Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Тонкие кружева чувств и знаний. О книге Э. Страут «Меня зовут Люси Бартон»

Большая удача найти писателя, который пишет так, что в процессе чтения постоянно возникают мысли: «О, и я тоже считаю это чрезвычайно важным, часто думаю о том же, чувствую то же самое…». Писателем со схожим с моим мировосприятием стала американская романистка Элизабет Страут. Ее романы «Пребудь со мной» и «Оливия Киттеридж» полны психологизма, богаты не внешним динамизмом сюжета, но описанием внутренней жизни героев. Острое, порой болезненное восприятие действительности наблюдается и у героини последнего романа Э. Страут «Меня зовут Люси Бартон».

обложка.jpg

Люси Бартон – молодая замужняя женщина с двумя маленькими детьми, живущая в Нью-Йорке. После несложной операции у нее начались осложнения, и врачи были вынуждены оставить Люси в больнице на долгие девять недель. Из захолустного сельского городка в штате Иллинойс приезжает ее мать и остается с дочерью на пять дней. Все это время мать Люси почти не спит, а развлекает дочь бесконечными разговорами об общих знакомых в стиле «кто с кем развелся, кто на ком женился, кто куда переехал». Мать практически не интересуется жизнью дочери и не проявляет к своему взрослому чаду никаких нежных чувств.

Рассказы матери чередуются с воспоминаниями Люси о своем детстве, из которых становится понятно, что детство у главной героини было неблагополучным и безрадостным. Трое детей семьи Бартон практически не видели от родителей ни любви, ни заботы, ни защиты. Изгои в родном городке, голодные, неухоженные, с синяками от побоев – все они выросли в людей с теми или иными психологическими проблемами. Только Люси удалось получить образование и вырваться из сельской глуши в большой город. Она завела семью, начала литературную карьеру, но в глубине души так и осталась маленьким недолюбленным ребенком. Как побитая собака, Люси склонна любить всякого, кто проявляет к ней толику внимания и теплоты.

В романе почти не объясняются причины такого равнодушного отношения родителей Люси к своим детям. Бедность, искалеченная войной психика отца Люси, другие причины…можно только строить догадки. Перед взором читателя предстает классическая проблема «отцов и детей» и подтверждение упоминаемой психологами аксиомы о том, что «мы все родом из детства» и наше счастье во взрослой жизни во многом зиждется на фундаменте, заложенным нашими родителями.

Роман кажется похожим одновременно и на мемуары и на семейную сагу и на литературу «потока сознания». Сюжета как такового в книге практически нет. Читатель видит мир Люси, данный через призму ее восприятия. Мысли о семье, о писательском труде, о Нью-Йорке, таком огромном городе без неба, но полном удивительных встреч и событий. Люси может испытывать радость и эйфорию от проявленной к ней заботы со стороны печального доктора-еврея, чьи родственники сгинули в концлагерях, от внимания медсестры, обнявшей ее за плечи, от наблюдения неожиданной помощи пожилой незнакомке со стороны детей из богатой семьи. В то же время героиня временами погружается в пучины душевного страдания от внезапно нахлынувших мрачных мыслей или грустных событий.

Невеселые мысли Люси навевает, в частности, известная скульптурная группа французского мастера Жана Батисто Карпо «Уголино и его дети» (1865-1867), которую она увидела в музее Метрополитен. Свергнутый правитель Пизы Уголино делла Герардеска (ок. 1220 - март 1289) – один из самых трагичных персонажей «Божественной комедии». Его заклятым врагом был архиепископ Руджери дельи Убальдини, ставший причиной ужасной гибели: архиепископ обманом заманил его вместе с сыновьями в башню и наглухо замуровал, облекая на голодную смерть. Потрясением для героини становится не столько сама скульптура, сколько текст на табличке, из которого она узнает, что дети предлагают себя отцу в качестве пищи. Он умирает от голода в тюрьме, и дети хотят лишь одного: чтобы мучения отца закончились.

Уголино и его дети.jpg
Уголино и его дети

Раз за разом возвращается Люси к теме детско-родительских отношений. Но есть в книге и другие темы. Например, отрадно читать о любви Люси к книгам, о том, что книги, которые она в детстве получала от учительницы, помогали ей чувствовать себя не такой одинокой. Вызвало удивление открытое признание автором, мягко говоря, жестокого обращения прибывших из Европы колонизаторов с коренным населением американского континента. Такую честность в этом вопросе в американской культуре встретишь нечасто. Буквально второй раз сталкиваюсь (первый раз был связан с фильмом «Сладкий ноябрь»).

Элизабет Страут.jpg
Элизабет Страут

Проза Элизабет Страут напряженная, она пугает своей трагичностью и эмоциональными качелями: от глубочайшего страдания до ярчайшей эйфории. Но Страут пугает не так, как это делают признанные мастера романов ужасов и мрачного фэнтези, которые изображают мир, полный зомби, вампиров и прочих вурдалаков. Мир, который не существует в действительности, и с которым легко расстаешься, просто захлопнув книгу. В то же время реалии повседневной жизни не отпускают, и с ними неизбежно приходится считаться. Чтение подобной художественной литературы позволяет сравнить свои проблемы с проблемами героев книг, а иногда, возможно, даже увидеть пути их решения. И, как гласит последняя строка романа, «в такие минуты кажется, что душа способна обрести покой».
Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов
Tags: зарубежная литература, книги, современная проза
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment