Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Дмитрий Веневитинов – 215 лет со дня рождения

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14 сентября 1805 – 15 марта 1827) – русский поэт XIX века, знаменитой пушкинской поры. Он был одаренным лириком и философом, представлял романтическое направление в поэзии. Творческое наследие Веневитинова невелико – около 50 стихотворений, но почти все они отличаются глубоким философским смыслом. Также Д. Веневитинов стал известен как критик и переводчик с немецкого языка.



Веневитинов происходил из дворянской семьи, был четвероюродным братом А. С. Пушкина. Именно он стал прототипом Владимира Ленского в «Евгении Онегине». Ребенком Веневитинов рано остался без отца – Владимира Петровича, прапорщика Семеновского полка. Дмитрий получил отличное домашнее образование, имел способности к музыке и рисованию. В дальнейшем писатель Одоевский, готовя к изданию стихотворения Веневитинова, предлагал включить в сборник также рисунки и музыкальные произведения поэта. С 17 лет Дмитрий стал слушать лекции в Московском университете. В 1824 году Веневитинов посетил свои родовые имения в Воронежской губернии. Он бывал в этих местах в детстве и запомнил живописные окрестности Дона и степные ландшафты. До нашего времени сохранилась старинная усадьба рода Веневитиновых.



История усадьбы Веневитиновых:




За два года до своей смерти Веневитинов поступил на службу в московский архив Коллегии иностранных дел. Все больше увлекаясь философией, он с единомышленниками создал философский кружок «Общество любомудрия». Отвергая просветительскую философию декабристов, и считая себя сторонниками «чистой мысли», Веневитинов выступал за создание чистого литературного  языка, за формирование языка любомудрия. Высшую форму любомудрия, по его мнению, составляет синтез философии и поэзии. Согласно словам Веневитинова: «Поэзия неразлучна с философией; философия есть внешняя поэзия». В 1825 году после восстания декабристов «Общество любомудрия» было самораспущено, а его устав и протоколы заседаний сожжены. В 1826 году Веневитинов переехал из Москвы в Санкт-Петербург и поступил на службу в Азиатский департамент канцелярии иностранных дел по протекции княгини Волконской.


Княгиня Волконская

Согласно легенде, Веневитинов был безответно влюблен в княгиню Зинаиду Волконскую, которая подарила ему перстень. Он просил надеть его в день своего венчания, или же в день смерти. В 1827 году молодой поэт скончался от тяжелой простуды, когда неосторожно вышел легко одетым на улицу после бала. Ему был только 21 год. Первоначально Веневитинов был погребен в Симоновом монастыре, но при перенесении праха в 1930 году на Новодевичье кладбище, перстень был изъят и теперь хранится в Литературном музее в Москве.

Веневитинов Д.В. Элегия. Читает Юрий Рудник:




Одним из главных лейтмотивов творчества Веневитинова стала судьба поэта, яркая, но короткая. Как отмечает в своей статье Т. Г. Дмитриева, кандидат филологических наук: «Идея исключительности личности поэта, его божественной избранности звучит почти в каждом стихотворении Веневитинова, касающемся темы поэта и поэзии: это «сын богов», «пламенный жрец искусства»: «Я чувствую, во мне горит Святое пламя вдохновенья».

Эти образы перекликаются с пушкинскими: «небес избранник», «божественный посланник», «жрец» («Поэт и толпа»), «Молчит его святая лира...». Но в повседневной жизни поэт ничем не выделяется из среды обычных людей, - так начинается развитие темы в стихотворении Веневитинова «Поэт»:

Тебе знаком ли сын богов,
Любимец муз и вдохновенья?
Узнал ли б меж земных сынов
Ты речь его, его движенья?
Не вспыльчив он, и строгий ум
Не блещет в шумном разговоре...


Оно напоминает нам пушкинское: «Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон...». Приход вдохновения меняет состояние веневитиновского творца:

Когда ж внезапно что-нибудь
Взволнует огненную грудь, -
Душа, без страха, без искусства,
Готова вылиться в речах
И блещет в пламенных очах...[1]»


Очень удачно переводил Д. Веневитинов стихотворения Гете. Его «Отрывки из «Фауста» показывают, как глубоко оба поэта чувствовали связь человека с природой.

«А солнце скрылось за горою…
Увы! летаем мы мечтою,
Но крылья телу не даны.
И у кого душа в груди не бьется
И, жадная, не рвется от земли,
Когда над ним, невидимый, вдали
Веселый жаворонок вьется
И тонет в зыбях голубых,
По ветру песни рассыпая!
Когда парит орел над высью скал крутых,
Широкие ветрила расстилая,
И через степь, чрез бездны вод
Станица журавлей на родину плывет
К весне полуденного края!»


МОНОЛОГ ФАУСТА
«Всевышний дух! ты все, ты все мне дал,
О чем тебя я умолял;
Недаром зрелся мне
Твой лик, сияющий в огне.
Ты дал природу мне, как царство, во владенье;
Ты дал душе моей
Дар чувствовать ее, дал силу наслажденья.
Иной едва скользит по ней
Холодным взглядом удивленья;
Но я могу в ее таинственную грудь,
Как в сердце друга, заглянуть.
Ты протянул передо мною
Созданий цепь — я узнаю
В водах, в лесах, под твердью голубою
Одну благую мать, одну ее семью.
Когда завоет ветр в дубраве темной,
И лес качается, и рухнет дуб огромной,
И ели ближние ломаются, трещат,
И стук, и грохот заунывный
В долине будят гул отзывный, —
Ты путь в пещеру кажешь мне,
И там, среди уединенья,
Я вижу новый мир и новые явленья,
И созерцаю в тишине
Души чудесные, но тайные виденья…»


Многие стихотворения Д. Веневитинова удачно легли на музыку и стали песнями. Так стало и со стихотворением «Три розы».

Три розы (ст. Д. Веневитинов, Новый альбом, Андрей Евлюхин):



Дмитрий Веневитинов запомнился не только как поэт, но и как автор критических статей. Он занимался разработкой философских основ русской критики и вывел собственную концепцию искусства. Согласно Веневитинову искусство в своем развитии проходит три эпохи: эпическую, лирическую и драматическую. В последней эпохе должен произойти синтез всех направлений. Критика должна базироваться на философии, только так она способна дать возможность правильно воспринять и понять историческую закономерность появления конкретного произведения искусства.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна




[1] Дмитриева Т. Г. Образ поэта в лирике Д. В. Веневитинова / Т. Г. Дмитриева // Русская речь. – Москва : Наука. – 2005. – № 5. – С. 3-7.
Tags: писатели, поэзия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments