Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

«Педагоги, патриоты, герои» – учителя в годы Великой Отечественной войны

Праздник «День учителя» впервые отметили в Советском Союзе в 1965 году. Первоначально он проводился 29 сентября. Через 30 лет был установлен международный День учителя и выбрана дата – 5 октября. День учителя отмечается не только в нашей стране, но и по всему миру. Предлагаем читателям вспомнить о выдающихся учителях – скромных героях, которые продолжали воспитывать и обучать детей в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Война нанесла большой удар по системе образования. Были разрушены десятки школьных зданий, а в уцелевших размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет, а учебники заменял рассказ учителя.


Галина Ивановна Северина. «Легенда об учителе»

Повесть о школе 1930-х годов, о старшеклассниках, о любви, о молодой семье. В центре повести - учитель, мужественный, благородный человек, оказавший огромное влияние на своих учеников и жизнью своей подтвердивший высоту своих нравственных принципов. Прообразом его был учитель физики московской школы №127 Северин Яков Евгеньевич, ушедший в первые дни Великой Отечественной войны на фронт вместе со своими учениками. В книге его имя звучит как Сербин Андрей Михайлович. Галина Ивановна, написавшая книгу о муже, в книге представлена как Наташа – своенравная девчонка, которая поначалу так невзлюбила нового учителя. Андрей Михайлович стал легендой уже в самом начале своей педагогической деятельности. Он был строгим учителем, требовал дисциплины от всех учеников, но при этом интересно объяснял материал и единственный из учителей всегда вставал, когда в кабинет заходила женщина. Наташа не могла не влюбиться в него! Договорились они пожениться после окончания школы, а пока все держать в секрете.



«Учительской красной ручкой он расписал в ее личном дневнике правила поведения: «1. Никаких доверенных подружек, говорить о душевных переживаниях только со мной. 2. Никаких дневников, стихов, писем, кроме (если нужно) переданных лично в руки. 3. Ставь выполнение учебной программы на службу нашей любви до окончания учебного года. 4. Я упрям как бык, люблю тебя крепко и наше будущее, когда я буду любить тебя свободно и гораздо лучше. И никогда, слышишь, никогда не сомневайся во мне...».

После окончания школы они поженились, но вскоре война разлучила их навсегда. У Сербина было слабое сердце, по болезни он был комиссован, но не мог остаться в стороне, когда провожал на фронт своих учеников. «Вчерашние десятиклассники отправлялись на фронт. А я стоял, как поп с кадилом, и их благословлял». Андрей Михайлович записался добровольцем в ополчение и погиб в бою под Ржевом, оставив по себе легенду как о настоящем учителе и человеке.


Януш Корчак. «Право ребенка на уважение; Как любить ребенка»

Януш Корчак – выдающийся польский педагог, который никогда не боялся детских вопросов, за что его называли «детский бог». «Детей нет – есть люди, – утверждал Корчак. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Корчак понимал, что ребенка мало любить – его необходимо уважать. Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения. Педагог, который пробует договариваться с детьми, стремится верить в их силы и опыт, ищет пути сотрудничества - приобретает право на уважение к ребенку. Книга «Право ребенка на уважение» впервые была опубликована в Варшаве в 1929 году и стала манифестом так называемой «педагогики сердца». В ней Корчак изложил основные взгляды на воспитание детей. Цикл «Как любить ребенка» состоит из четырех частей: «Ребенок в семье», «Интернат», «Летние лагеря», «Дом сирот».



Большую популярность получили «10 заповедей воспитания для родителей», которые вывел Я. Корчак:

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.


Когда фашисты оккупировали Польшу, Я. Корчак вместе с детьми оказался в концлагере Треблинка. Перед ним был выбор – спасти свою жизнь, но не жизнь детей. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал учитель, – это значило бы как-то уступить злодейству». Вместе со своими воспитанниками он принял смерть в газовой камере. Педагогический и человеческий подвиг Януша Корчака навсегда останется в нашей памяти как образец верности, мужества и чистой любви к детям.


Мария Павловна Прилежаева. «Юность Маши Строговой»

Мария Павловна Прилежаева – известная советская писательница, чьи книги были очень популярны в свое время. Старшее поколение наверняка помнит книгу «Жизнь Ленина». Мария Павловна родилась 22 июня 1903 года в Ярославле. Годы ее детства и юности пришлись на время становления советской власти, что, несомненно, наложило отпечаток на ее дальнейшую жизнь и творчество. Окончив гимназию 2-й ступени, Мария стала работать сельской учительницей. К педагогической деятельности она относилась как к личному вкладу в коммунистическое воспитание молодежи, поэтому герои ее книг всегда поступают так, как должны – по сердцу, по совести, по идейным соображениям.



Повесть «Юность Маши Строговой» была издана в 1948 году. Маша – идеальная героиня, «спортсменка, комсомолка и красавица», но при этом она – юная девушка, чье сердце полно романтики. Судьба молодой учительницы, чьи первые годы трудовой жизни пришлись на время Великой Отечественной войны, вызывает искренний отклик у читателей. Повесть начинается осенью 1941 года, когда бомбят Москву. В ту пору Маша была студенткой третьего курса литературного отделения пединститута. Она эвакуируется в Среднюю Азию, там продолжает учебу. На фронт уходит ее однокурсник Митя Агапов. Обо любят друг друга, но пока еще не готовы объясниться в своих чувствах. В феврале 1943 года Маша возвращается в Москву, а уже 1 сентября 1944 года приступает к преподавательской работе.

Начинающему педагогу нелегко с шестиклассниками, но все же она справляется. Маша любит импровизировать на уроках, не всегда четко придерживается учебного плана. Молодой учитель, она умеет увлечь ребят особыми литературными приемами – на многие жизненные проблемы она находит решение в литературных произведениях. Литература – это сама жизнь, она может наставить и научить, как правильно действовать в той или иной ситуации. В своей работе Маша использует такие книги, как «Слово о полку Игореве», «Севастопольские рассказы» Толстого, поэму «Саша» Некрасова, «На поле Куликовом» Блока, «Сын» Антокольского и др. В лице Маши Строговой можно угадать саму Марию Полежаеву. Хотя прототипом героини, по словам автора, стала девушка, которую Прилежаева встретила в эвакуации в Алма-Ате. Но Прилежаева вложила в Машу и частичку собственной души:

«В какой-то мере там есть и моя собственная жизнь, хотя юность Маши Строговой почти на двадцать лет протекала позднее моей. Да и обстоятельства совсем иные. Нет, автобиографии там никакой. А душевные движения Маши, ее чувства и мысли мне близки».

М. Прилежаевой удалось правдиво описать советскую школу того времени.
«Учителя знаю изнутри. Знаю ежедневный подвиг его жизни и работы, его неудачи и огромные победы. Не все мои книги, всегда писавшиеся с увлечением, вполне и – даже без «вполне» – хороши. Но иные дошли до читателя, вызвали отклик...».
Сам образ Маши Строговой стал собирательным образом идеальной советской учительницы. Страна в военные годы остро нуждалась в своих героях, как на фронте, так и в тылу. Одними из таких героев были учителя.


Альберт Анатольевич Лиханов. «Крёсна»

Альберт Анатольевич Лиханов родился в 1935 году, и детство его прошло во время Великой Отечественной войны. Повесть «Крёсна» рассказывает о детях, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Их пожилая учительница, крестная очень многих своих бывших учеников, оберегает как может своих маленьких питомцев, скрашивает их существование, отдает им тепло своего сердца. Этот урок доброты они запоминают на всю оставшуюся жизнь. Учительница словно становится крестной всему классу. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в его большой роман в повестях «Русские мальчики».



Повесть написана живо и поучительно. Образ учителя в ней – один из самых добрых и человечных в русской литературе. Альберт Лиханов в детстве и сам познакомился с такой учительницей. В книге есть посвящение: «Незабвенной учительнице моей Аполлинарии Николаевне Тепляшиной посвящаю». В книге учительницу зовут Анной Николаевной, но для ребят она просто «крёсна». 60 лет она проработала в школе и стала любимой учительницей для многих учеников. Рассказ о ней ведет один из ее бывших воспитанников, который давно стал взрослым. Перебирая в памяти свое прошлое, он вспоминает, как Анна Николаевна проводила уроки.

«А родная речь! Не знаю, как теперь, а в нашу пору мы много стихов учили наизусть, и Анна Николаевна ухитрялась всех обязательно спросить – это тридцать-то учеников! – и если ты не выучил к заданному одно, выучи за день позже, а нет – так и еще позже – до полного знания, и все мы, полный класс, сперва узнавали, потом учились понимать, затем – любить и в конце концов на всю, до седых волос, жизнь помнить что-нибудь бессмертное, великолепное, восхитительное, родом из третьего класса, вроде «Грозы» Тютчева.

Какую зарплату получала Анна Николаевна, я решительно не знаю. Деньги тогда не имели значения. То есть иметь-то имели где-нибудь. Но на том же рынке тогда не столько продавали за деньги, сколько меняли – платье на хлеб и хлеб на ботинки. Так что всю жизнь двигали карточки. Если потеряешь деньги, еще можно перевернуться, у кого-нибудь занять или, если есть что, то продать. Но потеряешь карточки – все, полная хана! Ведь по карточкам выдавали самое главное в жизни – хлеб, и кто же даст взаймы хлеб, которого самому не хватает?

Учительница наша с замечательным упорством тратила десять минут каждого утра на раздачу витаминок, а потом мы учились. Не сразу, довольно даже нескоро для своего возраста, с большим, можно сказать, запозданием я начал соображать, что коробочки витаминок, где сто шариков, – ведь у меня дома была своя личная коробочка! – должно хватать на три с небольшим утра. Всего-то! Недурственное владение арифметикой – не зря же старалась Анна Николаевна – заставило меня рассчитать, что, если даже в месяце тридцать дней и пять выходных, на месяц нашей классной требовалось восемь коробок по пятьдесят рубликов. Всего – четыреста пятьдесят, ничего себе! Ведь ей же еще и самой жить надо. А сколько же за орден-то платят? А какая зарплата у классной руководительницы третьего класса начальной школы? Может, с этого и начинается настоящее постижение людей? Когда узнаешь, кто что ест, сколько получает, какие у кого и перед кем обязанности и долги?».


Скромная учительница, Анна Николаевна, вложила в своих учеников то доброе и вечное, что, несомненно, освещало дорогу их жизни, помогало в трудную минуту, берегло от плохого поступка.


«Жила-была учительница» / Евгений Кондратенко // Фома. – 2010. – Спецвып. – С. 88-91.

Учительница Ксения Владимировна Ползикова-Рубец (1889-1949) – одна из самых известных педагогов блокадного Ленинграда. Она была экскурсоводом и учителем истории, работала в эвакогоспитале №2010. Автор книг «Дневник учителя блокадной школы» и «Они учились в Ленинграде». События, рассказанные в ее книгах, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. В основу книг легли дневниковые записи, которые Ксения Владимировна вела с начала войны.
3 июля 1941: «Я как историк хорошо знаю, что, когда наш великий народ весь поднимался против врагов, он всегда одерживал победу. Победит и теперь!».

Вот с каким напутствием ученикам открывала Ксения Владимировна новый 1941 учебный год:
«Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу».

Учебный процесс во время блокады тоже изменился. Дети были физически истощены, у многих уже не было сил делать домашние уроки.
«Готовлюсь по-новому. Нет ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома, значит надо помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не должны. Но и показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».


Ксения Ползикова-Рубец. «Они учились в Ленинграде»




Как-то на педсовете учителям выговаривали, что на уроках снизились требования к учащимся. Всегда строгая в правилах Ксения Владимировна на этот раз возразила:
«Нельзя оставаться по-старому требовательными, видя перед собою эти бледные юные лица, замечая, что часто за уроком ребята погружаются в дремоту. В конце концов, все мы знаем обстановку, в которой живут блокадники.
Но ей резко возразили:
– Рабочие работают ударно, и дети должны делать то же. Неужели вы будете настаивать на своем?
– Нет, не настаиваю, – схитрила Ксения Владимировна и добавила. – Это ведь бесполезно. Если у кого-то нет подлинной заботы о детях, то этому обучить нельзя.
Было видно, что ее слова попали в цель. Ксении Владимировне можно было бы и промолчать, не наживать себе врагов, но она была не из тех, кто молчит, когда нужно сказать правду»
[1].

Во время блокады так хотелось устроить детям хоть какой-то праздник! Наконец, договорились с поваром и решили устроить новогоднюю елку с обедом.
«Елка оказалась чудесная, от пола до потолка. Обильно украшенная, она не была освещена. На нее ребята обращали мало внимания, все спрашивали, когда же подарки и обед. Было холодно даже в пальто и валенках».

Ксения Владимировна регулярно сдавала кровь и делилась с учениками своим донорским пайком.
«Вызвали в Институт переливания крови. Великая радость: донорам выдали на 10 дней дополнительного питания. 200 гр. белого хлеба в день, масла 250, сахару 200, конфет 300, мяса 400, 5 яиц и 150 гр. рыбы».

13 октября 1944: «Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города мужественный облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мерзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров за 5–6, а то и 10, в такие же мерзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились».

Школа в военное время не только учила, но и помогала не упасть духом, сохранить веру в жизнь. Учителя героически трудились и на фронте, и в тылу. Вместе со своими учениками они прошли через тяжелые годы Великой Отечественной войны и стали образцами достойного поведения для будущего поколения граждан нашей страны.

С праздником, дорогие учителя!

Резник Марина Васильевна



[1] «Жила-была учительница» / Евгений Кондратенко // Фома. - 2010. - Спецвып. - С. 88-91
Tags: война, история, педагогика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments