Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Варшавский крест

Автор: Ольга Кургина.
Рецензия на роман А. Леонтьева «Варшава, Элохим!», напечатанного в 12 номере журнала Октябрь за 2018 год.

Молодой автор Артемий Леонтьев, создав свой пронзительный роман на документальном материале Второй мировой, вновь напомнил миру об одном из самых чудовищных «неженских лиц» войны – ее антисемитской личине.



Текст романа переносит нас в 42-44-е годы, в оккупированную немцами столицу Польши и созданное там еврейское гетто, где и разворачивается страшная трагедия 20 века под названием холокост. Каждый день в гетто – схватка за выживание, во время которой обреченные пытаются оторвать от нового дня «крохотный кусочек жизни», не подозревая, что голод, эпидемии и расстрелы на улицах – лишь начало на пути в ад - в лагерь смерти, где по плану немецкого командования не должен выжить никто.





В романе несколько сюжетных линий, связанных с героями, которых можно разделить на три категории: «упыри» из «свихнувшегося мира людей», их бессловесные жертвы и «святые». К последним относится Эва Новак - девушка из рядов сопротивления, живущая на «свободной» стороне Варшавы. Каждый день под страхом смерти (да что там смерти – под страхом пыток гестапо) она в сумках вывозит из гетто грудных детей, чтобы спасти им жизнь. А Януш Гольдшмит – врач по образованию, педагог по призванию - еще в 10-е годы организовавший приют для брошенных еврейских детей, продолжает изо всех сил спасать своих уже обреченных воспитанников и после переселения детдома в гетто.

Приют, пожалуй, становится единственным местом в еврейских кварталах, где дети, окруженные заботой и любовью бессменного директора, защищены от голодной смерти и безумия внешнего мира. В период конвейерных отправок в Треблинку польское сопротивление попытается организовать для Гольдшмита побег – он эту идею с возмущением отвергнет: «А на кого же я оставлю своих детей?», - и до последнего момента останется со своими воспитанниками, войдя вместе с ними в газовую камеру (прототип героя – Януш Корчак, известный польский педагог и писатель).


Януш Корчак с воспитанниками

Страницы романа, посвященные описанию происходящего в концлагере – самые жуткие. Впервые для явления, которое традиционно называют геноцидом или холокостом автор использует еще более страшный термин, передающий весь цинизм происходившего – «утилизация». А кто же они – «вершители судеб», палачи и монстры? Исследуя причины превращения рядового обывателя в «упыря» на философско-психологическом уровне, А. Леонтьев подводит читателя к выводу о непредсказуемости человеческой природы и вечном противоборстве двух начал: божественного и «звериного».

Чья-то запредельная жестокость, как например, садиста Курта Майера, помощника коменданта Треблинки - родом из детства. Натравливая на заключенных специально обученного пса – просто так, ради развлечения – он берет реванш за унижения, пережитые в детские годы от собственной матери. А сам комендант – австриец Эбель – хладнокровный убийца по убеждению. Доктор медицинских наук и адепт евгеники, добившийся в мирное время научных успехов в рамках программы по эвтаназии инвалидов и людей с психическими расстройствами, искренне мнит себя героем-полубогом и «служителем мировой гигиены». Но, как и чем объяснить внезапное перерождение студента Самуила, сразу после оккупации добровольно вступившего в ряды еврейской полиции (была и такая!) – только ли страхом смерти? Еще вчера добрый малый и душа компании вдруг превращается в жестокого садиста, избивающего на улицах гетто своих же земляков. Выходит, зло заразно по своей природе?

В романе все далеко не однозначно и не все предсказуемо. Отец уже упомянутого Курта Майера – начальник охранного батальона Варшавского гетто Франц Майер, хоть и «патриот», свято верящий в Третий рейх и великого фюрера, на подсознательном уровне испытывает стойкое отвращение к убийствам. Именно его «должностное преступление» (с человеческой точки зрения – благородный поступок) кардинально решит судьбу двух главных героев: Эвы Новак и ее друга-подпольщика. Почему фашист Майер поступит не по своим правилам – тоже большая загадка, загадка Человека.

А в финале романа те евреи, которые еще недавно «шли на убой молчаливыми тысячами» вдруг, оставшись в меньшинстве, осмелятся поднять восстание. Осознав, что им уже нечего терять, они будут биться как солдаты Красной Армии в Сталинграде, превращая в крепость каждый дом, и при этом настолько отчаянно, что даже немцев возьмет оторопь. Одним словом, ЧТО именно в перевернутом с ног на голову мире выйдет наружу из человеческого сознания, кто и что – Бог или Зверь, страх или правда в критический момент возьмет верх – во все времена остается великой тайной.
Tags: война, история, литературные журналы, периодика, рецензии, российская проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment