Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Читаем литературные журналы

В журнале "Дружба народов" в  № 3 за  2019 можно почитать интересную пьесу «Свой путь» Ярославы Пулинович.

Имя Ярославы Пулинович хорошо известно театральной России. Впрочем, ее пьесы ставят не только в российских театрах, но и в Европе и Америке. Они вполне вписываются в контекст современной новой драмы: тут и жесткие конфликты, и подчас маргинальные пространства и герои, и тотальная нелюбовь, и живая, словно документально зафиксированная речь, иной раз с ненормативной лексикой.


Ярослава Пулинович


В этой пьесе всего два персонажа – Петр и Вера, причем Вера даже не знает, как на самом деле зовут Петра, он называет ей лишь прозвища.

Первое действие происходит в конце восьмидесятых. Вере девятнадцать, она работает библиотекарем, в свободное время подрабатывает перепечаткой текстов на машинке. Она вырвалась из-под материнской опеки и живет одна в трехкомнатной квартире, оставшейся от бабушки. Доход у нее скромный, но ей на все хватает и ничего больше не нужно. И тут в ее жизнь врывается Петр. Точнее, сейчас его зовут Анархист.

Он взрывает ее крошечный мирок, становится для нее откровением – он говорит о свободе быть собой, о том, что нужно отбросить страхи. Дает ей на перепечатку роман Керуака «В дороге», включает Джима Моррисона, сетует, что она не знает английский, потому что на нем говорят великие люди. Петр спит с ней, а наутро исчезает, как его не было.

Проходит пять лет. Вера стала частью субкультуры хиппи. Фенечки, длинная юбка, лоскутные покрывала на старенькой мебели. Она готовится к сдаче экзамена по синхронному переводу. Появляется Петр.

Теперь он Лорд. Разговоры про свободу остались в прошлом, ирокез и кожанка тоже, теперь он одет как браток, и провозглашает основной ценностью деньги. Он зовет Веру с собой на Кипр, она снова верит ему и готова все оставить. Они снова спят вместе. Ночью Петр снова уходит.

Снова проходит пять лет, Вере на память от Петра остается дочь Соня и новый взгляд на жизнь. Она делает ремонт в квартире, у нее свой издательский бизнес. Снова появляется Петр. Теперь он Серафим.

Он стал иноком и отрекся от своих прошлых мыслей о деньгах. Теперь он проповедует идею о том, что в мире есть добрые люди и что бог всем воздаст по заслугам. Вера показывает ему Соню.

Обращает внимание, что у Сони родинка на лбу такая же, как у Петра. Петр спрашивает, на кого похожа дочь. «А ты как думаешь?» - спрашивает Вера. «На маму твою?» - отвечает Петр. Он не признает Соню и снова уходит.

Еще через пять лет они встречаются вновь. У Веры теперь благотворительный фонд для помощи матерям-одиночкам. Петр бросил монастырь. Теперь он отец семейства и зовет себя Батькой. У него есть жена Настенька и двое детей, Иван и Марья.

Он проповедует патриархальные ценности, намекает Вере, что ей неплохо быть выйти замуж, а то в ней многовато стало мужской энергии. Однако сам живет в доме жены, работает сезонно – строит бани, а когда работы нет, им помогают родители жены.

Вера непрозрачно намекает, что это свое мнение Петр может оставить при себе. Петр же продолжает гнуть линию о том, что Вера никому не верит, никого не подпускает, поэтому и мужика у нее нет. На прощание Вера отдает ему детские вещи для его детей.

2012 год. Квартира Веры выглядит еще лучше. Она вышла замуж, правда, не совсем понимает зачем – муж не принимает Соню. Они с Петром сидят на кухне и пьют вино. Теперь Петра зовут Палыч, свою семью он бросил, теперь он московских хипстер, поддерживает Навального и борется против системы.

Он ругает Веру за то, что она не ходит на выборы, за то, что не выходит на митинги, а всего лишь помогает шестидесяти матерям-одиночкам, из которых четырнадцать несовершеннолетние, и семь – ВИЧ-инфицированные.

Между тем, Петр пришел к Вере не просто так – под ее окнами был митинг, и когда приехала полиция, Петр пришел к ней, чтобы переждать аресты, а потом пойти спасать из тюрьмы тех, кому не повезло. Вера наконец говорит Петру, что он ей не нужен.

2018 год. Вера лежит на диване и правит что-то в ноутбуке. Входит Петр. Он – Энкудэбооау, современный шаман.

Перед нами две человеческие жизни на протяжении достаточно долгого времени, но какие они разные! Петр мечется из крайности в крайность, он постоянно в поисках того, что он называет «своим путем», и в этих поисках он не замечает окружающих, меняет их, как декорации.

С другой стороны – Вера. Да, не встреть она Петра, может быть, всю жизнь бы работала в библиотеке, и при этом была бы счастлива, живя по средствам. Но Петр зажег в ней искру, которая затем высветила ее собственный путь.

И все его последующие появления тоже влияли на нее почти до самого конца, пока в какой-то момент она не осознала, какой Петр на самом деле – у него нет своего пути, он идет по проторенным дорожкам, а как только они перестают ему нравиться, он сворачивает на следующие.

Путь же Веры – один, она идет по нему сама, а когда Петр освещает то, о чем она раньше не задумывалась, она просто расширяет свой путь, но не сворачивает с него. Но нужно помнить, что пути Веры без Петра могло и не быть, так что, возможно, путь Петра именно в этом – показывать дорогу другому?
Автор: Арина Бурылова.
Tags: журналы, рецензии, русская литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments