?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Искусство принадлежит всем и никому в отдельности. Искусство принадлежит всем временам – и никакой конкретной эпохе. Искусство – это шепот истории, различимый поверх шума времени"
Джулиан Барнс "Шум времени"

Джулиан Барнс – знаменитый английский писатель и литературный критик, лауреат Букеровской премии, Европейской премии по литературе и многих других. Как публицист Барнс стал популярен после выхода книги документальной прозы «Письма из Лондона», а первый успех на поприще художественной литературы пришел к писателю после выхода романа-антиутопии «История мира в 10 ½ главах».

Фото 1 - Джулиан Барнс.jpg

Новое произведение писателя посвящено жизни Дмитрия Шостаковича – великого русского композитора. В этой книге биография Шостаковича отражена через многогранную призму советского искусства. На фоне реальных исторических событий автор показывает, как сила искусства способна помочь человеку пережить тяжелейшие социальные бедствия и потрясения.

Фото 2 - обложка книги Шум времени.jpg

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Отец композитора – Дмитрий Болеславович Шостакович к моменту рождения сына руководил лесными и торфяными разработками на Ириновской железной дороге и по реке Неве. Его жена Софья Васильевна, сын Дмитрий и дочери Зоя и Мария летом часто отдыхали в Ириновке на даче. Как было принято в их семье, маленький Дмитрий сел за рояль в девять лет – в 1915 году мама стала давать ему уроки игры на музыкальном инструменте.

Фото 3 - родители и сестры Д. Шостаковича.jpg

Успех пришел к Шостаковичу быстро. Уже в 1926 году, всего через несколько месяцев после премьеры Первой симфонии Шостаковича в Ленинграде и Москве состоялось первое зарубежной исполнение этой симфонии в Берлине под руководством уже тогда всемирно известного дирижера Бруно Вальтера. На концерте присутствовал известный композитор Альбан Берг, который выразил свое восхищение музыкой в письме, адресованном Д. Шостаковичу.

Отношение советской власти к творчеству Д. Шостаковича всегда было противоречивым. С одной стороны, им гордились – музыка Д. Шостаковича была очень популярна за границей. Но на Родине от композитора требовали оптимистической музыки, которая могла настроить рабочий класс на трудовые подвиги. Известно, что Сталину нравилась музыка Шостаковича к кинофильмам.

В свое время Сталин высоко оценил созданное Дмитрием Дмитриевичем музыкальное сопровождение трилогии о Максиме, вошедшей в золотой фонд киноклассики, а Жданов, как известно, по утрам будил жену, наигрывая на рояле «песню о встречном».

Воодушевляющая , весьма благосклонно воспринятая вождем, имела невероятный успех. В фильме «Встречный» (1932 г.) рабочие Ленинградского металлического завода выдвигают «встречный» план - принимают на себя обязательство досрочно сконструировать и наладить выпуск первых советских гидравлических турбин, необходимых для строительства гидроэлектростанций по плану ГОЭЛРО.

Пытаясь отстоять свою свободу в творчестве, композитор не один раз был буквально на краю гибели. В 1936 году выходит опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Поначалу шедшая с большим успехом, вскоре она была вычеркнута из репертуара всех концертных залов. Сталину она не понравилась.

Вслед за этим последовала разгромная правительственная статья «Сумбур вместо музыки» опубликованная в «Правде» 28 января 1936 года. Надвигался грозный 1937 год, который принес за собой аресты родственников и друзей композитора.

Некоторое время Дмитрий Дмитриевич был уверен, что заберут и его. Он даже ложился спать уже одетым, а под рукой всегда держал чемодан с предметами первой необходимости. Глубокой ночью он выходил из квартиры на лестничную площадку и в ужасе ждал, когда же двери лифта откроются на его этаже. Шостакович не хотел, чтобы его вытаскивали из постели на глазах у напуганной семьи. К тому времени Шостакович уже был женат на Нине Васильевне Варзар. У них были дети – Максим и Галина.

По мнению писателя Джулиана Барнса, «вплоть до смерти Сталина между композитором и диктатором шел непрерывный психологический поединок». Во время разгула репрессий и торжества страха, когда вождь провозглашает: «Жить стало лучше, жить стало веселее», Шостакович, не питая ни малейших иллюзий по отношению к советской действительности, находясь под давлением травли и личных невзгод, пишет грандиозную Четвертую симфонию, пронзительно-трагическую летопись своего времени.

Сохранилось высказывание композитора периода кошмара 30-х годов:

«…Переживать всё плохое, окружающее тебя, внутри себя, стараясь быть максимально сдержанным, и при этом проявлять полное спокойствие куда труднее, чем кричать, беситься и кидаться на всех».

Единственным орудием борьбы с несправедливым режимом для Шостаковича всегда была музыка, в которую он вложил все свои чувства.

Фото 4 - Д. Шостакович за работой.jpg

От Шостаковича ждали покаяния за безыдейность и подражание западному искусству, а также новой оптимистической симфонии. Премьера его Пятой симфонии состоялась в ноябре 1937 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

В заглавии к симфонии Д. Шостакович сделал надпись: «деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Композитору устроили необыкновенно длительную и бурную овацию. Успех Пятой симфонии был мгновенным и безоговорочным. Пятую стали называть «оптимистической трагедией».

Война застала Д. Д. Шостаковича в Ленинграде. Композитор стал проситься на фронт, подал заявление в народное ополчение, работал на строительстве оборонительных рубежей. Покинуть Ленинград Д. Д. Шостакович отказывался (не эвакуировался ни с консерваторией, где преподавал, ни с филармонией) вплоть до категорического распоряжения члена Военного совета фронта А. А. Кузнецова.

1 октября 1941 года композитор вместе с семьей был вывезен из блокадного Ленинграда в Москву и через непродолжительное время отправлен в Куйбышев. В куйбышевской эвакуации он закончил Седьмую симфонию посвятив ее Ленинграду.

Фото 5 - Д. Шостакович на обложке журнала Time.jpg
Дмитрий Шостакович попал на обложку журнала Time в 1942 году в образе пожарного, поскольку участвовал в тушении пожара в обсерватории, загоревшейся от немецких бомбардировок.

Фото 6 - Д. Шостакович на учениях.jpg

Легендарное исполнение Седьмой симфонии 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде имело колоссальное значение для измученных беспощадной войной людей. Это была духовная, нравственная победа над фашизмом.

Этот антифашистский посыл волной прокатился по всему миру. Ленинградская симфония с триумфальным успехом исполнялась в военные годы во многих городах СССР, а также в Англии, Соединенных Штатах, вызвав международный антифашистский резонанс.

Первый исполнитель Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича на американском континенте (1942 г.) Артуро Тосканини перед выступлением сказал:

«Это выдающееся сочинение есть торжество человека, торжество духа над материей, ради которого стоит жить. Жить и побеждать».

После войны на одном из съездов композиторов Шостакович снова стал мишенью – его Шестая и Восьмая симфонии были раскритикованы в пух и прах. Темой обоих снова была война, трагическая и страшная. Но по советским музыкальным меркам война была величественна и триумфальна.

Шостакович должен быть выступить с публичным покаянием. Для него уже специально была написана речь соответствующего содержания. В середине этой речи он внезапно поднял голову и сказал:

- Мне всегда кажется, что, когда я пишу искренне и так, как чувствую, тогда моя музыка не может быть «против» Народа и что, в конечном счете, я и сам – представитель пусть в малой степени нашего Народа.

В феврале 1948 года появилось постановление ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», в котором крупнейшие советские композиторы (среди них Шостакович, Прокофьев, Хачатурян) были отнесены к «формалистическому, антинародному направлению советской музыки». В такой ситуации до печального клейма «враг народа» оставалось полшага.

Шостакович вынужден был уйти с работы из Московской и Ленинградской консерваторий, многие его произведения исчезли из репертуара, начался вихрь несправедливой критики, которая не пощадила и детей. Шостакович вспоминал, как его сына Максима, десятилетнего, на школьном экзамене по музыке заставили прилюдно очернять родного отца.

Конец этой травле внезапно положил сам Сталин. В марте 1949 года проводилась Всеамериканская конференция в защиту мира. По личному желанию Сталина Шостакович принял участие в этой конференции. От поездки в Америку Шостакович ждал очень многого – он хотел встретиться со Стравинским, перед музыкой которого он благоговел.

Однако Стравинский знакомиться не пожелал, а прислал лишь заносчивую телеграмму:

«Сожалею, что не могу присоединиться к тем, кто приветствует визит советских артистов в нашу страну. Но мои этические и эстетические убеждения не позволяют мне сделать этот жест».

Позднее Шостакович рассказывал, что его неприятно поразили и американские журналисты – откровенные и бесцеремонные вопросы сыпались со всех сторон. Журналисты никак не могли выговорить фамилию композитора и стали называть его просто «Шости»:

- Шости, Шости, обернись на минуту, я тебя сниму! Шляпой помаши!
- Хелло, Шости, кого вы предпочитаете: блондинок или брюнеток?


Не обошлось и без курьезов – как-то в Нью-Йорке он зашел в аптеку за аспирином. Через десять минут после его ухода знакомые увидели, как провизор вывешивает в витрине объявление: «ЗДЕСЬ ПОКУПАЕТ ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ».

Из окон своего номера гостиницы «Уолдорф-Астория» он мог постоянно видеть человека с транспарантом. Там были написаны слова: «Шостакович! Прыгай из окна!».

Дело в том, что не так давно из окна русского посольства в Америке выпрыгнула одна из наших сотрудниц и попросила политического убежища. Этого же поступка ждали от Шостаковича многие, но, конечно, он не мог решиться на такой шаг. Дома оставались дети – Максим и Галина, супруга, родные и друзья. На Родине их бы затравили.

Дмитрий Шостакович категорически не хотел вступать в коммунистическую партию, но ему не оставили другого выбора – только после вступления в партию опера «Катерина Измайлова» наконец получила одобрение и вернулась на сцену в Москве. Впоследствии его сын Максим скажет, что только два раза в жизни видел отца плачущим: на похоронах Нины и при вступлении в партию.

К концу жизни власть стала беречь Дмитрия Шостаковича – ему выделили автомобиль с личным водителем и дачу. В газетах стали появляться его фотографии в кругу видных деятелей партии и правительства. Дмитрий Шостакович ушел из жизни 9 августа 1975 года в Москве.

Фото 7 - одна из последних фотографий композитора.jpg

Книга Джулиана Барнса «Шум времени» вместила в себя не только биографию Дмитрия Шостаковича. В ней отразилась сталинская эпоха – одна из самых тяжелых в истории нашей страны. В своей музыке Шостакович смог передать боль и страдания, подвиг и силу целого народа.

На сегодняшний день Шостакович остается одним из самых исполняемых в мире композиторов. Его музыкальные произведения – яркие и самобытные, обладают огромной художественной ценностью. С каждым годом появляются все новые исследователи жизни и творчества Дмитрия Шостаковича.

Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна,
библиотекарь отдела городского абонемента
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner