Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Читаем литературные журналы

Автор: Арина Бурылова

Помните, в 2009-2010 годах был очень популярен жанр мэшапа – когда в классику добавляли элементы фантастики? «Гордость и предубеждение и зомби» тогда взлетела даже до экранизации. Потому что зомбиапокалипсис всегда делает повествование бодрее. Этим принципом, вероятно, руководствовался Валерий Вотрин, когда добавлял фантастический элемент в исторический факт о перевозке тела Ленина в Тюмень в период Великой Отечественной войны. Строго говоря, рассказ нельзя отнести именно к жанру мэшапа, скорее, он относится к мягкой фантастике, но зомби сейчас были упомянуты не просто так.



В искусстве образ Ленина уже был обыгран неоднократно, начиная от рассказа Татьяны Толстой «Сюжет», и заканчивая целым направлением в искусстве – соц-артом.
Итак, Великая Отечественная война, в тыл перевозят музейные экспонаты, и, конечно же, тело Ленина. Душный поезд, ночь. Профессору Збарскому снится жуткий сон - будто дверь купе распахивается, входит Ленин, и велит Збарского расстрелять.

Остаток ночи профессор мается неясными предчувствиями, ведь при транспортировке они неправильно рассчитали количество льда. И утром начальник охраны сообщает, что Ленин ворочается и пытается встать. Автор не объясняет, почему Ленин просыпается, однако в тексте упоминаются еще два восставших мертвеца - Николай Пирогов и Григорий Котовский, - их тела тоже были забальзамированы (Котовского, кстати, предали земле в 2016 году, а вот на Пирогова, как и на Ленина, до сих пор можно посмотреть - он лежит в крипте в Виннице).

В Тюмени Ленин восстает, и усыпить его уже не получается. Казалось бы - идет война, можно даже сказать, удачно, что Ленин проснулся, можно использовать это событие для поддержки и солдат, и тружеников тыла – с ходу можно придумать текст речи: «В эти трудные для Советского Союза годы никто не может оставаться в стороне, особенно вождь пролетариата…» и дальше по накатанной, верно? Однако Ленин заперт в здании сельскохозяйственного училища.

Окна замурованы, повсюду охрана. Почему? Ленин уже тот. Даже не упоминая физические особенности его нового бытия, его личность больше не цельная. Он охотно общается с сотрудниками, активно изучает все уголки училища, но речь его бессмысленна и отрывиста, на любой вопрос он отвечает: “Непременно расстрелять!”, какие-то события из жизни он вспоминает отрывками и невпопад. Снотворное перестает действовать, Ленин целыми днями бегает по училищу и шалит.

Всем его выходки поперек горла, но угомонить его невозможно, он не желает спать. Особенно раздражает он кухарку, и, хотя все относятся к нему с уважением, однажды она даже кричит на него. Ленина это приводит в восторг, и он начинает бегать на кухню только чтобы полюбоваться на «готового наркома». По городу проходит слух, что он проснулся, и к нему приходят ходоки - старики, для которых Ленин – отец родной, желающие пожаловаться на председателя.

Их приход становится последней каплей, начальник охраны вспоминает старинное народное средство - он поет Ленину колыбельную. Колыбельная особая – в ней звучат пожелания смерти:

«Не охота засыпать –
Хоть сейчас умирай
Тебе вытешем гробок
Из осиновых досок,
На погост увезем
И земелькой затрясем»
(кстати, слова из действительно бытовавшей колыбельной).

Колыбельные с пожеланием смерти до сих пор вызывает вопросы о своем значении. Есть несколько основных теорий, но к данному тексту больше подходит версия, что «смертные» мотивы баек являются следствием происхождения колыбельных из заговорной поэзии.

Итак, Ленин засыпает, чтобы больше не вставать. Завершается рассказ письмом к матери, будто бы написанным самим Лениным, в котором мы видим то, как эти прошедшие три года воспринимал он сам.

В рассказе Вотрина иронически обыгрывается знаменитый советский девиз КПСС «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!», и разрушается миф, который и сегодня можно услышать от старшего поколения: «Вот был бы Ленин жив, он бы порядок навел!»

Читайте рассказ Валерия Вотрина в журнале "Новый мир"  № 5 за 2018 год.
Tags: журналы, рецензии, российская проза, современная проза
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments