Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Картинки с выставки. Карл Гампельн, родственники Н.П. Резанова и А.С. Пушкин (1)

Автор: Рина Незелёная (гостевой пост)

Где бы мне ни приходилось бывать, я на всё смотрю глазами сибиряка-красноярца. Так и на этот раз: будучи короткое время в Москве и побывав на выставке «Художник Карл Карлович Гампельн» в Государственном музее А.С. Пушкина, с удовольствием увидела на табличках под портретами знакомую фамилию Резанов. Выставка сразу приобрела особый смысл, портреты – особую прелесть.

Выставка посвящена 225-летию со дня рождения знаменитого в свое время акварелиста, живописца, гравера, графика и литографа Карла Гампельна. Он писал портреты мужчин и женщин, стариков и детей, военных и штатских, придворных львов и светских львиц пушкинской поры. Своими работами с московским Домом Поэта поделились 23 российских музея и 4 коллекционера. Среди жемчужин экспозиции – портрет Сергея Львовича Пушкина – отца Александра Сергеевича.



На портрете Сергей Львович изображен с любимой собакой по кличке Руслан. На смерть «доброго Руслана» С.Л. Пушкин написал эпитафию на французском языке:

Лежит здесь мой Руслан, мой друг, мой верный пес!
Был честности для всех разительным примером,
Жил только для меня, со смертью же унес
Все чувства добрые: он не был лицемером,
Ни вором, пьяницей, развратным тож гулякой;
И что ж мудреного? Был только он собакой!


Портрет этот мне был знаком. Его я видела  на странице замечательной книги Владимира Полушина «Потомки великого древа: записки нестороннего наблюдателя», изданной в Красноярске к 200-летию поэта.

Немного о Гампельне. Родился Карл-младший, сын «бывшего польской службы надворного советника» в 1794 году в Москве. От рождения мальчик был глухонемым и на воспитание его отправили в Вену – в учебное заведение для глухонемых. Яркое дарование художника проявилось в нем с детства. Благодаря доброму отношению директора училища, Гампельн поступил в число воспитанников Венской Академии художеств. Вернувшись в Россию после обучения, Карл Гампельн передал императрице Елизавете Алексеевне рекомендательное письмо из Вены. Императрица попросила президента Академии художеств А.Н. Оленина взять на себя заботу о талантливом художнике. Вместе с братом Егором Карл поселился в доме Оленина по приглашению хозяина, и находился на его попечении. Через месяц Карл был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования три года, а затем занялся частной практикой. В 1826 году он был вынужден уехать в Москву (по требованию полиции), за связь с декабристами.

На выставке представлен его автопортрет (Бумага, итальянский карандаш, сангина). Карл Карлович Гампельн изобразил себя с книгой, на корешке которой можно прочесть имя автора «LAVATER». Иоганн Каспер Лафатер, автор популярного в начале XIX века труда «Физиогномика»:




Гампельн начал с портретов знакомых своего благодетеля Оленина, изображая их большей частью в интерьере, в окружении вещей. Будучи глухонемым, Карл подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet» (глухонемой), а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии.

Алексей Николаевич Оленин (1764-1843) – организатор и директор Публичной библиотеки в Петербурге (с 1808), президент Академии художеств (с 1817), историк, палеограф, знаток и собиратель древнерусских рукописей и оружия, художник, сановник. Принадлежал к древней дворянской аристократии, изучил латинский, греческий, еврейский, арабский, старославянский, итальянский, немецкий, немного испанский языки, французским же владел в совершенстве!



Был женат на дочери управляющего Придворной певческой капеллой Елизавете Марковне Полторацкой (1768-1838), получив за ней богатое приданое. Сохранилось множество свидетельств, что дом Оленина (зимой в Петербурге, весной, летом, осенью в построенном по собственному плану в усадьбе Приютино) на протяжении более чем двух десятилетий был средоточием литературно-художественной жизни столицы. Этот дом привлекал молодежь, увлеченную искусством и литературой. Молодежь с увлечением рисовала. Рисовал и сын Оленина – Петр.

Вот, например, портрет братьев Коновницыных работы К. Гампельна, 1825. Бумага, итальянский карандаш, сангина. На рисунке изображены сыновья генерала от инфантерии, героя Отечественной войны 1812 года графа П.П. Коновницына от брака с А.И. Корсаковой – Петр, Иван, Григория и Алексей. Молодые офицеры заняты рисованием.



А вот и девушки))). Среди них дочь А.Н. Оленина – Анна Оленина.


А.А. Оленина с подругами (в центре В.А.Оленина (?), слева А.Ф. Фурман). Худ. К. Гампельн. Около 1821 г.


Это Приютино:


Кавалькада на Приютинской дороге. Акварель К. Гампельна


Художник Ф. Г. Солнцев, став завсегдатаем Приютина в те же годы, когда там бывал и Пушкин, много лет спустя вспоминал о Приютине и гостеприимстве хозяев:
«Гостить у Олениных, особенно на даче, было очень привольно: для каждого отводилась особая комната, давалось все необходимое и затем объявляли: в 9 часов утра пьют чай, в 12 – завтрак, в 4 часа обед, в 6 часов полудничают, в 9 – вечерний чай; для этого все гости сзывались ударом в колокол; в остальное время дня и ночи каждый мог заниматься чем угодно: гулять, ездить верхом, стрелять в лесу из ружей, пистолетов и из лука, причем Алексей Николаевич показывал, как нужно натягивать тетиву. Как на даче, так и в Петербурге, игра в карты – у Олениных никогда почти не устраивалась, разве в каком-нибудь исключительном случае; зато всегда, особенно при Алексее Николаевиче, велись очень оживленные разговоры. А. Н. Оленин никогда не просил гостей художников рисовать, а литераторов читать свои произведения; каких-либо подарков или поднесений ни от кого не принимал. Несмотря на глубокую ученость Алексея Николаевича, при нем все держали себя свободно».

Особенно много гостей съезжалось по воскресным дням в этот день Оленины принимали и в Петербурге. «О количестве гостей, посещающих семейство Оленина, можно судить по тому, что на даче Алексея Николаевича... находилось 17 коров, а сливок никогда не доставало», – вспоминал Солнцев.

Вероятно, среди этой золотой молодежи бывал и Сергей Александрович Кокошкин. С.А. Кокошкин – генерал от инфантерии, сенатор, санкт-петербургский полицмейстер. Участник Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения, взятия Парижа. В 1825 году исполнял должность начальника штаба войск, составляющих эскорт при печальном шествии с гробом императора Александра I из Таганрога в Санкт-Петербурге. Несмотря на обвинения во взяточничестве пользовался абсолютным доверием императора Николая I. Изображен во флигель-адъютантском мундире с серебряной и бронзовой медалями в память Отечественной войны 1812 года и Кульмским крестом.

Портрет С.А. Кокошкина. 1820. Бумага, итальянский карандаш:



Об обер-полицеймейстере Кокошкине в Петербурге тех времен говорили тогда много ужасающего и нелепого, но, между прочим, утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только «умеет сделать из мухи слона, но так же легко умеет сделать из слона муху». В 1847 г. С.А. Кокошкин – человек деятельный и бескомпромиссный пришел на смену умершему Харьковскому, Полтавскому и Черниговскому генерал-губернатору князю Долгорукову. Назначая губернатором Кокошкина, император Николай I напутствовал его: «Вытащи мне Харьков из грязи!» И харьковцы сразу почувствовали на себе его железную руку. При Кокошкине дело городского благоустройства сильно шагнуло вперед, он был один из самых ревностных поклонников порядка и процветания в Харькове.

О находчивости и изобретательном уме Сергея Александровича свидетельствует исторический анекдот:

Государь Николай Павлович, будучи в Харькове, посетил местный музей. Его сопровождал харьковский генерал-губернатор Кокошкин, давая нужные объяснения. Внимание государя остановилось на чучеле громадного орла.
– Это что за птица? – спросил Император.
– Орел, – отвечал Кокошкин.
– А почему он не двуглавый? – спросил, улыбаясь, государь.
– Потому что он родился не в России, Ваше Императорское Величество, – гаркнул, не смущаясь, Кокошкин.

11 августа 1861г. генерал-адъютант, сенатор С.А. Кокошкин скончался в Петербурге. Он погиб, оступившись на подмостках одного из строившихся зданий Петербурга, куда забрался из любопытства и своей извечной страсти к строительным работам, упал и разбился насмерть.

Интересная судьба Сергея Александровича, но меня больше заинтересовала короткая запись внизу таблички к портрету: «...в 1-ом браке женат на Ольге Николаевне Резановой (1802-1828)». Это же дочь Николая Петровича Резанова, нашего Командора!

И тут же я отыскала миловидный портрет Ольги Николаевны (за качество фотографий прошу прощения, с телефона, но и он выручил):



Совсем недавно портрет О.Н. Кокошкиной кто-то добавил в статью о Н.П. Резанове в Википедию. Спасибо.

Ольга Николаевна Кокошкина, дочь Н.П. Резанова, дипломата, инициатора первой русской кругосветной экспедиции, от брака с А.П. Шелиховой, умершей от родовой горячки после рождения дочери.

После смерти Н.П. Резанова в 1807 году в Красноярске  император Александр I оказывал покровительство осиротевшим детям и содействовал браку его дочери Ольги с флигель-адъютантом С.А. Кокошкиным. В браке с Ольгой Николаевной урожденной Резановой Сергей Александрович прожил около 7 лет. Ольга Николаевна умерла после родов в ночь с 20 на 21 января 1828 года, прожив всего 25 лет, повторив судьбу матери.

После смерти Ольги Николаевны псковские земельные владения Резановых  и имение Аннинское (названо Николаем Петровичем в честь жены Анны в 1800 году, ныне  не существует) перешло к ее мужу и детям. Кокошкин устроил усадьбу (4 дес.) в с. Аннинском с просторным барским домом (стоял еще в 1910 г.), службами и садом. У Кокошкиных  было четверо детей: Владимир (1820(25)?-16.05.1846), Софья (1822?-1.05.1836), Виктор (1823-8.02.1848), Сергей (1828-20.05.1883).

Замечу, что портрет Ольги Николаевны Кокошкиной происходит из собрания В.П. Волковой-Муромцевой, усадьба Хмелита Смоленской губернии.

Ольга Николаевна и её муж были похоронены в Аннинском.  Здесь же обрела покой и мать Резанова Александра Гавриловна (около 1741 - не ранее 1807).

Младший брат Резанова Александр Петрович скончался в 1853 году в возрасте 83 лет и был похоронен при той же церкви Тихвинской Божией матери в селе Аннинском.
Прямых потомков Резанова по мужской линии после смерти его детей не осталось. Совсем молодыми умерли в Петербурге и были похоронены в Аннинском внуки Н. П. Резанова. Виктор Сергеевич Кокошкин, поручик лейб-гвардии Преображенского полка, покинул этот свет 8 февраля 1848 года на 25-м году жизни. Служивший прапорщиком в том же полку Владимир Сергеевич Кокошкин скончался 16 мая 1846 года на 26-м году жизни.

Помещик Аннинского Сергей Сергеевич Кокошкин был титулярным советником, почетным мировым судьей Шлиссельбургского уезда, жертвователем церкви в Аннинском. Он намного пережил своих братьев и умер 20 мая 1883 года. Управление отцовским имением Сергей Сергеевич доверил писцу штата полиции И. А. Гилевичу, который успешно разорил имение, отчего наследник С. С. Кокошкина Николай Сергеевич в 1894 году был объявлен несостоятельным. Источник.

Фамилия Кокошкиных встречается в эпистолярном наследии А.С. Пушкина, а также его современников. По содержанию писем П.А. Вяземского, князя Голицина и других видно, что Пушкин хорошо знал Кокошкина и его неуемную натуру.

Окончание
Tags: Пушкин, Резанов, гостевой пост, художники
Subscribe

  • Испанские характерные куклы

    В витрине отдела городского абонемента новая выставка. Людмила Валентиновна Пискунова представила частичку своей необычной коллекции. Это куклы.…

  • Выставка «Поверь в себя – создай шедевр!». Декупаж

    Весной 2021 года волонтеры Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края при поддержке центра социальных программ РУСАЛ…

  • «А у нас такие кошки!»

    Перед отделом городского абонемента, в холле первого этажа нашей библиотеки много кошек! И они вовсе не докучают читателям своим мурлыканьем, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments