Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Книги, помогающие жить. «Письмо о слепых в назидание зрячим» Дени Дидро

Автор: Марина Васильевна Резник
«Если кто-нибудь посвятил всю свою жизнь служению «истине и праву»
(в хорошем смысле этих слов), то именно Дидро»
Ф. Энгельс

Дени Дидро (1713-1784) - один из наиболее выдающихся просветителей XVIII века. Великий мыслитель-материалист, блестящий литературный критик и теоретик искусства, талантливый писатель и публицист, издатель знаменитой «Энциклопедии», он сыграл исключительно большую роль в развитии передовой общественно-политической, философской и эстетической мысли эпохи Просвещения.

В 1749 году Дени Дидро опубликовал известное «Письмо о слепых в назидание зрячим». Первоначально изданное анонимно «Письмо», утвердило материалистический тезис о том, что источником знания являются ощущения, возникающие в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой. Внешним толчком к созданию «Письма» послужила операция известного ученого Реомюра, который снял катаракту у слепорожденного. Общественное мнение чрезвычайно интересовал вопрос, сможет ли человек, всю жизнь проведший во мраке, видеть и различать предметы. Приводя многочисленные примеры, Дидро подчеркивает, что «ничего не видишь, когда в первый раз пользуешься своими глазами; что в первые моменты зрение дает только множество смутных ощущений, которые проясняются лишь с течением времени благодаря привычке размышлять над тем, что происходит в нас».

Основываясь на изучении деятельности взрослых слепых, Дидро выдвинул мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая осязание и слух, можно через эти органы чувств успешно познавать окружающий мир.

«Мы прибыли к нашему слепому около пяти часов вечера… он рассуждает так здраво и правильно о стольких абсолютно незнакомых ему вещах, что общение с ним сильно поколебало бы наше обычное бессознательное умозаключение от того, что происходит в нас, к тому, что происходит в других. Наш слепой знаком с предметами лишь благодаря осязанию. Со слов других людей он знает, что при помощи зрения можно знать предметы так, как он их знает при помощи осязания,— по крайней мере только такое представление о зрении он может себе составить. Он знает к тому же, что нельзя видеть своего собственного лица, хотя его можно осязать. Отсюда он должен заключить, что зрение — это особый вид осязания, распространяющийся только на предметы, отличные от нашего лица и удаленные от нас.

«А что такое, по вашему мнению, глаза?» — спросил его г-н де... «Это,— ответил ему слепой,— орган, на который воздух производит такое же действие, какое моя палка оказывает на мою руку». Этот ответ вернул нас с облаков на землю; в то время как мы глядели друг на друга с изумлением, он продолжал: «Это настолько верно, что если я помещу свою руку между вашими глазами и каким-нибудь предметом, то моя рука будет перед вами, а предмета не будет. Со мной происходит то же самое, когда я ищу своей палкой какую-нибудь вещь, а вместо нее встречаю другую».


У него поразительно развита память на звуки; лица не представляют для нас большего разнообразия, чем для него голоса. Он находит в голосах бесконечное множество оттенков, ускользающих от нас, потому что наблюдение их не представляет для нас такого интереса, как для слепого. О значении этих голосовых оттенков для нас можно сказать то же, что и о нашем собственном лице. Из всех людей, которых мы когда-либо видели, хуже всего мы помним самих себя.

Слепой из Пюизо судит о близости огня по степени теплоты; о наполненности сосудов — по звуку переливаемых им жидкостей; о соседстве тел — по действию воздуха на его лицо. Он так чувствителен к малейшим переменам в атмосфере, что может отличить улицу от тупика. Он удивительно точно определяет вес тел и емкость сосудов; из своих рук он сделал столь точные весы, а из своих пальцев — столь хорошие циркули, что в случаях, когда можно применить этого рода статику, я всегда готов держать пари за нашего слепого против двадцати зрячих. Он делает мелкие токарные и швейные работы; он выравнивает поверхность с помощью наугольника; он собирает и разбирает несложные механизмы; он достаточно обучен музыке, чтобы сыграть какой-нибудь отрывок, если назвать ему соответствующие ноты и их длительность. Он определяет гораздо точнее, чем мы, продолжительность отрезка времени, основываясь на смене действий и мыслей».



Дидро подводит читателей к выводу, что наши представления о мире не имеют врожденного характера, они всецело зависят от опыта. Человек обладает уникальной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Люди, лишенные способности видеть, восполняют этот недостаток чрезвычайно развитым осязанием, обостренностью других органов чувств. Так, англичанин Сандерсон, ослепший на первом году жизни, достиг в дальнейшем изумительных результатов, стал математиком, причем читал лекции по геометрии и оптике.

Когда авторство Дидро было установлено, философа привлекли к ответственности за богохульство, за пропаганду атеистических идей и заключили в башню Венсенского замка, где он пробыл свыше трех месяцев. Именно под влиянием этого письма другой великий французский тифлопедагог, Валентин Гаюи, помогавший обучать глухонемых, принял решение открыть собственную школу для обучения слепых детей.

Сегодня самые передовые достижения научно-технического прогресса помогают слабовидящим и незрячим быть активными членами общества. Но предрассудки в отношении слепых людей сохраняются. Поэтому даже спустя 270 лет «Письмо о слепых в назидание зрячим» стоит прочесть каждому человеку.

Ещё больше книг на виртуальной выставке "Встань и иди: книги, помогающие жить". Эти книги помогут вам в сложное время, а истории, рассказанные в них - поддержат своим примером.

Приятного чтения!
Tags: зарубежная литература, книгипомогающиежить, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment