?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Екатерина Точилина

Признаюсь, люблю на досуге почитать про человеческие страдания. Потому что, как бы цинично это не звучало, мы всегда в душе чувствуем себя лучше, когда знаем, что наша жизнь сложилась успешнее, чем у других. Читать о чужих проблемах бывает полезно еще и для того, чтобы посмотреть на свои неурядицы другими глазами и в очередной раз осознать, что «кому-то щи пусты, а кому-то жемчуг мелок».



В 2012 году в свет вышла публицистическая книга американской журналистки Кэтрин Бу «В тени вечной красоты. Жизнь, смерть и любовь в трущобах Мумбая». Автор, штатный корреспондент журнала The New Yorker последние 20 лет освещает проблему бедности в различных странах. Она исследует вопросы распределения благ и возможностей в обществе, а также индивидуальные пути преодоления бедности. Когда-то автор вышла замуж за индийца, заинтересовалась культурой и традициями этой экзотичной для нее страны и решила написать документальный роман о жителях индийских трущоб.


Все события и имена в книге реальны. Автор провела много времени в трущобах Аннавади, районе, расположенном вблизи от международного аэропорта Мумбая«новых ворот Индии» с многочисленными фешенебельными отелями неподалеку. Всего в нескольких километрах от этой «вечной красоты» живут, точнее, выживают люди в ужасных, не поддающихся никакому описанию, условиях. Антисанитария, крысы, недостаток нормальной питьевой воды и многочисленные болезни. Люди, живущие на самом дне общества в состоянии хронической неопределенности. В то время как подростки на Западе не могут определиться с цветом нового айфона, в Индии многие подростки просто мечтают о нормальном, сделанном из камня, доме.


Кэтрин Бу

Из всех персонажей книги наибольшую симпатию и уважение у меня вызвал Абдул. Подросток, который не знает точно, сколько ему лет, т.к. родители не удосужились записывать дни рождения своих многочисленных отпрысков. День за днем, с утра и до ночи мальчик занимается сбором, сортировкой и продажей мусора: пластиковых бутылок, металлолома, всего, что можно продать на переработку и выручить за это сотню-другую рупий.

В начале действия книги он единственный кормилец в семье, где отец пьет, а младшие братья ещё слишком малы, чтобы ему помогать. Но мальчик не сдается, он молчаливо и упорно продолжает заниматься единственным доступным ему трудом. Он не становится вором, как многие другие, и не соглашается продавать краденое. Абдул не лелеет пустых надежд и ожиданий относительно своего будущего, а живет по принципу «делай, что должен, и будь, что будет».

Совсем другой путь выбрала Айша. Эта женщина готова на всё, чтобы выбраться из нищеты. Она хитра и изворотлива, амбициозна и целеустремленна. Благодаря своим связям в местной администрации и полиции, она становится старостой всего района и отныне может осуществлять свои мошеннические операции легче и с меньшим риском быть схваченной за руку. Например, выпросить ссуду у правительства якобы на организацию начальных школ для бедных детей, оформить всё красиво на бумаге, дать «на лапу» кому нужно, а оставшиеся деньги потом, естественно, оставить себе. Или организовать кассы взаимопомощи: давать деньги в долг под жуткие проценты и наживаться на этом.

Поражает описание коррупции и ее космические масштабы в Мумбаи. Полиция, врачи, вся местная власть – нигде невозможно ничего добиться без того, чтобы с тебя не попросили «мзду». Один из тюремных врачей в книге признался, что, конечно, «это гадко, требовать деньги у бедных заключенных. Но правительство платят нам так мало, что мы не в состоянии содержать собственных детей. Нас вынуждают брать взятки и становиться негодяями. В наши дни люди на все готовы ради денег».

Автор затрагивает такие болезненные темы, как широко распространенные самоубийства, особенно в сельской местности, уничтожение плода женского плода после прохождения УЗИ и, слава богу, не практикуемый в современной Индии обычай «сати» – восхождения жены на погребальный костер вслед за умершим мужем. Оказывается, корни «сати» не столько религиозные, сколько финансовые. Смысл этого жестокого действа прост: избавление родственников от проблем, связанных с содержанием вдовы.

Многие читатели сравнивают эту книгу с популярным романом «Шантарам» Г. Д. Робертса. Только здесь «Шантарам» наоборот. Где в «Шантарам» взаимная помощь и поддержка, здесь чаще зависть и вражда между соседями. Как только удается кому-то немного подняться, высунуть голову из этого зловонного болота, к примеру, купить телевизор на заработанные тяжким трудом деньги или построить сарай для работы, так тут же завистливые соседи найдут способ навредить своим более удачливым соотечественникам. Почему же так?

И Кэтрин Бу отвечает: «трудно быть добрым и хорошим, живя в трущобах, где правят коррупция и криминал, и измученные люди постоянно ведут войну за мелкие блага». Отмечается, что «дети чаще руководствуются моралью, но, вырастая, теряют нравственные ориентиры. И вот уже они способны пройти мимо истекающего кровью, умирающего на дороге мусорщика; вот они отворачиваются от корчащейся в муках обожженной женщины; вот пожимают плечами, узнав, что строптивый подросток выпил крысиный яд».



Еще одна причина видится в том, что, несмотря на религиозные предписания, старые представления о жизни уходят в прошлое. Исчезает вера в то, что жизнь нужно принимать такой, какой тебе ее послали боги или какая предначертана твоей принадлежностью к той или иной касте. Люди начинают надеяться на лучшие времена и жаждать новых свершений.

Конечно, описание всех этих индийских «ужастей» днем за днем – субъективный взгляд сытого западного журналиста, большую часть жизни проведшего в своей уютной квартирке. Многие отмечают чрезмерную эмоциональность и нагнетание «чернухи» в книге, которая получила две национальные книжные премии и стала лучшей книгой года по мнению многих авторитетных изданий. Да ладно, будет вам, уважаемые читатели. Стиль местами неровный, это правда, но, на мой взгляд, без лишних сантиментов. Достоевский живописал бы все это во много раз эмоциональнее.

Книга читается на одном дыхании и дает обильную пищу для размышлений. О несправедливости, о борьбе за место под солнцем, которая часто заканчивается просто потому, что наступает ночь; о совести и морали, о чувстве долга и мечтах. Мечтах о лучшей доле, даже если умом понимаешь, что эту лямку предстоит тянуть всю жизнь. Но как однажды сказала Зеруниза Хусейн, мать Абдула, своему сыну: «Не забивай себе голову размышлениями о том, насколько ужасной бывает человеческая жизнь». Абдул соглашается. Он просто работает. И результаты его труда очевидны для всех.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
lj_frank_bot
4 окт, 2019 03:02 (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
poluyan
4 окт, 2019 03:29 (UTC)
Бомба из Бомбея)))
livejournal
4 окт, 2019 04:32 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 3 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner