Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Святочные рассказы графини Софьи Толстой

Святки – самое таинственное время на Руси. Традиционно Святки отмечаются с Рождества до Крещения. История возникновения этого праздника уходит корнями в далекие языческие времена. Первые упоминания о народных гуляньях зимой с переодеваниями и гаданиями датируются IV столетием. Наши предки проводили различные обряды, чтобы урожай в новом году был богатым. Также считалось, что в этот период разгуливается нечистая сила, поэтому люди наряжались, ходили по улицам, пели песни и смеялись, чтобы отпугнуть злых духов. Со временем Святки превратились в христианский праздник, сохранив языческие традиции.



Жанр рождественского (святочного) рассказа существует уже без малого двести лет как в европейской, так и в русской литературе. Одной из самых популярных святочных книг была в свое время книга «Куколки-скелетцы и другие рассказы».


Софья Андреевна Толстая

Эту книгу написала Софья Андреевна Толстая (1844-1919), которая была не только супругой писателя-гения Льва Толстого, но и сама обладала даром слова. Она написала повести «Чья вина? (По поводу «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого), «Песня без слов». Ее переписка с писателями и поэтами запечатлела богатый литературный талант. Так, после смерти Льва Толстого Афанасий Афанасьевич Фет продолжал общение с его вдовой. Он был очарован умом, любезностью и талантами графини Софьи Андреевны. Их переписка продолжалась до конца жизни поэта.



Сборник для детей «Куколки-скелетцы» содержит пять рассказов, связанных идеей добра, сострадания и христианского милосердия. Любовь к ближнему – основной мотив книги.

В святочном рассказе «Куколки-скелетцы» действие происходит в городе Т. и сельце Красные Поля, в которых читатель, конечно, угадает Тулу и Ясную Поляну. А барыня Ольга Николаевна – сама Софья Толстая. Имена своих старших пятерых детей, фамилии и имена яснополянских крестьян графиня Толстая решила не изменять. Рассказ состоит из двух частей: «Ёлка» и «В деревне».

«Недалеко от города Т..., в сельце Красные Поля, было большое волнение не только в барском доме, но и на дворне, и в деревне. Провезли на барский двор большую красивую елку, и на елку пригласили всех дворовых детей и многих деревенских. Сама барыня, Ольга Николаевна, с утра собиралась в город Т..., записывала на длинном листе бумаги, что нужно купить для елки, а дети бегали по всему дому, громко объявляя, что мама купит целую тысячу игрушек для всей деревни, и пряников, конфект и орехов. Она сейчас едет в город».

В XIX веке самой лучшей игрушкой для девочки из обеспеченной семьи считалась кукла. Куклы были самые разные, начиная от модных французских или немецких барышень, которых покупали с полным гардеробом одежды, заканчивая простенькими куклами-скелетцами, созданными для того, чтобы девочкам было удобнее их обшивать.



«– Ну, теперь дайте мне недорогих раздетых кукол.
– Таких нет-с, – ответил Саша.
– Не может быть. А, здравствуйте, Николай Иванович, – поздоровалась Ольга Николаевна с входившим в лавку хозяином, её старым знакомым.
– Наше вам почтение, – ответил старичок.
– Вот спрашиваю, нет ли кукол, дети мои их будут сами одевать; нам для ребят и девочек крестьянских их много надо.
– Да ты покажи, Саша, скелетцев-то барыне, может понравятся.
– Знаю, что не понравятся, – презрительно сказал Саша. – Не господский товар. Да для деревни разве сойдет...
И Саша выдвинул ящик и забрал в обе руки целую горсть раздетых деревянных кукол, которых он презрительно называл скелетцами. Скелетцы засуетились, яркий свет лампы осветил их лица и черные глянцевитые головки. Им стало весело, светло, просторно. В ящике лежать уже надоело, и скелетцы очень желали, чтобы их купили и оживили».


В рассказе можно почувствовать атмосферу празднования Рождества и Нового года семьи графа Толстого, в которой непременными атрибутами были «куколки-скелетцы», подарки и ёлка. Не забывал граф и о крестьянах, поэтому в рассказе сравниваются Святки в дворянской и простой крестьянской семье.

«Стали дарить деревенским детям лошадок, дудки, старшим – книжечки, гармонии, меньшим – скелетцев. Таня набрала в руку несколько штук и, соображая по характерам, совала быстро в протянутые красные ручки ребят и девочек куколок-скелетцев.
– Этого тебе, – сказала она, давая турку маленькому Власу с подслеповатыми глазами и плутовской улыбкой.
– Тебе, Федька, офицера, а тебе – вот, бери царя. Сиротка в лохмотьях, сын вдовы Ивановны, Мишка, протянул свою худенькую ручку и взял куколку-царя. Леля пристально смотрел на все это и глаза его устремились на беленькое задумчивое личико 6-летней Акульки Ершовой. Он молча взял из кучи скелетцев ангела с крылышками, которого так красиво, нежно и легко одела его мать, и подал куколку Акуле. Она вдруг улыбнулась, вся просияла и поцеловала куколку».




Объединяют обе части рассказа деревянные куколки-скелетцы: игрушки, купленные в подарок дворовым и крестьянским детям, проживают свою жизнь вместе с детьми, и вместе с ними переносят нужду и лишения, веселые и радостные моменты.

В рассказе «Бабушкин клад. Предание» описана легенда о богатой барыне, которая перед приходом французов, спрятала свои драгоценности в надежном месте.

«– Стой! – распорядилась Елисавета Федоровна.
Она велела зажечь еще фонарь, осмотрелась кругом и, указав на место, где на самой опушке леса рос огромный вековой дуб, быстро проговорила:
– Ройте тут яму... живей!
Никита и Петр принялись за работу. Копать было очень трудно. Корни перепутались в сырой земле, липкая, глинистая грязь приставала к лопатам.
Федя с ужасом смотрел на более и более углубляющуюся черную яму, и ему вдруг показалось, что это роют могилу для него и для его бабушки. В это время, встревоженный огнем ворон резко и жалобно прокричал над головами стоявших у взрытой земли.
– Эх, не к добру, – сказал Петр, глубоко вздохнул.
– С нами крестная сила, – проговорила Марьюшка, крестясь.
Бабушка сидела на сундуке и охала. Марьюшка нежно прикрывала ее теплым платком и приговаривала:
– Матушка моя, простудитесь, пожалуйте домой, без вас уберем.
Но бабушка сидела час, два и молча ждала, когда яма будет вырыта. Работа окончена, и Елисавета Федоровна потрогала огромный замок, потянула его вперед, и, всунув ключ, еще раз отперла и заперла его. Странно прозвенел замок в этой лесной глуши, Федя вздрогнул. Уверившись, что сундук заперт хорошо, Елизавета Федоровна приказала опускать его в землю. Никита и Петр с трудом подняли кованый железом и набитый богатствами тяжелый сундук, и на веревках опустили его в яму».




Прошло несколько лет, старой барыни уже не было в живых, когда внук Федя решил найти клад. Но перед смертью бабушка просила его не трогать клада до тех пор, пока деньги действительно не понадобятся для доброго дела. Софья Андреевна показывает, что материальное благополучие не должно быть единственной целью, что для русского человека тема духовного обновления и поиск основ жизни всегда стоит на первом месте. Обрести себя можно в вере в Бога, совести, любви.

«История гривенника» – это сказка о вечности. Смерть и возрождение – вечные атрибуты бытия. «В Петербурге есть большой дом, который называется Монетный Двор. В этом доме делают деньги: серебряные и золотые. Каждый год их выпускают целыми мешками по всей России; и вот большие серебряные рубли, и маленькие пятачки, и гривенники, и золотые начинают переходить из рук в руки, из одного кошелька в другой… Такова и наша жизнь: родимся новенькими, светлыми, чистыми младенцами; проживем жизнь с разными переменами и уйдем опять туда, откуда пришли, чтобы начать жить новой жизнью на том месте».

Рассказ «Ваничка. Истинное происшествие из его жизни» – один из самых эмоциональных в сборнике. В нем ярко выражена боль матери, потерявшей маленького сына, размышления о жизни и смерти.


Ваничка

Иван Львович (1888-1895) был самым младшим ребенком в семье. Зимой 1895 года он скончался от детской болезни. Рассказ «Ваничка» отличается особенной достоверностью – сад и дом Толстых в Хамовниках, характер и поступки маленького Вани раскрыты пронзительно и ярко.

Последний рассказ в книге был написан самим Иваном – «Спасенный такс. Рассказ Вани». Он о любви к животным и милосердии. Маленький щенок таксы был найден ребятами полуживым – он даже не мог лакать самостоятельно, так сильно ослаблен был его организм. Взрослые не разрешали взять щенка домой, и тогда Ванечка стал самостоятельно ухаживать за ним, поил его супом, и малыш пошел на поправку. Этот рассказ написал сам Ваня, а Софья Андреевна только обработала его для печати.



Книга Софьи Андреевны «Куколки-скелетцы и другие рассказы» была впервые опубликована в 1910 году в Москве. Иллюстрации исполнил художник А. Моравов. Подлинник книги хранится в мемориальной библиотеке Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. В 2012 и 2014 гг. издательский дом «Ясная Поляна» выпустил репринтное издание «Куколок-скелетцев» ограниченным тиражом.

Софья Андреевна Толстая написала книгу в простой и доступной форме, в ней отразились раздумья о жизни, подробности биографии, отношения с мужем и детьми. Рассказы из книги обладают значительным нравственным потенциалом и не утратили своей актуальности даже спустя 110 лет.

Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна
Tags: детские книги, праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments