Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Внуково в Красноярском крае и о том, как мининцы с дрокинцами иск затеяли

Гостевой пост Рины Незелёной

О том, что в Красноярском крае есть своя Москва – знают многие красноярцы. Так названа гора в Курагинском районе. А вот то, что есть свое Внуково – немногие. Правда называется оно деревней Минино и происходит от уменьшительно-ласкательной формы имени Михаил – Миня... Об этом я узнала из cборника краеведческих, научно-практических и документальных материалов, посвященных Емельяновскому району «Деревня Минино. Бывшая казачья станица 1744-2019», автор идеи, составитель Нина Черняева. Сборник нашла в любимой Краевушке.


Но ведь, возможно, был такой казак Михаил Внуков! И самолеты над деревней пролетают довольно часто. Рядом аэропорт Емельяново.

Сразу оговорюсь, я пишу не о железнодорожной станции Минино, которая печально отмечена в прошлом веке крушением поезда с детьми, а о деревне, которая стоит высоко на сопке около района Мясокомбинат.


Вы конечно помните, что строительство Транссибирской железной магистрали началось в 1891 году, а уже в 1895 году оно прошло по территории Енисейской губернии. И первоначально участок железной дороги проходил севернее – как раз через деревню Минино, но вскоре дорогу перенесли. Так образовался разъезд Минино в 1908 году. Позднее именно он стал назваться станцией Минино. Вдоль железной дороги строили дома путевым рабочим, домики обходчиков. Путевыми обходчиками работали Колягин, Пугачев, Минин... Ну и название станции Минино соответственно.

Вернемся к деревне. А теперь посудите сами. Самое первое письменное упоминание о Минино относится ко второй ревизской сказке 1744 года. Согласно этого документа, в Минино числилось 77 душ мужского пола. В результате образования Енисейской губернии и реформ казачьих подразделений в 1822 и 1851 годах соответственно 5-ти сотенный Енисейский городовой казачий полк преобразован в 6-ти сотенный Енисейский казачий конный полк и имел в своем составе 2-ю сотню на территории Мининской, Бугачевской станиц и Тинского участка.

В Государственном архиве Красноярского края есть документ «Ведомость Мининской сотни» за 1838 год. Среди 66 фамилий в списке больше всех Внуковых! Их – пятнадцать! Седьмой по списку – Михаил Внуков. По числу душ в семействе самый многочисленный – 14 человек. Казаков Потехиных – двенадцать. Есть в этом списке Дардаевы, Иконниковы, Сипкины, Скрябины, Потылицыны…

Ох, а какие дома строили казаки! Время от времени я буду вставлять в рассказ фотографии изб, ворот, наличников, которые мне показались весьма симпатичными. Старые деревенские избы сразу отличаются от современных строений по общей высоте жилого помещения. Из-за сурового климата деревянный пол избы поднимали на значительную высоту. Да и высоко расположенные окна с наличниками богатой резьбы говорят сами за себя. Ну, например, вот такая изба:

Жаль, окна «испорчены» стеклопакетами. Ну да кому-то тут жить, а кому – мимолетно полюбоваться... Или такой дом:

Так вот, если мы обратимся к истории аэропорта Внуково, то узнаем, что своё название аэропорт Внуково получил от небольшой деревушки Внуково. В свою очередь, она получила это название в ХVI в. от своих первых владельцев. Одним из них был Семен Григорьевич, потомок смоленских князей по прозвищу Внук. Сведений о нем сохранилось немного – известно лишь, что в 1524 г. он был воеводой в Муроме. За свою службу он получил небольшой участок земли под Москвой, поселил в ней крестьян и возникшая таким образом, деревня получила по его прозвищу название Внуково.

А вот как рассуждает коренной житель деревни Александр Анатольевич Внуков: Из рассказов бабушки Внуковой Александры Игнатьевны, если не ошибаюсь, 1886 года рождения и дедушки Александра Степановича, родившихся в Минино, я узнал, что наш род берет начало с Подмосковья. Мои предки оказались в сибирском регионе в связи с екатерининским Указом о перенаселении. В Московской области есть деревня Внуково, названная по прозвищу первого владельца Семена Григорьевича, которого звали Внуком. Предполагаю, что именно оттуда прибыли казаки для освоения сибирских земель.

И станичными начальниками были Внуковы! Из переписки с командующим полком о назначении на должность начальника урядника Внукова в 1856 году видим, что станичными начальниками Внуковы были не только в своей станице, но и в соседних. В Приказе по Енисейскому Казачьему конному полку от 21 апреля 1856 года № 272 указано: «Находящийся ныне… младший урядник Григорий Михайлович Внуков назначается исправлять должность станичного начальника в Мининскую станицу вместо урядника Романа Гавриловича Внукова, который переводится для исправления таковой должности в Бугачевскую станицу, а исправлявший должность Бугачевского станичного начальника младший урядник Амвросий Солдатов за разные беспорядки устраняется от оного впредь до особого распоряжения и прикомандировывается для несения службы в караульной команде. А потому приписывается урядникам Григорию и Роману Внуковым: первому – принять Мининскую станицу, а последнему сдать оную и принять Бугачевскую станицу законным порядком, т.е. все как денежные и хлебные капиталы по имеющимся шнуровым книгам, так и дела и все имущество станичного управления по надлежащим описям, и обо всем мне донести с представлением копий квитанций и описей за общей подписью. Затем Григорию Внукову выдать шпагу…, а Амвросию – ружьё…»

Из рассказа Александра Анатольевича Внукова: Деревня Минино была расположена у самой речки Пяткова.

На вечерней фотографии пруд на речке Пятковой:


Основали деревню два состоятельных клана Потехиных и Внуковых. Это были зажиточные казаки.


Они имели хорошее хозяйство: по несколько голов лошадей, коров, птиц, овец и свиней. Назначение деревни было связано с содержанием Московского тракта. Население, заселявшее притрактовую территорию, пользовалось незначительными льготами. Ведь содержание тракта было очень сложным делом. Крестьяне обслуживали переправы, мосты, а задача казаков состояла в дозорном патрулировании дороги от набегов заключенных и бродячих инородцев. В 4 км от деревни стояла водонапорная башня. Это был полустанок для дозаправки составов.

Порядок в казачьих станицах был изрядный! В деле имеются удостоверения за общей подписью казаков Дрокинской и отдельно Еловской станиц о хранящихся в частных амбарах запасов экономического хлеба. Учитываются все строго: «хлеба ... в нашем селении в количестве… четверть четверти, шесть четверикова, шесть гарнцов». И четверть, и гарнец – это все сыпучие меры длины. Название гарнец идет от глагола загребать и означает деревянную или железную посудину для зерна. (1 гарнец=1/64четверти=1/32 осьмины=1/8 четверика). В актах приема-передачи к этому приказу учитывается всё: метрические книги за 1852 год о родившихся детях обоего пола, отчет о заготовке черных мерлушек для папах, о происшествиях, о датах лиц, обращающихся из раскола беспоповщинской секты Св. церкви и другие дела, в том числе описание общего имущества.

Интересно, что первыми в списке имущества значатся такие документы, как Положение об Иркутском и Енисейском Казачьих конных полках от 4 января 1851 года, Положение об управлении Донского войска 1842 года, Приложение к наказу Гражданского управления Донского войска, а так же вещи: казенная железная печать с вырезкою орла и надписью «Енисейский Казачий Конный полк Бугаческой станицы», железный аршин, шкаф сосновый, деревянная небольшая шкатулка с крышкою на 2-ух медных шарнирах, с внутренним маленьким замком, крашеная лаковой красною краскою, чернильница и т.д. Указано и какие девять икон были в деревянном строении часовни станицы Бугачевой и сколько пудов весят колокола.

А вот современный снимок Храма Вознесения Господня в Бугачево:


Приблизительно в 60-х годах 19 века произошло расформирование казачьих полков. Казаки станицы Мининской все перечислились в крестьяне, но нрав оставался казачьим. Крестьяне из казаков получили по 15 десятин земли на душу и по 5 десятин на прирост. Сверх полевой земли им отводилась в постоянную собственность усадебные участки. Читаем у Николая Николаевича Козьмина в работе «Казачьи земли», что в Минино было на тот момент 283 души.


По сведениям Нины Черняевой: «история деревни Минино Емельяновского района начинается с глубокой древности. Первоначальное заселение территории происходило по долине речки Пяткова, с запада на восток. Первыми обитателями были русские. Деревня основана в 1864 году, находилась чуть ниже прежней, ближе к речке.


Пожар уничтожил весь поселок, но не приостановил жизнь деревни. Она стала восстанавливаться чуть выше прежней, на бугорке. Хотя лес не окружает деревню, в округе имеются березовые, сосновые, осиновые колки. Они получили свое название: Первый колок, Второй колок, Караульная, Калечиха, Пяткова, Каракуш, Крестик, Долгий лог и др. В период первоначального освоения деревни основными занятиями людей были земледелие и скотоводство. Жили единолично…»

Колки – это небольшой лес в степи.

Была в станице Минино и своя школа. Из переписки с командующим полка о представлении сведений о числе учащихся в станице в 1866 году известно, что число учащихся в школе было 41 человек.

В 1890 году Потомственным почетным гражданином Иннокентием Ивановичем Гадаловым в память чудесного спасения Императора Александра III-го 17 октября 1888 года была выстроена новая школа. Иннокентию Ивановичу было в то время всего 26 лет.

В Посемейных списках крестьян за 25 августа 1884 года Внуковых опять полно. Первым в списке Внуков Иван Федорович 56 лет с сыновьями Василием 25 лет и Михаилом 16 лет, при этом Василий зачислен в ополчение в 1880 году. Вторым - Внуков Афанасий 46 лет с сыновьями и дочерьми. Третьим – Внуков Ефим Матвеевич 48 лет с семейством. Четвертым – Внуков Герасим Матвеевич 25 лет с матерью Марьей 62 годов. Пятым – Внуков Григорий Романович 29 лет и т.д. Всего в списке 23 семейства Внуковых. Самые почтенные по возрасту из них Внуков Андрей Гаврилович 66 лет, родившийся 14 октября 1818 года с сыном Петром 17 лет и Внуков Григорий Михайлович 66 лет, родившийся 17 ноября 1818 года с сыном Иваном 38 лет и внуком Иваном 14 лет. По 66 годков каждому было и Федору Алексеевичу и Степану Федоровичу Внуковым. Смею предположить, что Внуков Григорий Михайлович и есть тот самый младший урядник Внуков, заменивший в 1856 году на посту мининского станичного начальника Романа Гавриловича Внукова.

Был в Минино и свой Храм Прокопия Устюжского чудотворца.


Деньги на него собирали всем миром. В нашем архиве сохранилась Книга о приходе и расходе денег на постройку деревянного храма в станице Мининской 1867 года. Первая запись в ней о том, что получено 11 октября 1867 г. от «сзборщика казака Степана Федоровича Внукова на постройку в Мининской станице нового деревянного храма во имя Прокопия Устюжского чудотворца 350 рублей, серебром 23 рубля…». Сдавали и женщины Внуковы Ольга Матвеевна и Параскева Алексеевна по 1-му рублю. Сдавали Дардаевы, Иконниковы, Скрябины, Потехины, Потылицыны и другие жители станицы. Сдавали красноярские мещане и вовсе незнакомые люди. А 8 июля 1867 года, видимо, будучи в этих местах, сдал на постройку храма Его Преосвященство Никодим 3 рубля да кафедральный протоиерей Василий Касьянов 2 рубля. Продажа амбарного хлеба на 5 рублей пошла в пользу строительства храма. Итого 2696 рублей было собрано всем миром.

Архитектором храма, возможно, был коллежский асессор Яков Алфеев. В книге есть запись, что он расписался в получении 25 рублей за составление сметы. А ведь Алфеев Яков Иванович (1802 - ?), архитектор очень известный в Енисейской губернии. Из духовного звания. Автор многих построек в Красноярске и других городах: Часовня на Караульной горе (1855 г.); деревянный дом И.Токаревой (ул. Ленина, 124) в Красноярске; арестантские казармы в Красноярске, Канске, Минусинске. Принимал участие в строительстве Богородице-Рождественского кафедрального собора в Красноярске (в конце 1840-х гг.). Среди строителей были казаки Андрей Гаврилович Внуков и Григорий Внуков.

Из клировой ведомости о Красноярской Всехсвятской и приписанной к ней Мининской Прокопьевской церквях и причте:

Церковь построена в1872 году тщанием жителей села Мининского;
Деревянная на каменном фундаменте с колокольнею, теплая;
Престол в ней один – во имя Прокопия Устюжского Чудотворца;
Утвари достаточно;
Земли нет;
Домов нет…

Храм освящен 29 января 1873 года Преосвященнейшим Павлом, Епископом Енисейским и Красноярским. Мининский Прокопиевский приход был открыт в 1882 г. и состоял из с. Мининского и д. Бугачевой. Выделен из прихода церкви Всех Святых г. Красноярска.

В 1907 году Священником Иваном Шангиным был подан Рапорт причта Его Преосвященству Епископу Енисейскому и Красноярскому о разрешении ремонта Мининской Прокопьевской церкви. Старостой храма был в то время опять же Иван Григорьевич Внуков. Скорее всего сын Григория Михайловича. В смету на ремонт подрядчика Давида Гольдмана входили такие работы, как окрасить ограду в 70 сажень и фасад в 160 кв.м.; переделать две печи, сложить новую; оштукатурить стены; исправить фундамент, окрасить потолки, окна, исправить полы. На приговор по поводу сбора суммы на ремонт явились 96 домохозяев и 67 из них заявили, что помощь Храму для них сильно тягостна: год был неурожайный. Иван Шангин испрашивал разрешения взять деньги из общественной кассы, коих было 1200 рублей. Очевидно, ремонт состоялся, так как есть отчет Шангина, что работы к осени были завершены. Единственное, что не успели – позолотить главки, но Давид Гольдман обещал эту работу выполнить весной.

В богоборческие времена храм изъят из церковного пользования и Мининские жители лишилась своей святыни.

Александр Анатольевич Внуков вспоминает: «Начальную школу я закончил в Минино. Школа находилась в здании бывшей церкви. Здание было построено из добротного кругляка и обшита доской. Доска была окрашена такой краской, которая при моей памяти даже не облезла. Фундамент был высокий, из кирпича, со специальным раствором. Бабушка рассказывала со слов своей мамы, что когда строили церковь, то рабочие собирали яйца для закладки фундамента. На входе были большие двустворчатые распашные двери».

В наше время жители деревни решили возрождать храм, как в былые времена "на доброхотные средства" жителей на том же месте. Место это известно. Где была церковь, рядом с могилами священников растут две старые лиственницы, напоминающие о святом месте.

Церковь возродится опять же на улице Внуковых. Александр Анатольевич Внуков рассказывает: «В 80-ых годах мама была депутатом районного Совета народных депутатов, в честь погибших земляков в ВОВ. Все проголосовали единогласно. Вот так запечатлелась память о наших ветеранах в названии центральной улицы, и я горжусь, что ношу эту фамилию ВНУКОВ».

Повод для гордости огромный. В деревне перед клубом есть памятник воинам, участникам Великой Отечественной войны:




И пусть не обижаются жители Минино с другой фамилией, посмотрите сколько здесь Внуковых!


Вечная память и благодарность и другим мининцам:


А еще тем, кто не нарушает режим изоляции зря в наше трудное время, расскажу такую историю.

Кстати, жители Минино исправно «сидят» дома. Только некоторые «ребятишки» срывают запретные ленты:


Мининцы, бугачевцы и дрокинцы хоть и расположены совсем рядом, не всегда жили в ладу.


Еще в 1883 году дрокинцы и бугачевцы не изьявили согласие на причисление их к Мининской церкви, о чем составили приговор. Отразилось это в документе «По прошению доверенного от крестьян села Мининского Зеледеевской волости Ильи Потехина о средствах содержания местной церкви и причта в селе Мининском».

А из «Дела по иску Мининского общества с крестьян Дрокинского общества» видно, что однажды им даже пришлось обратиться в суд. Доверенные Мининского общества Ермолаев и Потехин обратились в Зеледеевский волостной суд с просьбой о взыскании с Дрокинского общества денег за пастьбу скота в 1903-1906 гг на землях, принадлежащих обоим обществам. Дрокинцами от скотопромышленников было получено 153 рубля 7 копеек и мининским 3 рубля 64 копейки.

Решение суда: взыскать с Дрокинского общества 74 рубля 71 копейку.

Доверенный от села Дрокино Бартаков 7 декабря 1907 года обжаловал решение суда в Красноярский уездный съезд крестьянских начальников: дескать доверители жалобщика действовали энергично, останавливали скотогонов и взыскивали плату, а мининцы – бездействовали. Уездный съезд рассмотрел жалобу. В заседание явились житель Минино Потехин в качестве истца и заявил, что скот всегда идет через Дрокино, здесь его останавливают и пускают на пастбище на общую местность. Иногда гурты переходят даже на дачу, принадлежащую одному Мининскому обществу. У них мало собрано денег потому, что проходящий изредка через село Мининское скот пускается не на совместную с Дрокинским обществом, а на принадлежащую одному Мининскому обществу дачу.



Бартаков объяснил, что Дрокинское общество взыскивает только за прогон скота, а за пастьбу получает уже со скотоводов Мининское общество, но денег этих по-видимому не записывают.

Уездный съезд, однако, признал решение волостного суда правильным так как установлено, что местность, на которой пасется скот состоит в обоюдном пользовании обществ и Дрокинское общество ничем не доказало, что Мининское общество получало деньги за пастьбу на совместной даче, кроме 3 рублей 64 копеек и определение волостного суда утвердить.

Постановление уездного съезда: доверенному Дрокинского общества Бартакову на обжалование в Общее Присутствие Губернского Управления объяснить, что иск его неосновательный и ничем не доказал, что скота идет через Минину более, чем через Дрокину, а Мининское общество расходует получаемые деньги без записей. В итоге жалобу оставили без последствий.

Вот такая история! Если не будете нарушать режим самоизоляции без необходимости, расскажу что-нибудь еще))). А пока коллекция ворот из Минино:











И по теме. Знайте, что центральная улица с серебряными тополями по обочине дороги, что ведет из Красноярска в Минино и наоборот, это улица Внуковых.

Tags: Минино, гостевой пост, деревянное зодчество, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments