Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Михаил Петрович Девятаев. «Побег из ада»

История Великой Отечественной войны знает несколько примеров удачных побегов из германского плена.
Но самым героическим, самым дерзким и воистину уникальным может считаться побег группы из десяти советских заключенных под командованием летчика Михаила Петровича Девятаева.



Михаил Девятаев родился в 1917 году в рабочем поселке Торбеево Тамбовской губернии. В большой семье было 13 ребятишек. Будучи школьником, с мальчиком произошел случай, повлиявший на его судьбу – в его поселке приземлился самолет, и Михаил даже разговаривал с летчиком! С тех пор в голове у Миши была только одна цель – летать в небе. Он занялся спортом и учебой, а после 7-го класса отправился в Казань для поступления в авиационный техникум. Из-за ошибки в документах его зачислили в речной техникум, где он и остался. Но все равно нашел в Казани аэроклуб и записался туда. Первый полет с инструктором запомнился юноше навсегда. По окончании речного техникума, Девятаев поступил в  Оренбургское авиационное училище, а после стал военным летчиком-истребителем. Осуществилась долгожданная мечта!



В июне 1941 года Девятаев был на фронте и уже через два дня открыл боевой счет, сбив пикирующий под Минском бомбардировщик противника. Были у Девятаева и другие удавшиеся вылеты. Однажды во время нападения фашистских бомбардировщиков Девятаев серьезно пострадал. После лечения в госпитале его определили в тихоходную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с А. И. Покрышкиным, Михаил Девятаев возвращается в отряд истребителей. Ему удалось сбить 9 вражеских самолетов.

Июль 1944 стал роковым в жизни летчика. Совершая очередной вылет, Девятаев сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова. В этом воздушном бою он получил ранение и его самолет загорелся. Выпрыгнув с парашютом, Девятаев оказался в  плену – сначала в Лодзинском лагере, а потом в концентрационном лагере Заксенхаузен. Девятаеву удалось подменить на своей робе номер смертника на штрафника. Под именем Григория Никитенко он и числился в Заксенхаузене. Вскоре его перевезли на остров Узедом, где создавали новое оружие – баллистические и крылатые ракеты. Рядом располагался аэродром Пенемюнде.



Там уже шла разработка ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 под руководством инженера Вернера фон Брауна, ставшего впоследствии отцом американской космонавтики. На военной базе Пенемюнде работала большая аэродромная бригада – военнопленные укрепляли взлетные полосы, замешивали цементный раствор и заливали им воронки от налетов британской авиации. Здесь-то и пришла в голову Девятаева мысль о побеге на одном из немецких самолетов. «Рев самолетов, их вид, их близость с громадной силой всколыхнули мысль о побеге».

На свалке подбитых и неисправных самолетов Девятаев стал изучать их фрагменты и старался понять – как запускаются двигатели и работает оборудование. И тут ему помог случай. Один из немецких пилотов, заметив, с каким восхищением русский пленный смотрит на его самолет, решил продемонстрировать управление машины.

«Случай помог проследить операции запуска. Однажды мы расчищали снег у капонира, где стоял «Хейнкель». С вала я видел в кабине пилота. И он заметил мое любопытство. С усмешкою на лице – смотри, мол, русский зевака, как легко настоящие люди справляются с этой машиной, – пилот демонстративно стал показывать запуск: подвезли, подключили тележку с аккумуляторами, пилот показал палец и отпустил его прямо перед собой, потом пилот для меня специально поднял ногу на уровень плеч и опустил – заработал один мотор. Следом –  второй. Пилот в кабине захохотал. Я тоже еле сдерживал ликование — все фазы запуска «Хейнкеля» были ясны».

Теперь осталось подобрать команду для побега – поднять машину в воздух одному Девятаеву было не под силу. Также нужно было подметить время, когда заправляют самолеты, когда меняется охрана и выбрать наилучший момент для побега. 7 февраля 1945 года команда Девятаева решилась на побег. Пленники уже мечтали: «Завтра в обед хлебаем баланду, а ужинаем уже дома, среди своих».

8 февраля, после полудня, обезвредив охранника и переодевшись в его форму, Девятаев с автоматом в руках повел 9 русских пленных на работу. Команда из 10 человек проникла в заветный самолет. Быстро расчехлили моторы и сняли с закрылков струбцинки.
«Нажал на все кнопки сразу. Приборы не зажглись… аккумуляторов нет!... «Неудача!» – резануло по сердцу. Перед глазами проплыла виселица и болтающиеся на ней 10 трупов»…

Команде удалось быстро раздобыть аккумуляторы и подключить кабель. Моторы взревели, самолет стал набирать скорость и приблизился к краю взлетной полосы. Но почему-то он не мог оторваться от земли! Ребята кричали Девятаеву: «Мишка, почему не взлетаем!?». Оказывается, что триммеры на самолете немецкий летчик оставил в положении «посадка». Но все-таки со второй попытки Девятаеву удалось взлететь. Самолет набрал высоту и скрылся за облаками.



Девятаеву удалось уйти от погони, хотя на перехват самолета был отправлен немецкий летчик-ас Гюнтер Хобом. Угнанный самолет шел к линии фронта, в сторону советских войск. По нему ударили советские зенитки, и самолет пришлось экстренно посадить. На земле узники услышали крики: «Фрицы! Хенде хох! Сдавайтесь, иначе пальнем из пушки! – Мы не фрицы! Мы свои! Из плена мы... Свои мы…Братцы, братцы…».

Команду самолета артиллеристы буквально понесли на руках – взрослые мужчины весили по 40 кг. За угон самолета Heinkel-111 с радиоаппаратурой для полигонных испытаний баллистических ракет Фау-2 Адольф Гитлер объявил Михаила Девятаева своим личным врагом. После доклада Михаила Девятаева командующему 61-й армии генерал-лейтенанту Павлу Алексеевичу Белову наша и союзная авиация нанесла мощный удар по точно указанным координатам и ракетная база в Пенемюнде перестала существовать.

Как и других пленных фашистской Германии, вернувшихся на территорию Советского Союза, Михаила Девятаева поместили сначала в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Но о подвиге Михаила Девятаева узнал Сергей Павлович Королев. Легендарный конструктор вместе с Девятаевым осмотрели остров Узедом, пусковые установки и стартовые площадки ракет Фау, оборудование и остатки ракет. Все это потом пригодилось для советского ракетостроения. По окончании военных действий Михаил Девятаев вернулся в Казань и стал работать в речном судоходстве. В своей книге «Побег из ада» он описал наиболее яркие события пребывания в немецком лагере смерти, а также рассказал историю самого побега.

Благодаря содействию С. П. Королева Михаилу Петровичу Девятаеву 15 августа 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза. А незадолго перед смертью, летом 2002 года Михаил Петрович снова посетил памятный аэродром, с которого когда-то совершил свой знаменитый побег и спас 9 человек от страшной смерти. 8 февраля 2020 года в Пенемюнде состоялась торжественная церемония в честь 75-летия подвига Михаила Девятаева.

Марина Резник
Tags: война, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments