Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Ивана Купала – в поисках цветущего папоротника

Приближается праздник Ивана Купала, или Иванов день. Традиционно он проходит 7 июля и связан с большим количеством старинных обрядов. Название праздника появилось в результате наложения на древний дохристианский праздник Купалье, связанный с летним солнцестоянием, церковного дня в память об Иоанне Крестителе. Некоторые европейские страны до сих пор отмечают Иванов день или День святого Ивана по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.



Купала — один из древнейших праздников, который сохранил множество традиций и обычаев наших предков: проводы Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. В этот день плетутся венки из цветов и трав, поются песни и водятся хороводы. Идея праздника – очищение, затрагивающее всю человеческую сущность. В качестве очистительных элементов используются природные силы – огонь и вода. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек, а празднование начинается с проведения хоровода. В процессе празднования наши предки прыгали через костры, а затем погружались в реку.



Праздник Купала  — это последний день Русальной недели или Русалий. Вся неделя была посвящена богиням рек и озер. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние. А Купалинская ночь – волшебное время, когда магическая сила огня, воды, земли и растений достигает наивысшей живительной силы. Ночь с 6 на 7 июля, известная как Ночь Творила, считается временем чудес. Именно в эту ночь искали чудодейственный цветок папоротника. Ровно в полночь на папоротнике распускается цветочная почка и появляется прекрасный огненно-красный цветок. Его надо быстро сорвать, пока нечистая сила не опередила тебя, и скорее нести домой. Но по дороге на смельчака будут нападать злые силы, и пугать наваждениями. Но если испытание удастся выдержать, то цветок исполнит самое заветное желание.



На поиски цветка папоротника отправлялись только самые отчаянные смельчаки, такие, как отважный Петро из повести Н. В. Гоголя «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Это история о том, как нищий батрак Петро влюбился в дочку своего хозяина и заключил сделку с нечистой силой, чтобы обрести свою возлюбленную. Н. В. Гоголь написал эту повесть в 1830 году. Она входит в состав сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель использовал богатые сюжеты украинских народных преданий.



Дьявол под видом человека Басаврюка предложил Петру свою помощь – он получит желанную девушку в жены, но должен принести цветок папоротника и жертвоприношение. Петр соглашается на все ради любимой. Но расплата за грехи велика – после свадьбы проходит совсем немного времени, как Петрусь начинает сохнуть, и все силится вспомнить что-то важное, что забыл. Так пропал человек – из-за происков нечистой силы и собственных страстей. По сюжету повести были сняты фильмы:

Художественный фильм «Вечер накануне Ивана Купала» (1968)



Мультипликационный фильм «Цветок папоротника» (1979)



Каковы же особенности древнего праздника и почему он до сих пор имеет такую притягательную силу? Поможет разобраться книга Федора Сергеевича Капицы «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы».



Мифологические верования славян коренным образом отличались от мифологий других европейских народов. После распространения христианства языческие верования продолжали бытовать в устной традиции. Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества, Пасхи, Покрова). Еще в середине ХХ в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Купала. В книге «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» отражены представления славян языческих времен, раннего христианского периода о мире и его устройстве, а также обряды и символы славянской мифологии, персонажи славянских сказок, народные обычаи, праздники и христианские ритуалы. Дается объяснение сохранившихся до наших дней ритуалов и таинств с учетом последних достижений фольклористики и этнографии.



Алексей Михайлович Ремизов. «Посолонь. Волшебная Россия».

Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957) - уникальный русский писатель XX столетия. Его стиль отличает необычайно яркое, богатое воображение и красочный язык, - все это в полной мере отразилось в книге «Посолонь», раскрывающей читателю своеобразный, ни на что не похожий волшебный мир. Собрание сказок Ремизова возрождает мир гармоничный и целостный, в котором действует неизменная цикличность. Так, каждому из времен года соответствуют древние обряды и предания, отголоски которых, по крупицам собранные автором, доносят до нас сказки, детские игры, загадки, считалки наших предков. Книга «Посолонь» была выпущена в далеком 1906 году и сразу же обрела невиданную популярность. Сердца читателей истосковались по исконным русским традициям и обычаям, красочному фольклору и живому слову. Получив единодушное одобрение критиков впоследствии «Посолонь» была дополнена второй частью «К Морю-Океану» и в таком виде дважды переиздавалась при жизни писателя: в 1911 году в Петербурге как шестой том в составе собрания его сочинений, а затем, после эмиграции Ремизова из России, в Париже в 1930 году отдельной книгой. В разделе «Лето красное» содержится сказка «Купальские огни», полная славянской мифологии и чудес.

Послушать сказку можно здесь

Купальские огни.

«Закатное солнце, прячась в тучу, заскалило зубы – брызнул дробный дождь. Притупил дождь косу, прибил пыль по дороге и закатился с солнцем на ночной покой.

Коровы, положа хвост на спину, не мыча, прошли. Не пыль – тучи мух провожали скот с поля домой.
На болоте болтали лягушки-квакушки.
И дикая кошка – желтая иволга унесла в клюве вечер за шумучий бор, там разорила гнездо соловью, села ночевать под черной смородиной.

Теплыми звездами опрокинулась над землей чарая Купальская ночь.
Из тенистых могил и темных погребов встало Навье.
Плавали по полю воздушные корабли. Кудеяр-разбойник стоял на корме, помахивал красным платочком. Катили с погостов погребальные сани. Сами ведра шли на речку по воду. В чаще расставлялись столы, убирались скатертями. И гремел в болотных огнях Навий пир мертвецов.

Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, затесались в малинник, там подпалили собачий хвост, играли с хвостом.

У развилистого вяза растворялась земля, выходили из-под земли на свет посмотреть зарытые клады. И зарочные три головы молодецких, и сто голов воробьиных, и кобылья сивая холка подмаргивали зеленым глазом, – плакались.

Бросил Черт свои кулички, скучно: небо заколочено досками, не звонит колокольчик, – поманулось рогатому погулять по Купальской ночи. Без него и ночь не в ночь. Забрал Черт своих чертяток, глянул на четыре стороны, да как чокнется обземь, посыпались искры из глаз.

И потянулись на чертов зов с речного дна косматые русалки; приковылял дед Водяной, старый хрен кряхтел да осочьим корневищем помахивал, – чтоб ему пусто!

Выползла из-под дуба-сорокавца, из-под ярого руна сама змея Скоропея. Переваливаясь, поползла на своих гусиных лапах, лютые все двенадцать голов – пухотные, рвотные, блевотные, тошнотные, волдырные и рябая и ясная катились месяцем. Скликнула-вызвала Скоропея своих змей-змеенышей. И они – домовые, полевые, луговые, лозовые, подтынные, подрубежные приползли из своих нор.

Зачесал Черт затылок от удовольствия.
Тут прискакала на ступе Яга. Стала Яга хороводницей. И водили хоровод не по-нашему.
– Гуш-гуш, хай-хай, обломи тебя облом! – отмахивался да плевал заплутавшийся в лесу колдун Фаладей, неподтыканный старик с мухой в носу.

А им и горя нет. Защекотали до смерти под елкой Аришку, втопили в болото Рагулю – пошатаешься! ненароком задавили зайчонка.

Пошла заюшка собирать подорожник: авось поможет!
С грехом пополам перевалило за полночь. Уцепились непутные, не пускают ночь.
Купальская ночь колыхала теплыми звездами, лелеяла.
Распустившийся в полночь купальский цветок горел и сиял, точно звездочка.
И бродили среди ночи нагие бабы – глаз белый, серый, желтый, зобатый, – худые думы, темные речи.

У Ивана-царевича в высоком терему сидел в гостях поп Иван. Судили-рядили, как русскому царству быть, говорили заклятские слова. Заткнув ладонь за семишелковый кушак, играл царевич насыпным перстеньком, у Ивана-попа из-под ворота торчал козьей бородой чертов хвост.

– Приходи вчера! – улыбался царевич.
А далеким-далеко гулким походом гнался серый Волк, нес от Кощея живую воду и мертвую.
Доможил-Домовой толкал под ледящий бок – гладил Бабу-Ягу. Притрушенная папоротником, задрала ноги Яга: привиделся Яге на купальской заре обрада – молодой сон.
Леший крал дороги в лесу да посвистывал, – тешил мохнатый свои совьи глаза.

За горами, за долами по синему камню бежит вода, там в дремливой лебеде Сорока-щектуха загоралась жар-птицей.
По реке тихой поплыней плывут двенадцать грешных дев, белый камень алатырь, что цвет, томно светится в их тонких перстах.

И восхикала лебедью алая Вытарашка, раскинула крылья зарей, – не угнать ее в черную печь, – знобит неугасимая горячую кровь, ретивое сердце, истомленное купальским огнем».




В праздник Ивана Купала дети любили играть в горелки - веселую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки. О том, как в древности справляли праздник, можно узнать из книги «Энциклопедия праздников. Традиции, обычаи, кухня, этикет. Игры, забавы. Все о подарках». Книга впервые вышла в 1998 году, когда в нашей стране возродились, и стали снова отмечаться многие незаслуженно забытые праздники. Книга посвящена праздникам светским и религиозным, народным и государственным. Вы узнаете, как пригласить и развлечь гостей, как накрыть стол, как правильно выбрать подарок и красиво вручить его. Эта книга поможет вам сделать праздник действительно праздником - веселым, интересным, запоминающимся. В ней собраны всевозможные игры, викторины, розыгрыши и сценарии театрализованных представлений.

Продолжит знакомство с праздниками книга «Купалье» под редакцией Лидии Ивановны Жук. Этот сборник вышел в Минске в 2004 году в серии «Праздник в школе». Содержит историю народного праздника, описание купальских обрядов и гаданий, хоровода «Вновь и вновь зажигайте Купалья огни!». Интересны литературно-музыкальные композиции, представленные в книге: «Ах, какая над Гайной Купальская ночь!», «Цветов красою сердцем отогреем», «Весны и осени цветы», «Ясный мой свет» и др.

Историю, обычаи и традиции праздника также можно найти на страницах периодических изданий:

Барсукова, Ирина. Легенды и обряды Ивана Купалы / И. Барсукова // Клуб. - 2018. - № 6. - С. 28-30
Аннотация: Как отмечают праздник Ивана Купалы в России и в западных странах.

Евдокимова Я. На Иванов день / Я. Евдокимова // Праздник в школе. - 2017. - № 6 (июнь). - С. 2-7
Аннотация: Сценарий обрядового праздника на день Ивана Купалы с хороводами, гаданиями и песнями.

Мавки, Купала и День летнего солнцестояния // Наша молодежь. - 2018. - № 13/14. - С. 27
Аннотация: 21-22 июня именуется Днем летнего солнцестояния. В этот день «Желтый карлик» проходит так называемые «точки солнцестояния» и предзнаменует начало астрономического лета. Этот праздник во времена наших предков был одним из самых важных. Самый длинный световой день «повествовал» о новом солнце, которое возродилось летом и теперь находится в самом расцвете своих сил. Купала отмечался, по старому исчислению, в день летнего солнца.

Марговская, Марианна. От Аграфены Купальницы к Петрову дню / Марианна Марговская // Наука и религия. - 2014. - № 7. - С. 35-37, 64
Аннотация: О летних народных праздниках, обрядах и традициях.

Пилипчик А. В купальскую ночь / А. Пилипчик // Праздник в школе. - 2017. - № 6 (июнь). - С. 7-31
Аннотация: День Ивана Купала - один из самых древних праздников, он заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами.

Санникова И. Н. Чудеса в летнюю ночь / И. Н. Санникова // Читаем, учимся, играем. - 2017. - Вып. 4. - С. 65-70
Аннотация: Сценарий проведения фольклорного праздника.

С праздником и приятного чтения!

Резник Марина Васильевна
Tags: Гоголь, книги, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments