Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

По жизни с "Огоньком"

Автор: Любовь Дорофеева

В 2019 году журнал «Огонек» отмечает свое 120-летие. Первый в России иллюстрированный журнал появился 21 декабря 1899 года и быстро завоевал любовь читателей. Он оставался на плаву, невзирая на мировые войны, революции и перестройку. И только экономический кризис едва не поставил точку в истории старейшего издания страны в юбилейный для него 2009 год.

Первый выпуск «Огонька» появился как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости». Впоследствии он стал единственным в стране еженедельником, который совмещал традиции сразу нескольких западных изданий – «Лайфа», «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля».
С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тыс. экземпляров, выходил на восьми страницах в одну восьмую печатного листа.



Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. С журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты.





В революционные годы (с 1918 по 1923 год) выпуск многих российских газет и журналов прекратился. Не избежал этой участи и «Огонек», однако уже в 20-х годах журнал возродил советский журналист и редактор Михаил Кольцов.



Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов.

К примеру, таким элементом стала викторина, журнал не только открыл для читателей неведомую игру, но и придумал ей название. Правда, сама игра была заграничной, американской, но, как подчеркивали мы в первом номере за 1928 год, она была «реорганизована и приспособлена к нашему быту».



Затем, именно в «Огоньке», впервые в советской прессе появился кроссворд. Вот как писали в N18 за 1929 год: «Желая помочь читателю проверить свои словесные запасы, «Огонек» вводит новую игру — «кроссворд» <…> Надеемся, что эта живая и полезная игра окажется весьма интересной».



Вчитываясь в строки очерков и заметок, вглядываясь в снимки, мы становимся свидетелями истоков многих славных дел, которые совершал советский народ.
«Первый» - это слово чаще всего встречается на журнальных страницах 1920-40 годов, времени великих строек и достижений, освоения сурового крайнего Севера.
Первый бетон в плотину Волховстроя, первый чугун с Кузнецка, первый ток с Днепра, первый эшелон с углем из Караганды.






Годы Великой Отечественной войны в жизни журнала, пожалуй, самые героические и трагические. «Огонек» продолжал выходить каждую неделю. На некачественной бумаге, иногда с расплывающимися фотографиями и шрифтом, журнал выполнял свои главные задачи: вовремя прийти к читателям на фронт, поднять боевой дух бойцов, поддержать трудящихся в тылу, рассказать правду о войне.






На многих снимках хорошо видно, что фотокорреспонденты «Огонька» снимали в бою: взрывы и идущие в атаку танки, пехотинцы у стен горящего дома, вжавшийся в окоп расчет пулеметчиков. Важно, что журналисты не обходили вниманием трагедии: будь то женщины, вернувшиеся с немецкой каторги или солдаты, стоящие на пепелище собственной деревни.






После войны обложки «Огонька» побывали на многих выставках. Сейчас мы смотрим на них, как на важные исторические документы. И еще раз вспоминаем тех, кто создавал эту историю, двух главных редакторов журнала военных лет — писателя Евгения Петрова (Катаева), погибшего в 1942 году, и поэта-фронтовика Алексея Суркова.

Именно при Алексее Суркове окончательно оформились «фирменные» черты журнала: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные фотографии.








При следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием более 30 лет (с 1953 по 1986 год), «Огонек» стал «изданием для стабильной жизни» или, как его еще называла советская интеллигенция, «журналом для парикмахерских», отчасти потому, что найти его можно было буквально повсюду.

У «Огонька» была особая изобразительная роль (ведь это было время, когда не было телевидения). Во многих семьях до сих пор помнят цветные вкладки «Огонька». Центральной – всегда были картины. Таким образом, в отсутствии ТВ и альбомов по искусству, журнал выступал в роли передвижной картинной галереи для нашей страны.

Существует легенда, что в 30-х годах Сталин закрыл все журналы и расстрелял большинство главных редакторов, в том числе был расстрелян и Михаил Кольцов. Однако «Огонек» не был закрыт. Все терялись в догадках, и только много позже стало понятно почему. В воспоминаниях Светланы Аллилуевой есть упоминание о том, что Сталин вырывал из каждого номера «Огонька» вкладку и наклеивал на стене на «ближней даче». Главного редактора расстрелять он легко мог, но лишить себя удовольствия выдергивать эти вкладки – никогда.










Популярным было и литературное приложение к «Огоньку» – его знаменитая «Библиотека». Книжки «Библиотека "Огонька"» выходили с 1925 по 1991 год раз в неделю и продавались отдельно от журнала.

В «Библиотеке» и в самом журнале печатались такие известные писатели, как Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель.



В годы перестройки журнал возглавил Виталий Коротич. Он повернул журнал на 180 градусов, сделав его одним из главных печатных изданий, повлиявших на политическую жизнь страны.


«Огонёк» занял активную общественно-политическую позицию, в нем начали печататься материалы, посвященные репрессиям 30-х–40-х годов, злободневным темам о рыночной экономике, торговой мафии, развитии кооперативов, проблемах культуры и т.д. Благодаря «Огоньку» читателю стали известны подробности трагической судьбы поэта Н. Гумилева, детали разгрома издания «Новый мир», подробности травли Бориса Пастернака.

В «Огоньке» стали появляться новые произведения поэта Евгения Евтушенко, стихи поэтов, погибших в результате репрессий, или вернувшихся домой из ссылки. «Огонек» первым опубликовал фрагмент из романа А. Рыбакова «Дети Арбата».

На страницах журнала было впервые напечатано открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова. Однако не только качеством и глубиной материалов журнал завоевал доверие и огромную популярность у широкой аудитории. На страницах издания публиковались письма читателей, так как в период перестройки такой способ взаимодействия был наиболее эффективным.




И сегодня «Огонек» остается журналом о жизни современного человека, которому интересно изменяющееся общество. «Огонек» для читателя — умный и доверительный собеседник, с которым можно говорить практически обо всем. В нем есть исторические экскурсы, архивные документы, интервью экспертов о последних событиях в России и мире, герои недели, репортажи. Но главное, сохранился стиль подачи — говорить просто о сложном.

Среди авторов статей всегда были и остаются талантливые писатели и журналисты: Михаил Жванецкий, Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников и др. Кроме того, журнал издается как в печатном, так и в электронном виде.

В фонде отдела периодических изданий Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края хранится большая коллекция номеров этого замечательного журнала. Ознакомиться с ней может каждый посетитель библиотеки.


Tags: история, периодика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments