Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

2074. О запрещенных сказках и «буржуазной мути»

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения последнего поэта Серебряного века, литературного классика XX века Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969). Известный русский поэт, детский писатель, переводчик, публицист, критик и литературовед в начале двадцатого века написал прекрасные сказки в стихах для детей. И сложно поверить, что сказке «Крокодил» уже 100 лет, а сказкам «Тараканище» и «Мойдодыр» - 95.

66017.483xp.jpg

Сказки в стихах, как только выходили из-под пера автора, сразу становились любимыми произведениями детей и взрослых. Стихи Чуковского моментально запоминались, сюжет захватывал, поражал фантасмагорией происходящего, их цитировали там и тут, автора заваливали восторженными письмами.

Как известно, Чуковский при рождении получил имя Николай Васильевич Корнейчуков, а в русскую литературу навсегда вошел как Корней Чуковский. Будучи уже весьма известным критиком, Чуковский начал писать детскую литературу: в 1916 году Горький предложил Корнею Ивановичу руководить детским отделением издательства «Парус» и посоветовал ему самому писать для детей.

Первым опытом Чуковского в этом роде литературы стал «Крокодил» (1916, опубликован в 1917 под названием «Ваня и Крокодил»). Вслед за «Крокодилом» Чуковский пишет сказки в стихах «Мойдодыр» (1922), «Тараканище» (1922), «Муха-цокотуха» (1924, под названием «Мухина свадьба»), «Бармалей» (1925), «Айболит» (1929, под названием «Приключения Айболита») и др.

Чуковский был твердо убежден, что цель сказочника состоит, прежде всего, в том, чтобы «какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, пережить чужую судьбу, как свою».

Корнею Ивановичу удавалось без сухого морализаторства, патриотического пустословия, идеологического назидания доносить до ребенка общемировые истины: о взаимопонимании, выручке, порядочности, культуре общежития, о необходимости быть в жизни честным и смелым. Чуковский в интересной, игровой форме заставлял душу ребенка трудиться, воспитывал гуманное отношение к людям и окружающей среде, способствовал полету фантазии, развитию мышления, речи, памяти.

Недетский писатель стал детским, любимым и широко цитируемым как взрослыми, так и детьми. Но достигнув любви и понимания читателя, он вызвал бурю негодования у идеологов и строителей рабоче-крестьянского государства.

4 - 0003.jpg             4 - 0006.jpg

Одна из самых знаменитых сказок Чуковского «Крокодил» попадала не раз под запреты. Впервые она вышла небольшим тиражом в приложении к журналу «Нива» «Для детей» с № 1 по № 12 за 1917 год. В 1919 году под названием «Приключения Крокодила Крокодиловича» она вышла отдельной книжкой в издательстве Петросовета. Сказка имела большой успех и переиздавалась несколько раз. Однако в середине двадцатых она подверглась необоснованной критике, цензорам не нравились слова: Петроград, городовой, буржуазная девочка Ляля.

IMG_7021-32.jpg

Чуковский утверждал, что именно с «Крокодила» началось обновление русской детской поэзии, городская сказка не может быть чужда детям, но все труднее было переубедить цензоров-перестраховщиков, к их точке зрения склонялись некоторые педагоги. В августе 1926 года публикация «Крокодила» была запрещена. После долгой борьбы с различными инстанциями в конце 1927 годы было разрешено напечатать «Крокодил» тиражом 10 000 экземпляров, но на этом злоключения «Крокодила» не закончились.

В начале 1928 года сказка вышла из печати, а 1 февраля в «Правде» появилась статья Надежды Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского». В ней Надежда Константиновна разгромила стихотворные сказки Корнея Чуковского, сочла их идеологически вредными. В статье Крупская писала:

«Я думаю, „Крокодил“ ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть».

После ее статьи сказки и вообще все детские книги Чуковского стали запрещать, а его самого травить. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), жена и многолетний помощник В.И. Ленина, после установления Советской власти была членом Коллегии Наркомпроса РСФСР, а с ноября 1920 года - председателем Главполитпросвета при Наркомпросе. В сферу её деятельности входили вопросы эстетического воспитания и искусства.

004.jpg

В 1920 г. по инициативе Крупской была разослана на места инструкция о пересмотре каталогов и изъятии из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы. Крупская составляла первые «чёрные списки» книг, подлежащих запрету и изъятию из библиотек в советской России.

В 1924 г. она включила в эти списки Платона, Канта, Шопенгауэра, Лескова и др. крупнейших авторов, что шокировало даже «буревестника революции» Горького. Особенно сильно пострадали детские библиотеки. По приказу Крупской из них были изъяты даже народные сказки и «Аленький цветочек» Аксакова. Всего её инструкция содержала 97 имён детских писателей, в том числе Чуковского.

«Содержание детской книги должно быть коммунистическое», - требовала Крупская в статье «Детская книга - могущественное орудие социалистического воспитания» (1931).

В среде критиков появляется термин – «чуковщина». В целом рубеж 1920–30-х годов ознаменовался борьбой с «чуковщиной»: писателя обвиняли в том, что в его сказках «не затронуто ни одной советской темы, ни одна его книга не будит в ребенке социальных чувств, коллективных устремлений», а «Муха-Цокотуха» восхваляет «мещанство и кулацкое накопление», а «Крокодил» и «Тараканище» дают «неправильные представления о мире животных и насекомых». Позднее «Крокодил» и «Тараканище» цензорами трактовались, исключительно, как политически неблагонадежные произведения.

В этот период Чуковскому, поневоле вовлеченному в навязанную сверху дискуссию о целях и методах детской литературы, пришлось очень тяжело: он был вынужден не только отстаивать свои творческие принципы, но и публично заявлять о готовности измениться.

Это привело к тому, что в конце 1929 года Чуковский публикует письмо с отречением от сказок, также он обещает написать сборник «Веселая колхозия». Отречение ему тяжело далось, сборник он так и не написал. В эти годы из его жизни ушла младшая дочь Мурочка, а мужа его дочери Лидии расстреляли.

Отказ публиковать произведения Чуковского для детей, по сути, обрекал писателя и его семью на голодную смерть. Стараясь выжить, Корней Иванович с 1930 года начал заниматься переводами. В 1936 году выходит его книга «Искусство перевода», переизданная позднее под названием «Высокое искусство».
img_8646-19.jpg
В это же время он занимается переводами на русский язык произведений Р. Киплинга, М. Твена, О. Уайльда и начинает писать мемуары. Посмертно они были опубликованы под названием «Дневники 1901 – 1969».

i.jpg

В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» в 1933 году.

25799423.jpg

Постоянное внимание к языку, обостренное чувство слова побудили Чуковского в конце 1950-х гг. принять участие в дискуссии о языке. Тогда он опубликовал много острых статей в защиту чистоты и выразительности русского языка, а в книге «Живой как жизнь» (1962) энергично выступил против засорения речи канцеляризмами.

За Чуковского заступались Горький, Маршак, это несколько ослабляло травлю писателя, но запрещенные сказки вернулись к детям только в годы хрущевской оттепели, выросло поколение детей, которое познакомились со сказками Чуковского, будучи уже взрослыми, читая их своим детям и внукам.

Бесценный дар последующим поколениям от Чуковского – это рукописный альманах-журнал «Чукоккала». Альманах составлялся с 1914 по 1969 годы, содержит автографы поэтов, писателей, музыкантов, художников, выдающихся людей XX века.

1488803210_chukovskiy2.jpg

Всю жизнь Чуковский был под колпаком у КГБ. Во времена "оттепели" его дочь получила доступ к его досье. Среди множества доносов отыскала страницы дневника отца. Вот, что писал Чуковский во время войны:

«…Всей душой желаю гибели Гитлера и крушения его бредовых идей. С падением нацистской деспотии мир демократии встанет лицом к лицу с советской деспотией. Будем ждать».

Власть предержащие не простили ему слова о «советской деспотии», до самой кончины автора искали в его произведениях крамольные мысли. Несомненно, литературное наследие Корнея Ивановича было бы гораздо богаче, если бы не горькая судьба сказочника в тоталитарном государстве.

Чуковский был эталоном интеллигентности и порядочности. Он был среди тех немногих, кто поддерживал всех преследуемых в СССР - от Ахматовой и Зощенко, до Солженицына. Он был настолько нравственно чистоплотен, что заранее подготовил список тех деятелей культуры, которых он просил Союз писателей не приглашать на свои похороны.

Корней Иванович почти семь десятилетий работал в литературе, в 1901 году появилась в печати его первая публикация. Заслуженные награды и почетные звания пришли к нему уже на склоне лет, Чуковский был награждён орденом Ленина (1957), тремя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. В 1962 г. ему была присвоена в СССР Ленинская премия, а в Великобритании удостоен степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета. Общий тираж книг Чуковского в СССР достиг 293 миллионов.

В двадцать первом веке разные издательства издают и переиздают произведения Чуковского и прежде всего сказки. В наше время уже невозможно представить детство без сказочника Корнея Чуковского.

Отдавая дань уважения личности и литературному дару Корнея Чуковского, 13 февраля 2017 года на телевизионном канале «Культура» была показана программа Игоря Волгина «Игра в бисер», посвященная творчеству К. Чуковского, в ней шла речь о месте, занимаемом писателем в русской литературе и значимости его произведений для читателей.

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

В отделе редких книг хранятся книги с произведениями Корнея Чуковского для детей, которые были изданы в разные годы и иллюстрированы разными художниками. В связи с юбилеем трех чуковских сказок «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр» на сайте библиотеки подготовлена виртуальная выставка «О ЗАПРЕЩЕННЫХ СКАЗКАХ И "БУРЖУАЗНОЙ МУТИ" , на которой предоставляем возможность ознакомиться с прекрасными иллюстрациями к этим произведениям.

Сотрудничество Корнея Чуковского с замечательным художником, мастером детской книги, Владимиром Михайловичем Конашевичем (1888-1963) продолжалось несколько десятилетий. Чуковский писал Конашевичу в 1958 году:

«Ваш праздник – это мой праздник, праздник всех моих Бармалеев, Айболитов и Мух-Цокотух. Благодаря Вам эти люди и звери явились миллионам советских ребят в прекрасном, поэтическом, благородном изящном обличии… Ваше чудотворное искусство воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что, помимо всего, Ваша живопись добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».

В память о многолетнем сотрудничестве Конашевича и Чуковского издательством «Детская литература» в 1987 году была воспроизведена книга сказок и стихов Чуковского издательства «Academia» 1935 года, с рисунками В. М. Конашевича.

1 - 0008.jpg

1 - 0006.jpg

1 - 0005.jpg

В 1983 году издательство «Детская литература» выпустило книгу Чуковского «Сказки» с иллюстрациями Народного Художника России Виктора Ароновича Дувидова (1932-2000).

2 - 0003.jpg

Книга Чуковского К.И. Мойдодыр (М. : Дом, 1996) с иллюстрациями Владимира Леонидовича Гальдяева.

3 - 0002.jpg

Работы мастера книжной иллюстрации Геннадия Владимировича Калиновского (1929-2006) к книге: Чуковский К.И. Путаница. Тверь, 1996.

4 - 0001.jpg

Рисунки художника Натальи Владимировны Сустовой к сказке «Мойдодыр» из книги К.И. Чуковского «Айболит» (Минск, 1984).

5 - 0004.jpg

Прижизненные издания детских книг

В отделе хранятся ставшие уже библиографической редкостью книги Чуковского для детей, изданные в 1939 и 1948 годах. Книги эти ценны еще тем, что вышли при жизни писателя и художников, иллюстрировавших их.

Книжка-малютка «Черепаха» была издана Детским издательством ЦК ВЛКСМ в 1939 году, в нее вошли стихи: «Черепаха», «Бебека», «Катауси и Мауси». Чудесные цветные иллюстрации для книги создала Татьяна Сергеевна Козулина (1912-2007).

6 - 0001.jpg

6 - 0004.jpg

Книжка «Цыпленок» 1948 года, была издана в Красноярске, с иллюстрациями Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965), после выхода в свет была отправлена в Литовскую союзную республику.

7 - 0001.jpg

7 - 0002.jpg

В 1952 году книжку списали за ветхостью и неполноту экземпляра, но литовские коллеги не уничтожили экземпляр, а отправили его обратно в Красноярск, так как понимали, что для истории книгоиздания нашего города этот экземпляр представляет ценность. После возвращения в наш город маленькая детская книжка попала на постоянное хранение во взрослую, научную библиотеку. Сейчас хранится в фонде отдела редких книг.

Елена Альбертовна Лактионова
Tags: книги, писатели, русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments