Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

239. Что такое «Вычинанки»?

Ответ на свой вопрос, я получила на творческой встрече с фотохудожником Горбачевой Ниной Аверьяновной, которая проводилась в рамках творческой гостиной «Благозвучие» Клуба православных меценатов.

Нина Аверьяновна коренная сибирячка, внучка сибирских староверов и польских переселенцев. Прабабушка, Паулина Котович, приехала с родителями и сыном, на вольные земли из Польши в Сибирь в 1906 году.
По специальности она химик, работает на металлургическом предприятии. Творчество Нины Аверьяновны многогранно. Это и увлечение фотографией, собирательство предметов старины, искусство «вычинанки».
На сегодняшний день в фотобиографии Нины Аверьяновны 11 выставок, в том числе международная (в Кракове, август 2002 года). В 2005 году по благословению Владыки Красноярского и Енисейского Антония состоялась выставка работ, посвященная разрушенным и восстановленным храмам Красноярского края.

«Собирательство - говорит Нина Аверьяновна, - это инфекция, которая если попала в душу, бороться с ней практически бесполезно. Начинается все с малого — марки, монетки... Заканчивается сундуками, комодами, керосиновыми лампами, ткацкими станками, прялками - самопряхами и т. д. Это предметы быта местных жителей и переселенцев конца XIX - середины XX веков... Итак, сегодня имеет место быть Частный историко-этнографический музей семьи Горбачевых-Котович-Цыбульских «Быт поляков на Енисее. XX-XIX в.в.»».

Ещё одно увлечение Нины Аверьяновны - древнее искусство вычинанки (вырезание ажурных узоров из многократно сложенного листа черной, белой или цветной бумаги). Как-то попалась в руки Нины Аверьяновны книжка о польском народном творчестве. Итог - 100 вычинанок. Они экспонировались на 6-ти выставках, в том числе и на и православной (ярмарка «Русь православная», июнь 2007 года).

После встречи с Ниной Аверьяновной, мне захотелось побольше узнать о  народном творчестве – вычинанки.

Древнее искусство вычинанки (по-белорусски - вытинанки или выцинанки) - вырезания ажурных узоров из многократно сложенного листа черной, белой или цветной бумаги тесно связано с изобретением в Китае бумаги в эпоху династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.). В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезки поначалу распространялось в императорских дворцах и домах знати как способ времяпрепровождения, популярный среди придворных дам.
В XVII столетии паперни (так назывались первые производства бумаги в Польше и Белоруссии) появились в каждом большом городе, и потому уже к концу XVIII столетия вычинанка стала популярна в народе. Практически каждый дом, а чуть позже и каждая деревенская хата к концу XIX столетия были украшены вырезанными из бумаги шторками, занавесками, салфетками. Узоры из бумаги украшали абажуры, рамы образов в углу. Стены вместо ковров украшались наклеенными бумажными аппликациями. Национальными вычинанками, богатыми музейными собраниями народного творчества гордятся поляки, белорусы литовцы, шведы и украинцы.
О старинных русских вырезках, к сожалению, мы знаем очень мало. Известно, например, что в России, как и на Украине, для окон и полочек вырезали из бумаги ажурные занавески, окна и стены украшали бумажными снежинками и звездочками.
Для Польши пик развития этого ремесла приходится на вторую половину XIX -начало XX века. В немалой степени этому способствовало и падение цен на бумагу: вычинанка, как легко доступный и не требующий больших расходов вид искусства (все, что для него требовалось - это лист бумаги, ножницы и доска), широко распространилось по городам, но особенно по маленьким деревенькам.

Искусство вычинанки находится в особых отношениях со временем, хрупкая бумага не выдерживает его натиска. Последняя война, прошедшая через территории стран Европы, почти уничтожила это мастерство, в начале 80-х годов ХХ-го столетия его считал уникальным. Однако последнее десятилетие, на протяжении которого предпринимались усилия по возрождению вычинанки, сделали свое дело - число ее поклонников становится все больше и больше. Вычинанка не просто удобна и доступна, и ею можно заниматься не только ради ее самой. Она как бы заключает в себе всю национальную культуру и через нее можно почувствовать всю национальную особенность. И как в любом другом действе здесь верна истина - чем дальше, тем Вычинанка - самый молодой из традиционных видов народного изобразительного творчества.

Сегодня она переживает новый всплеск и подъём интереса к ней. Сегодня она вышла на профессиональный уровень и может впечатлять своими изобразительным качествами, игрой симметрии, глубокой содержательностью, многоуровневым раскрытием смыслов, звучанием визуальных пульсирующих ритмов, потоков и вихрей. В народном творчестве она приобрела все свойства традиционного изобразительного искусства: декоративность, символизм, утилитарность.
Если посмотреть на вычинанку в масштабе общемировом, то можно отметить, что в таком виде техника вырезания из бумаги существует лишь на территории Польши, Беларуси, Литвы и Украины. В других странах распространено силуэтное вырезание.

Что представляет собой орнамент? Это шифр. На культовых и бытовых предметах, извлеченных археологами из-под земли, мы видим тот же шифр. Если предмет предназначался для неких обрядов, то на них, естественно, наносился определенный знаковый ряд, соответствовавший обрядовому предназначению. Если — бытового характера, рисунок имел значение оберега или пожелания - обращения к силам, духам или богам. Предмет, равно как и рисунок на нём, были глубоко символичны для того, кто им пользовался. Кроме этого есть символы, которые достаточно древни по своему происхождению. Таким, например, является символ яйца. Как непременный атрибут Пасхи он используется мастерами вычинанки для создания поздравительных открыток. Но так же рассматривается в своей самости.

Если рассматривать вычинанку более детально, то можно заметить, что есть мотивы, наиболее часто используемые мастерами. К ним можно отнести птиц: голуби, петухи, павлины, некие декоративные сказочные птицы. Все они имеют широкое распространение в польской мифологии, которая находит своё проявление в сказках, поверьях, приметах, гаданиях, народном соннике. Цветы используются как детали, розетки, они же «снежинки», а так же как самостоятельные работы. Встречаются так же фигуры людей как элементы композиции, и эти фигуры очень стилизованы. Вырезают животных, чаще как сказочных, фольклорных персонажей, но все они несут на себе мифологический, тотемный, обрядовый подтекст.

Кроме того, как детали вычинанки, используются те же ромбовидные, прямоугольные, круглые, треугольные формы с таким их наполнением, какое мы встречаем в вышивке, ткачестве, резьбе по дереву, ковке. И те символы, которые используются в одном из видов, плавно перетекают в другой, изменяясь лишь настолько, насколько этого требует соответствующая техника. По композиции вырезки принято условно делить на несколько видов -

-    орнаментально-декоративные,

-    сюжетно-предметные,

-    силуэтные.

К сожалению, простота изготовления рождала легкое отношение к вычинанкам. Белилась хата к празднику, выбрасывались старые «вырезанки», создавались новые. Их не берегли в сундуках, как рушники, передавая из поколения в поколение, но традиции оставались. И когда ученые взялись за исследования, выяснилось - польская вычинанка имеет свое особое лицо и не менее талантлива, чем литовская, белорусская, финская, - в ней много общего с геометрическими традициями народного ткачества, вышивки. Четко видны языческие корни - изображение солнца и месяца, мотивы древа жизни, птиц, обозначавших когда-то души умерших.

О своем творчестве мастера говорят очень просто: "Как рука поведет...". И "ведет их рука" то к использованию мифологии славян, то вдруг они обратятся к восточному яркому разноцветнию бумаги, то, лихо пользуясь ножницами, их забросят и возьмут в руки острый нож...

Вот собственно и весь набор первоначальных сведений о вычинанке. Напомню только, что основной материал в этой технике - бумага, а инструмент - ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец) и немного фантазии. А вообще для творческого человека иногда многого и не нужно. Творчество помогает справиться с отрицательными эмоциями. Чтобы отвлечься, необходимо творить. И неважно, что это будет — вычинанка. картина, фотография...



Фотография, искусство вычинанки, предметы старины - это не просто увлечение, хобби, для Нины Аверьяновны. Это - образ жизни, способ познания окружающего мира, возможность поделиться увиденным. Это - процесс внутренний, духовный. Это видение мира.

                                                               Зав. сектором естественнонаучного отдела  Красноплахтич Вероника

P.S. При написании заметки использованы материалы сайтов:

ru.wikipedia

http://ou.tsu.ru/school2/other/slavsib2/20.html

http://mk.by/archiv/07.09.2005/rub1.php

http://your-way.ru/content/view/240/42/

http://vitcinanca.narod.ru/

Tags: декоративно-прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments