?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы продолжаем рассказывать о книгах, вошедших в виртуальную выставку «Встань и иди: книги, помогающие жить». Выставка содержит библиографическое описание книг, визуальные обложки, подробные аннотации к каждой из книг, раскрывающие их содержание. Книги, представленные на выставке, помогут вам в сложное время, а истории, рассказанные в них - поддержат своим примером.




Мария Борисовна Беркович – дефектолог, а также поэт, педагог, психолог и нянька для детей, у которых – аутизм, умственная отсталость, слепоглухота, множественные нарушения развития. Дополнительно Мария работает частным репетитором у тех детей, кто живет дома с родителями; и в детском доме с детьми, от которых родители отказались.


Мария Беркович родилась 29 апреля 1985 года в Санкт-Петербурге. Ее мама – Елена Эфрос и бабушки – Галина Майзелис и Нина Катерли, сыграли большую роль в воспитании будущего педагога. Книга «Нестрашный мир» - не просто документальное повествование о детях с нарушениями в развитии. Эта книга об огромном желании помочь, подарить тепло и заботу. Книга состоит из записей Марии, которые она вела на протяжении многих лет. Герои ее писем, дневников и рассказов – дети с нарушениями развития, их родители, волонтеры и педагоги, работники детских домов. Но книга эта не только о профессии, а скорее о любви – к детям, к жизни, к призванию.



Главной задачей при работе с детьми для Марии было правильно подобрать методы помощи, способы взаимодействия с «особыми» детьми. Очень нелегко писать о своих учениках, тем более, если они «особенные». Ведь трудно понять их внутренний мир. Как сравнила сама Маша, после того, как застряла в стеклянном лифте супермаркета – «я смотрю на своих детей из стеклянного лифта». Но рассказать о них нужно, ведь каждый из них – личность. И как твердо уверена Маша, «необучаемый ребенок – это ребенок, которого не обучают, только и всего. У Бога необучаемых нет».

Конечно, молодому педагогу было нелегко. Маша пишет в одном из писем:

«Когда я была поэтом, мне было обидно и досадно, что я не чудотворец. Теперь я работаю с детьми, и мне страшно, что я не чудотворец. Никакой другой труд не даст мне столько радости, вдохновения, умиротворения. И столько страха, тоски, неуверенности. Опасная работа… Я хотела помочь детям справиться с их страхами, стереотипами, научить их устанавливать контакт с другими людьми. И поэтому я бесконечно сталкиваюсь со своими страхами, негибкостью, неумением устанавливать контакт, чувствовать другого. Меня бросает из крайности в крайность».

Но за годы работы накопилось столько смешных, грустных и радостных историй! Вот разговор в родительской группе:

«Мать:
- А я вот, девочки, думаю, надо найти Косте лесника.
Остальные:
- Кого?!
Мать:
- Ну, лесника. Где-нибудь в Новгородской области, или еще подальше, в чаще. Там же, девочки, лесничества. Еще остались. Я узнавала. А лесники – это же спокойные люди. Они сами – как аутисты. Круглый год в лесу, без людей. Ну, я подумала: научил бы он моего Котьку помогать, хворост собирать, печь топить. Костя же умный, он научится. А потом, глядишь, сам лесником станет».


Родителям очень важно стать для своих детей проводниками, переводчиками, связующим звеном между двумя мирами.

Порой друзья и незнакомые люди спрашивают у Маши: «Зачем все это? Эти дети – необучаемы!».

Но Маша считает по-своему:

«Во-первых, я в необучаемость не верю. Во-вторых, я считаю: если человек живет, он должен развиваться. Что-то делать. Куда-то двигаться. Пусть со стороны и кажется, что это топтание на месте, но я-то вижу: сегодня он впервые протянул руку и поймал колокольчик. А сегодня крепко схватил деревянную ложку. Сам опустил ладонь в миску с фасолью, рассыпал ее по ковру. Осмысленно – на какую-то секунду - прижал руку к моему лицу».

Все это пусть маленькие, но победы над болезнью.

Был в практике у Маши и ребенок-иностранец. Маленькая Уна – американка, приехала вместе с мамой в гости. У нее тяжелый синдром ДЦП, она не может ходить, не сидит, спину не держит, а вдобавок ко всему – слепота. Но Уна может слышать. Сначала она испугалась чужого голоса, но Маша сказала ей по-английски: «Ты прелестная принцесса!». Девочка улыбнулась, наладился контакт и дальше пошла в ход игротерапия.

Иногда взрослых удивляет реакция «особенных» детей на окружающий мир. Так, в детском саду музыкантша спрашивала детей после неаполитанской песенки: «Какая она? Веселая…. еще какая? Задумчивая, - сказала Габи».

Хорошо, когда здоровые ребятишки не боятся общаться с «особенными» детьми. Зачем? Потому, что как бы аутичному ребенку ни было хорошо в своем мире, он все равно чувствует потребность в общении с людьми и страдает от того, что у него это общение не выходит. Девятилетний Никита сказал об Антоне-аутисте:

« - Ну так приятно теперь смотреть на него! Знаешь, когда ребенку радостно, то и тебе радостно!
Никита любит рассказывать про успехи Антона:
- В первый день похода Антон ничего не ел: ни супа, ни каши. И не говорил ничего. На второй день – тоже. Весь третий день проспал в палатке. А на четвертый проснулся рано-рано и три раза повторил: я хочу кушать, я хочу кушать, я хочу кушать. Маша ему говорит: Антон, сейчас еще рано, кушать будем позже. А он: кушать позже, кушать позже. И заснул. И с тех пор всё ест: и суп, и кашу. И всё говорит».


Маша тогда работала волонтером и училась на втором курсе дефектологического факультета. Нужно было отрабатывать знания на практике, использовать разные методики. Маше очень хотелось заглянуть в мир ребенка-аутиста, ощутить себя им. Это было необходимо как педагогу. Вот ее выводы:

«Мне кажется, что работа с аутичными детьми – это искусство чувствовать и реагировать. Причем чувствовать с опережением, иначе отреагировать можно и не успеть. Суть этого процесса – в том, чтобы улавливать и расшифровывать сигналы, которые посылает вам ребенок из своего аутичного мира и посылать в ответ сигналы из мира обычного».

Маша не пожалела о выбранной профессии, хотя порой было и тяжело.

«Я думаю об удивительной простоте, с которой в мире «особых» людей разрешаются все основные вопросы. В мире «особого» человека, где имеют значение только чувства, а наносное, условное отпадает, возникает сильнейшее ощущение неподдельности всего, что происходит. После соприкосновения с этим неразбавленным миром не хочется выходить в обычную жизнь. Начинается душевный авитаминоз: все кажется ненастоящим. Та любовь, с которой мы соприкасаемся, общаясь с «особыми» людьми, это не любовь, которую они излучают. Это наша собственная любовь. Мы ее в себе находим, точно так же, как мы можем найти в себе все остальное, как будто такое лекарство принимаем – выпиваем полную чашку неразбавленной жизни, и это очень сильно проясняет наш взгляд».

Книга Марии Беркович «Нестрашный мир» не только поможет врачам, психологам, педагогам и социальным работникам найти лучший подход в работе с детьми. В этой книге отразилась особая точка зрения Марии как педагога и человека, который очень любит детей и старается им помочь.

Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна,
главный библиотекарь отдела городского абонемента
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner