Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Колокол, эвакуированный в Красноярск в 1941 году

Однажды в альманахе «Енисей» за 1944 год (книга 1) я увидела стихотворение «Эвакуированный колокол» Михаила Скуратова.

Я была потрясена! Если верить поэту, колокол из Полтавы увезли вместе с эвакуированным заводом в какой-то сибирский город и поставили где-то на территории завода!






Эвакуация колоколов была довольно распространена в годы первой мировой войны – от врага увозили самое дорогое. Пример, вот эта статья и фото из неё:


1914. Эвакуированные колокола Прибалтики

В сети можно найти также материал об эвакуации Новгородских колоколов в 1941 году.

Но вернемся к нашему колоколу – «уроженцу города Полтавы»:
«Из штук больших арматив,
Что добыты в Кизикермене
, - звон
Сооружен сей в славу русской рати»

Из пушек, стало быть, турецких он!

Петровых дней могучее начало
Знаменовал когда-то он собой.
Ведь эта медь безгласная знавала
Подумать лишь, Полтавский славный бой!
»

Не буду интриговать, скорее расскажу главное, что выяснилось: колокол эвакуировали в Красноярск! Но обо всем по порядку.


Докрасноярская история колокола

Это знаменитый колокол «Кизикермен», названный по имени турецкой крепости Кызы-Кермен, расположенной в низовье Днепра. В 1695 году во время первого Азовского похода Петра I крепость взяли запорожские казаки совместно с российскими войсками (сам Петр не участвовал в этой военной операции, хотя на старинной гравюре изображен). Из 30 трофейных пушек в память о победе был отлит колокол, названный «Кизи-Кермен».


Взятие Казы-Кермена, 30 июля 1695 года. Аллегорическая гравюра. Изображен торжественный въезд в крепость Петра I на колеснице, запряженной двумя львами, хотя государь и не принимал участия в штурме крепости. За ним скачет с булавой в руке гетман И. Мазепа. Позади него едет со свитой воевода Б. П. Шереметев.

Подробно о колоколе-красавце (он был украшен изображениями и надписями об истории своего появления) и Полтавской Соборной Успенской церкви, на колокольне которой он находился много лет, можно прочитать на сайте «Полтава историческая».
О соборе
О колоколе


Успенский собор в Полтаве

В 1890 году из-за появившихся повреждений колокол решили перелить в новый и возили для этого из Полтавы в Москву. При переливке постарались соблюсти в точности изображения, а вот надписи немного изменились и появились новые. В конце 1890 года колокол был возвращен на колокольню Успенского собора в Полтаве.



Сняли его вновь в мае 1930-го и перевезли на склад металлолома. Однако колокол спасли от переплавки и установили в Полтавском краеведческом музее.


Как колокол оказался в Красноярске

Осенью 1941 года, когда фронт приближался к Полтаве, директор музея И. И. Старобот обратился к начальнику Полтавского паровозоремонтного завода Т. В. Гаевому с просьбой помочь с эвакуацией колокола вместе с оборудованием завода, который отправлялся в Сибирь. Тимофей Владимирович помог, двухтонный колокол погрузили на железнодорожную платформу одного из последних эшелонов с оборудованием завода (таких эшелонов было десять). Колокол покидал Полтаву практически перед вступлением немцев в город.

Из истории Полтавского паровозоремонтного завода

Полтавский паровозоремонтный завод основан в 1871 году как «Главные паровозные мастерские» станции «Полтава» Харьково-Николаевской железной дороги. В 1929 году предприятие получило новый статус и стало именоваться «Полтавский паровозоремонтный завод». В годы Великой Отечественной войны оборудование и персонал завода были эвакуированы в Красноярск, где за короткие сроки было налажено производство минометов, боеприпасов, строились и оборудовались бронепоезда и санитарные составы, оснащались модифицированными двигателями самолеты, поступавшие по закону о ленд-лизе из США. При отступлении из Полтавы в сентябре 1943 года практически все здания и сооружения ППРЗ были разрушены и сожжены немецкими оккупантами. Восстановление завода началось сразу же, и еще до окончания войны завод возобновил свою работу и выпуск продукции. Полностью завод был восстановлен лишь в 1953 году, хотя довоенные объемы производства были достигнуты уже в 1949 году. Сейчас предприятие называется ПАО «Тепловозоремонтный завод».

Всего в 1941 году в Красноярск было переведено 22 промышленных предприятия, в т. ч. 8 оборонных. В город прибыло в общей сложности 620 эшелонов с эвакуированными грузами — более 31 тыс. вагонов.

Красноярский паровозоремонтный завод принял оборудование трех предприятий — Полтавского, Воронежского и Изюмского. Объединенный завод возглавил полтавчанин Тимофей Владимирович Гаевой.




Из книги: Красноярский электровагоноремонтный завод. Век истории. – Красноярск, 1998.

Колокол находился на территории нашего паровозоремонтного завода. Однажды Гаевой обнаружил его возле копра, в котором дробили металл для переплавки. Колокол был вновь спасен, его убрали на склад.


Возвращение

Колокол, конечно же, вернулся в Полтаву. Но когда это произошло, точно пока неизвестно, требуется работа в архивах. По версии сайта «Полтава историческая» про колокол всё-таки забыли во время реэвакуации: завод увезли, а колокол остался на складе. Его обнаружили через девять лет после войны (в 1954?), когда разбирали старый склад. Немедленно сообщили в Полтаву, оттуда в командировку в Красноярск отправилась группа специалистов. Колокол вернулся в Полтавский краеведческий музей, где и экспонируется по сей день.




Полтавский краеведческий музей. Фото: Википедия

Немного сомневаюсь в этой версии – вот почему. В нашем Красноярском архиве есть документ следующего содержания:

Гражданину Уполномоченному по делам Русской православной церкви при крайисполкоме тов. Гусеву Петру Тимофеевичу благочинного церквей Красноярской епархии священника Николая Попова

рапорт

В бытность мою в г. Новосибирске в беседе с Архиепископом Варфоломеем, выяснилось, что в кладбищенской церкви г. Новосибирска разрешено устроить наружный колокольный звон, собрана для колоколов снедь и другие материалы и уже заказаны отливки их в государственном заводе.
Узнав об этом, и я попросил у Владыки благословения на начатие этого дела. Владыка не только благословил, но и посоветовал не откладывать этого дела в «долгий ящик», посему я обращаюсь к Вам, Гражданин Уполномоченный, с покорнейшей просьбою разрешить нам наружный колокольный звони оказать содействие в получении для этого колоколов, находящихся в Поверезе [так красноярцы называли ПВРЗ] Красноярской железной дороги, как для нашей Покровской, так и для Николаевской кладбищенской церквей г. Красноярска.

22.12.1945 Николай Попов


И резюме:

Благочинный священник Попов обратился ко мне с просьбой разрешить приобрести для Покровской и Николаевской церквей г. Красноярска колокола и наружный колокольный звон. Такое разрешение мною дано (устно). Вместе с этим благочинный заявил, что в Красноярском ПВРЗ имеются колокола, и просил передать их, как культовое имущество. По выявлении оказалось, что в ПВРЗ действительно имеется 1000 [так в документе] пудовый колокол, эвакуированный в период Отечественной войны, как исторический уникум – этот колокол был повешен в г. Полтаве Петром I в честь Полтавской победы. В настоящее время колокол был отправлен обратно в г. Полтаву. Поэтому просьба благочинного мною была отклонена.

Может ли быть так, что в 1945 году на «Поверезе» все забыли про склад с колоколом и решили, что его увезли в Полтаву? Думаю, что да, может. Но сомнения остались. Надеюсь, что скоро архивы откроются и можно будет там поработать.

И в заключение вернусь к стихотворению, с которого началась эта история, точнее к его автору Михаилу Скуратову.


Автор стихотворения Михаил Скуратов

Скуратов Михаил Маркелович (1903-1989) – поэт, переводчик, член Союза писателей СССР. Родился в Иркутской области. Печатался с 1921 г. Учился в Иркутском государственном университете. С 1924 г. жил в Москве, учился на литературном отделении этнологического факультета МГУ, по окончании которого в 1928 г. три года проработал в газете «Правда». Публиковался в журналах и альманахах, входил в содружество «Перевал».

В период Великой Отечественной войны Михаил Скуратов работал в «Комсомольской правде», в экспедициях. Жил и в Красноярске, принимал участие в создании сборников «Боевой рубеж» и «По военной дороге», помещает стихи и очерки в газете «Красноярский рабочий». Некоторые его стихи, датируемые 1943 годом, имеют также указание на место написания – «Красноярск». Находясь в нашем городе, писатель и узнал об эвакуированном колоколе и посвятил ему стихотворение.

Автор: Юлия Шубникова

Благодарю за помощь Алексея Талашкина, Семена Кожевникова, Максима Куделю, Константина Карпухина, а также создателя сайта «Полтава историческая» Бояренцева Сергея Михайловича.
Tags: Красноярск, война, заводы, колокола
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments