоркских газетах было помещено предупреждение германского посольства:

«Всем путешественникам, намеревающимся отправиться в рейс через Атлантику, напоминается, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками. Суда, несущие флаг Великобритании или любого из ее союзников, подлежат в этих водах уничтожению. Лица, намеревающиеся отправиться в военную зону на судах Великобритании или ее союзников, делают это на свой страх и риск».

Лайнер казался настолько надежным, что лишь немногие пассажиры решили отменить поездку и вернули билеты. Так начался 202-й рейс «Лузитании» через Атлантический океан. В 12:30 лайнер отошел от причала нью-йоркского порта и взял курс на Ливерпуль . Капитаном корабля был Уильям Тернер, известный своим бесстрашием и профессионализмом.

Фото 13 - Капитан Тернер.jpg
Капитан Уильям Тернер

Когда «Лузитания» развила скорость 20 узлов, капитан приказал идти «зигзагом» - менять курс судна каждые пять минут на десять градусов вправо и влево. Это несколько замедляло ход лайнера, зато можно было быть более уверенным, что субмарина его не обнаружит.

После шести дней плавания вечером 6 мая капитан Тернер получил радиограмму от командира противолодочной флотилии адмирала Коука:

«У южного берега Ирландии находится германская подводная лодка».

6 мая германская подводная лодка U-20 под командованием капитана Вальтера Швигера, находившаяся в британских водах, без предупреждения торпедировала и затопила пассажирские лайнеры «Центурион» и «Кандидат».

Фото 14 - Субмарина U-20.jpg
Субмарина U-20

Фото 15 - Вальтер Швигер - капитан субмарины.jpg
Капитан Вальтер Швигер

7 мая «Лузитания» подошла к Ирландским островам и вошла в пролив Св. Георгия. На рассвете появился густой туман и капитан Тернер приказал замедлить ход лайнера сначала до 18, а затем и до 15 узлов из-за ограниченной видимости. Только к полудню туман рассеялся. В 13:40 на горизонте показался мыс Олд-Хед оф Кинсейл. В 14:10 впередсмотрящий крикнул: «Торпеда справа по борту!», но сделать что-либо уже было невозможно.

Торпеда врезалась в борт корабля на три метра ниже ватерлинии позади мостика. Сразу же вслед за взорвавшейся торпедой прозвучал второй, гораздо более мощный взрыв в трюме, который погубил «Лузитанию». Была полностью разрушена носовая часть судна. Вода хлынула в пробоины. Облако дыма и пыли поднялось выше труб.

С немецкой субмарины U-20, совершившей нападение, наблюдали за происходящим. Субмарина U-20, ее боевая рубка стоит сегодня на лужайке перед входом в музей памяти фрегата «Сент-Джордж» в Торсминде, Дания. Подводная лодка села на мель недалеко от этого места осенью 1916 года. Орудийная палуба, откуда некогда стреляли, находится внутри музея.

Запись в бортовом журнале Швигера:

«Торпеда попадает в правый борт, прямо за мостиком. Затем следует необычайной силы взрыв, и поднимается огромное взрывное облако. За взрывом торпеды, видимо, последовал еще один (котел, уголь или порох?)».

Вода затопила продольные бункеры по правому борту, ближайшему к месту удара. По мере того, как они наполнялись водой, корабль стал крениться на правый борт. Одновременно начал уходить под воду нос. Корма поднималась, и корпус стал переворачиваться. Спустить шлюпки с левого борта оказалось невозможным из-за большого крена судна. Капитан попытался вывести лайнер поближе к берегу, но не успел: «Лузитания» потеряла ход, резко накренилась и ушла под воду всего за 18 минут.

749906085.jpg
 Тонущая «Лузитания»

Позднее рассказывал Вальтер Швигер своему другу Максу Валентинеру:

«Корабль шел ко дну с невероятной скоростью. На палубе царила ужасная паника. В воду падали переполненные шлюпки, начисто сорванные с места. Люди в отчаянии бегали взад-вперед по палубам. Мужчины и женщины прыгали в воду и пытались плыть к пустым перевернутым шлюпкам. Ничего более ужасного я в жизни не видел. У меня не было никакой возможности оказать помощь. Я смог бы спасти всего горстку. К тому же тот крейсер, что недавно прошел мимо нас, был не очень далеко и, должно быть, поймал сигналы бедствия. Скоро он появится, решил я. Не в силах смотреть на творившийся там ужас, я скомандовал погрузиться на двадцать метров и уходить»

После того, как «Лузитания» подала сигнал SOS, адмирал Коук отправил на помощь все суда, какие только были, включая «Джуно» - самый быстроходный из имеющихся кораблей. Однако Адмиралтейство немедленно ответило: «Срочно: отозвать «Джуно».

Этот приказ был прямым следствием недавней гибели трех больших кораблей – «Абукира», «Кресси» и «Хога» - большим боевым кораблям не разрешалось идти на помощь жертвам атак субмарин. Слишком велик был риск того, что субмарина еще на месте, поджидает, чтобы потопить суда, идущие на помощь.

Корабль затонул совсем близко от ирландского побережья, но лишь несколько небольших рыбацких шхун, находившихся недалеко от места крушения, пришли на помощь потерпевшим. Позже к месту катастрофы подошли торпедные буксиры и траулеры – менее ценные, чем большой крейсер «Джуно». Спасти удалось всего 761 человека, остальные 1198 человек погибли.

Фото 17 - Погребение жертв Лузитании.jpg
Погребение жертв «Лузитании»

В связи с тем, что в моргах было множество неопознанных тел, компания решила устроить массовое захоронение. Каждому телу полагался отдельный гроб; матерей с маленькими детьми положили вместе. На Старом церковном кладбище, что на холме в предместье Куинстауна, были вырыты три огромные братские могилы.

Альфред Бут - председатель компании «Кунард Лайн», владевшей «Лузитанией», лично знал множество семей, плывших тем рейсом. Нью-йорский управляющий компании - Чарльз Самнер писал в письме к Буту:

«Потерять корабль с таким количеством пассажиров – горе, не поддающееся описанию».

Вероятно, судьба лайнера была предопределена мировой политикой. Гибель «Лузитании» по одной из версий, была подстроена правительственными кругами Англии, которым было крайне необходимо втянуть в войну на своей стороне Америку: США до нападения на «Лузитанию» поддерживали нейтралитет. Потопление лайнера и гибель более ста американских граждан стали для руководства США важным поводом для вступления в Первую мировую войну. Подробности этой трагедии так и остались тайной, навсегда ушедшей на дно Кельтского моря.

Фото 18 - Остов Лузитании на дне Кельтского моря.jpg

Книга Эрика Ларсона «Мертвый след. Последний вояж «Лузитании» понравится любителям исторических детективов и публицистических романов. Богатая коллекция материалов, которую использовал автор при написании книги: архивные телеграммы и перехваченные радиограммы, показания уцелевших, бортовые журналы позволят заинтересованным читателям лучше изучить и понять то далекое от нас время.

Приятного Вам чтения!
Резник Марина Васильевна,
библиотекарь отдела городского абонемента
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner