Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Самоизоляция с абхазской литературой

Кто что читает на самоизоляции? Художественную литературу, или мемуары, или, быть может, научно-популярную?

Большая часть прошедшего периода самоизоляции у меня прошла под темой абхазской литературы. Две поездки в эту страну покорили меня не только красотами природы, сохранившейся старой архитектурой, уникальным колоритом и традициями, но и проявили интерес к литературе Абхазии. Письменная абхазская литература сложилась лишь в начале XX века, до этого времени существовал многочисленный народный фольклор –– эпос о Нартах, сказания, сказки, песни.

Баграт Шункуба

Одним из наиболее любимых и почитаемых писателей и поэтов Абхазии является Баграт Шинкуба. Его перу принадлежит известный роман «Последний из ушедших», рассказывающий о самых трагичных страницах истории абхазов и убыхов – периоде махаджирства, насильственного переселения в Турцию, вследствие Кавказской войны, и выживания на чужбине. Но эта книга была мной прочитана около двух лет назад, задолго до самоизоляции.



В этот же раз я погрузилась в роман Баграта Шинкуба «Рассеченный камень». Точнее сказать, дочитывала этот роман. Эта книга еще дорога мне тем, что является подарком заместителя директора Национальной библиотеки Республики Абхазия. Сначала я с большим интересом принималась за эту книгу, но потом переключалась на другие произведения, захватывали другие дела. И вот благодаря этому вынужденному карантину, появилась возможность не торопясь и вдумчиво прочесть то, что давно хотелось.



«Рассеченный камень» – это полностью автобиографичный роман. Автор описывает свое раннее детство, школьные годы, юность. Баграт Шинкуба родился в Абхазии в селе Члоу. И в этом селе, на холме, находится рассеченный камень – огромная каменная глыба, словно мечом рассеченная надвое. С этим камнем связаны народные предания, это место силы, и место схода для сельчан. Но для маленького Баграта это был еще и свой особый детский мир, некий центр его личной Вселенной, сердцевина мироздания.

Роман рассечен надвое, словно камень на холме. Первая часть романа описывает детство автора примерно до 13 лет: до того момента, пока он оставался жить в родном доме, в своем селе. Это безоблачная часть жизни, наполненная заботой родных, трудом на своей земле, сплоченностью, дружбой с сельскими ребятами, и горячей любовью к своему краю, к своей малой Родине. В это время, будучи ребенком, автор учится сооружать маленькие водяные мельницы, собирать виноград, ухаживать за скотом. Он вбирает в себя мудрость старших, прежде всего, своего дедушки. Идет в школу, и впервые видит книгу и буквы. В нем просыпается жажда народного фольклора, и он впитывает сказания, песни, присказки своего народа – запоминает и записывает, собирает по крупицам, как золотой песок на приисках. Но в селе была только начальная школа. И окончив ее, Баграт Шинкуба оказался на распутье: закончить свое образование тремя классами, оставить мечты о дальнейшей учебе и навсегда остаться крестьянином в своей деревне; или уехать в город, продолжить образование там, и быть уже оторванным от привычной и простой крестьянской жизни.

И с переездом в Сухум начинается вторая часть романа, отнюдь не такая прекрасная и безоблачная. Это были 30-е годы, тяжелое и страшное время. Период раскулачивания, коллективизации, впоследствии добавились и многочисленные репрессии. Репрессиям подвергались вовсе не худшие и самые ленивые. По большей части они затронули самых трудолюбивых (в селах), самых умных, интеллигентных и свободомыслящих (в городах). И вот в это страшное время автор взрослеет, в нем окончательно формируется нравственная основа, чувство долга и ответственности. А также он начинает писать стихи – прекрасную лирику о своей родной земле, природе, любви. Но в эпоху революционных лозунгов и речевок, его тонкие стихи оказываются никому не нужны, их не только нигде не хотят печатать, но и самого автора выгоняют из института и комсомола, объявляют пособником кулакам и врагам народа. Но он не сломался, потому что глубокая нравственная основа была заложена еще в детстве, сформирована в семье. И Абхазия может гордиться писателем и поэтом Багратом Шинкуба, а мы читать его произведения.

Фазиль Искандер

Помимо романа Баграта Шинкуба «Рассеченный камень», за недели самоизоляции я прочла еще полторы книги абхазского автора (одну полностью, вторая в процессе). Это повести и рассказы известного классика абхазской и русской литературы Фазиля Искандера.



Фазиль Искандер родился в Абхазии, детство провел в Сухуми, а также в горной деревне у родственников матери. Его мать абхазка, отец перс. Когда маленькому Фазилю было 9 лет, его отца депортировали из СССР, и он его больше никогда не видел. Воспитывала его мама, и ее многочисленные родственники.

Большинство произведений Искандера посвящены своей Родине, Абхазии. Он великолепно описывал характеры людей, ситуации, внутреннее состояние героев. Его произведения наполнены интеллектуальным юмором и философскими размышлениями. Он подмечал мельчайшие нюансы – в речи, ходе мыслей, поведении. Самое интересное, что критики и литературоведы считают, что его произведения, посвященные Абхазии (а их преобладающее большинство) намного ярче, сочнее, искромётнее и глубже, чем его «неабхазские» публикации. Большую часть своей жизни Искандер прожил в Москве, и все свои произведения он написал на русском языке. Именно поэтому, его считают абхазским и русским писателем. Сам о себе он говорил: «Я – безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».

В первой книге (которую уже прочла) две его повести – «Софичка» и «Морской скорпион». Изначально «Софичку» я увидела на экране. Это довольно новый фильм (2016 год), снятый режиссером Кирой Коваленко полностью на абхазском языке, с русскими субтитрами, все актеры из Абхазии. Фильм было интересно смотреть, но многое, связанное с традициями и обычаями, осталось совершенно непонятным. И тогда захотелось прочесть оригинал. Как оказалось, литературное произведение и творческое видение режиссера довольно сильно различаются. Мой выбор за литературным произведением. Но при этом, фильм «Софичка» интересен тем, что там показана повседневность абхазской деревни середины XX века: архитектура домов, одежда женщин, корзины и посуда, интерьер дома, усадьбы – всё это очень интересно наблюдать.



Повесть Фазиля Искандера (а соответственно и фильм) рассказывают о судьбе деревенской девушки Софички: её очень недолгая счастливая семейная жизнь, и долгая тяжелая жизнь после смерти мужа. Война, высылка в Сибирь на Енисей, возвращение домой, нескончаемая забота о близких и жертвование собой, и бесконечная верность умершему мужу, верность до последнего вздоха.

Второе произведение из этой книги, повесть «Морской скорпион» как раз относится к «неабхазским» произведениям Искандера. Хотя действие многих эпизодов повести происходит в Абхазии, но все же большая часть произведения происходит в Москве. И здесь как раз виден этот контраст: яркая и сочная Абхазия, где жизнь настоящая и простая. И пресная Москва, где очень много наносного и неискреннего. Главный герой повести сам родом с Кавказа (быть может Искандер во многом писал о себе?), но уже много лет живет в Москве – получил образование, и теперь там работает. Он интеллигент, преподаватель античной истории в одном из московских вузов. И повесть раскрывает его внутренний мир через его отношения с девушками, через его влюбленности. В студенчестве он бегает за «фантиками» – миловидными девушками, чей внутренний мир его мало заботит. В те годы он считает, что если красив фантик, то и содержание должно быть так же красиво – и, конечно, неизбежно разочаровывается. Будучи уже молодым преподавателем, в одну из поездок он случайно знакомится в абхазском селе с необычной девушкой Заирой. И вот от неё он ощущает теплоту, заботу, любовь – буквально фонтаном брызжущую из этой девушки на всех вокруг. Она как солнышко, освещает и согревает всех вокруг себя, изливает из себя любовь на всё живое. Но, видимо, главный герой не захотел переступить эту пропасть: он столичный вузовский преподаватель, она малограмотная простая деревенская девушка. Спустя несколько лет каждый из них обзавелся своей семьей. И Заира была вполне счастлива со своим мужем и тремя детьми. А насколько счастлив главный герой со своей женой – ну, как и большинство тех, кто больше прельщается фантиками, чем начинкой...

Ещё одна книга Фазиля Искандера, объединяющая в себе два цикла рассказов – «Праздник ожидания праздника» и «Приключения Чика». Эта книга на данный момент в процессе чтения – я её медленно смакую, наслаждаясь каждым рассказом.



В этих рассказах Фазиль Искандер описывает свое детство – жизнь и школьную учебу в Сухуми, повседневные шалости, дружбу и драки, поездки в горное село к дедушке. Но в «Празднике ожидания праздника» он пишет от первого лица. А рассказы «Приключения Чика» написаны от третьего лица, хотя автор говорил о своем детстве. Мне неизвестно, но, возможно, Чик – это домашнее имя Фазиля Искандера (в Абхазии у очень многих есть домашние имена, которыми их называют самые близкие, домочадцы, и чаще в детстве).



Пересказывать все проделки юного Чика не имеет смысла, но можно отметить, что парень был смекалистый, подвижный, но при этом добрый и воспитанный. Ну и, конечно, каждая страница книги окутана тонким искандеровским юмором, а также непередаваемо приятной атмосферой старого Сухума и повседневного быта абхазских деревень.

Познакомиться с проделками Чика можно и благодаря кино. В целом, разные произведения Искандера довольно много экранизировали, известно порядка 10 экранизаций. В 1989 году вышел детский трехсерийный фильм «Праздник ожидания праздника», объединяющий в себе наиболее интересные эпизоды из этих двух циклов рассказов. На мой взгляд, экранизация получилась удачная, такие добрые фильмы приятно смотреть вместе с детьми. К сожалению, уже около трёх десятилетий в нашей стране практически перестали снимать хорошие детские фильмы, поэтому нам только и остается, что с ностальгией пересматривать советский кинематограф.

Наталья Ракова
Tags: книги, российская проза, современная проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment