Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Читаем литературные журналы

Автор: Арина Бурылова
Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько людей на самом деле может дать вам аргументированную характеристику? Речь не о ваших друзьях и родных, нет, речь о людях, с которыми, возможно, вы даже никогда в жизни не разговаривали. Ваши соседи, коллеги из другого отдела, продавцы в магазине у дома, люди, с которыми вы каждый день едете в автобусе – у каждого из них может быть в голове ваш портрет.



Пьеса Дмитрия Данилова «Свидетельские показания» начинается с ремарки о том, что человек выпал из окна своей квартиры и умер. И следователь, которого мы не видим, проводит расследование, опрашивая персонажей. У персонажей нет имен, только половая принадлежность, они обозначаются М и Ж. Естественно, первыми допрашивают соседей. И у нас начинают формироваться первые впечатления об умершем. А показания не так однозначны.

Первая соседка характеризует его положительно, обходительным человеком, с порядком в квартире, одиноким, но вот ближайший сосед рисует уже совсем иной портрет – невежливого хама, возможно принимающего наркотики, нарушающего режим громкой ужасной музыкой. И вот здесь появляется первая мысль о том, почему же разница впечатлений так велика?

От соседей мы переходим к коллегам, после коллег идет женщина, с которой он когда-то сожительствовал. В их показаниях звучат одни и те же слова – спокойный, неагрессивный, нормальный парень. Но от его бывшей мы узнаем еще одну деталь, важную деталь – он писал роман. Писал долго, только фрагменты, но, по ее словам, интересно и хорошо. У читателя начинает создаваться ощущение, что умерший придумал себе роль, которую отыгрывал непрерывно. Но зачем? И что это за роль такая – серого неприметного человека?

Дальше автор прекращает удерживать читателя в недоумении, и следующие свидетели начинают рассказывать неожиданные вещи. Умерший открывается с того ракурса, которого мы вовсе не могли предположить. Все его странности становятся нам ясны, все кроме одной – почему же он умер? А на этот вопрос он ответит сам, незримо явившись перед следователем.

В пьесе произносятся реплики, но не происходит событий. Напряжение держится за счет внезапных крох информации, которая еще больше запутывает дело. Сказанное о герое посторонними людьми звучит интересней и достоверней того, что он может сказать о себе сам.

Пьеса – насмешка над стереотипами классического детектива. Автор проходит все этапы, характерные для детектива, но в итоге оказывается, что читателя все это время водили за нос.

Читайте в журнале "Новый мир" №7 за 2018 год.
Tags: журналы, литература, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments