?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Марина Резник

Книга Ларисы Толкач
«Я спорю с будущим» - это невыдуманная история семьи, воспитывающей неговорящего аутичного ребенка с необычными способностями. Лариса решила написать книгу о своем сыне Илье - замечательном мальчике, у которого синдром раннего детского аутизма. Поставив диагноз ребенку, врачи начали убеждать его родных, что уже ничего нельзя сделать. Но Лариса не могла с этим смириться и прочла огромное количество книг по аутизму, познакомилась с родителями, воспитывающими детей-аутистов, и поняла, что всего придется добиваться самой.





То, что другие дети схватывали на лету, Илье давалось с неимоверным трудом.

«Трудно было решиться на этот шаг, мне казалось, что всё должны делать специалисты. Начали мы с рассказов по картинкам. Я открыла букварь и попыталась объяснить Илье, что изображено на рисунке. Ребенок убегал, внимание было рассеянное, но я продолжала занятия изо дня в день, читала сказки перед сном или пела песенки».



Воспитанием Ильи Лариса занялась сразу же, как только заметила отставание своего сына от развития его сверстников. Пытаясь обучить Илью азбуке, Лариса на стене закрепила булавками буквы и несколько раз в день называла их, а потом просила сына показать. Вместе с воспитателем в детском саду Лариса обнаружила и благотворное воздействие музыки на ребенка, который успокаивался, когда звучала нежная спокойная мелодия.

Лариса старалась, чтобы Илья был вместе с другими ребятишками – как в детском саду, так и в школе. Но часто ей приходилось сталкиваться с непониманием других родителей и воспитателей. Многие из педагогов и врачей никогда не сталкивались с детьми-аутистами и просто не знали, что делать и как помочь таким детям.

Ларисе и Илье очень пригодилась книга «Русская речь в картинках». Это учебник русского языка для нерусских школ из двух книг. В этом издании есть иллюстрации на все случаи жизни и разделы по основным темам: овощи, фрукты, животные, школа, магазин, профессии и др. Ведь аутичным детям нужно давать знания, как иностранцам. И учебник идеально подходит для этих целей.



Параллельно с глобальным чтением по Доману, Лариса применяла и методику Зайцева, когда на кубиках из картона пишутся слоги. Постепенно Илюша стал общаться с мамой и педагогами, работая с этой таблицей.

Лариса вспоминает 1 апреля 2004 года:
«На уроке музыки изучали колокола и орган. Ольга Васильевна говорила о Бахе, обращаясь ко мне, а не к Илье. Она впервые общается с аутистом, поэтому чувствует себя неуверенно. До этого она преподавала в обычной школе. В конце урока она включила пластинку с органной музыкой и спросила: «Что играет, Илюша?». И тут наш Илюша сказал: «Бах». Мы, конечно, рты открыли от удивления».

7 июля 2004 года:
«Звонит бабушка, рассказывает, что видела сюжет по телевизору. Больным после инсульта делают операцию, и они полностью излечиваются. Вот бы деду такую операцию сделать. Я говорю: «Мама, это не по нашим деньгам, тут уж ничего не поделаешь».
Илья опять принимает все на свой счет. Сидит озабоченный. Когда он усиленно о чем-то размышляет, это настолько видно по его лицу.
- Илюша, ты что опять придумал?
- Баба бедная. Мы бедные.
- Илюша, ну какие же мы бедные! Ты одет и обут, голодный не ходишь. Вон, дети бездомные бегают, они бедные.
- Денег мало. Плохо быть бедным.
Господи, и это рассуждает ребенок, которого объявили имбецилом!»




Больше всего Илье хочется быть таким же, как и остальные ребята, хотя он и понимает, что это невозможно.

23 февраля 2005 года:
«Это бесполезно. Космос молюсь ежедневно. Хочу назад родиться. Спорю с будущим. Чуда нет. В семье не без урода. Шум слышал».


Лариса рассказывает о том, как обнаружила у своего сына необычные способности – Илья может видеть мысли других людей. Может быть, поэтому так много детей-аутистов не говорят? Ведь им необязательно говорить вслух, чтобы понимать окружающий мир.

«Телепатические способности Ильи мною стали восприниматься, как обычное явление. Теперь я очень жалею, что не видела этого раньше. Мало того, у меня возникло предположение, что многие дети с аутизмом тоже обладают этим даром. Они просто живут, не говоря, потому, что мысленно общаться быстрее. Это мне объяснил Илья. Момент, когда он роется в голове иногда можно ощутить даже физически. У меня появляется едва заметный дискомфорт в висках. Если ребенок начинает зажимать пальцами уши, это означает, что звуки мешают ему сконцентрироваться на мысли. В этот момент он мозгом получает нужную информацию».

Оказалось, что словом «шум», Илья часто обозначает не телевизор, а мысли окружающих. Он всех слышит и от обилия информации не может понять, что же ему делать. Оказывается, ребенок только недавно понял, что его мысли не видны окружающим: «Я вам говорю, говорю в голове, а вы меня не слышите! Только мама одна меня слышит». Ему было совершенно невдомек, что мама устроена иначе.

14 мая 2008 года:
«Писали сочинение по стихотворению Кедрина «Бабье лето». Илья сделал вывод: «Верно, мы, как паутинки, ждем тепла». Потом вспомнил строчки из песни Рязанова: «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать». И неожиданно стал быстро мне показывать по таблице, я едва успевала записывать:

Наступает осень,
Опадают листья.
Ужас, ужас, нет житья.
Спорить с жизнью не желаю я.
Нет друзей у меня.
Живем с тобой – ты и я.

Наш первый стих, а еще он недавно показал мне по таблице: «Мама, я не смогу говорить никогда, я это вижу. Ты не переживай».


Лариса работает с сыном каждый день, стараясь расширить его словарный запас, помочь приспособиться к этому миру. И в то же время, благодаря Илье, она и сама пересмотрела свои взгляды на жизнь:

«Ребенок научил меня многому, в том числе и тому, что нужно жить и быть счастливым здесь и сейчас. А сейчас мы счастливы, несмотря ни на что. Ведь все познается в сравнении. Что у нас было в начале пути: диагноз «имбецильность» и отсутствие каких-либо перспектив. И что у нас теперь: мы отлично учимся в общеобразовательной школе. Там нам доверяют. А всему миру доказывать ничего не стоит. Пусть ребенок не говорит, но он общается со мной с помощью таблицы. Я знаю многих аутистов, которые владеют речью, но не могут рассказать о своих проблемах. Если бы каждому ребенку-аутисту был вовремя поставлен диагноз, если бы с ним сразу стали работать грамотные специалисты, скольким людям удалось бы помочь!»

Книга «Я спорю с будущим» была написана в 2008 году. Сейчас Илье 19, и он окончил массовую школу. Благодаря своему мужеству и упорству Лариса Толкач смогла преодолеть множество трудностей и развить у своего сына способности, о которых она могла когда-то только мечтать. Фиксируя каждый прожитый день, она создала пошаговую программу обучения, которая поможет в развитии многих особенных детей. Лариса Толкач советует всем: «Думайте позитивно, гоните от себя плохие мысли и надейтесь на лучшее. И тогда все у вас получится».

Ещё больше книг на виртуальной выставке "Встань и иди: книги, помогающие жить". Эти книги помогут вам в сложное время, а истории, рассказанные в них, поддержат своим примером.

Приятного чтения!

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
lj_frank_bot
21 июн, 2019 03:11 (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Дети, Литература, Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
livejournal
21 июн, 2019 04:33 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
poluyan
21 июн, 2019 04:57 (UTC)
грустно(((
( 3 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner