Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

«Голос народа, песни Победы». 120 лет со дня рождения Лидии Руслановой

Великая российская певица Лидия Андреевна Русланова (1900-1973) родилась 27 октября 1900 года на Волге, в Саратовской губернии. Русланова обладала голосом редкого звучания и огромного диапазона, и могла, как говорил Шаляпин, «живописать голосом». Обладая даром музыкальной импровизации, певица превращала каждую песню в настоящий маленький спектакль.



Первые годы ее детства прошли в саратовской деревне. Отец был единственным кормильцем многочисленной семьи. Когда в 1905 году началась Русско-японская война, отца призвали в армию и отправили на Дальний Восток. На той войне он пропал без вести. Оставшись одна с детьми, мать Лиды начала работать в Саратове на кирпичном заводе, а девочку взяла к себе на воспитание бабушка. В семье маленькой Лиды уже были свои таланты - дядя Яша пел на деревенских праздниках, посиделках и свадьбах. Скоро девочка стала петь сама, ее цепкая память помогала ей запоминать песни. После смерти матери наступило самое трудное время - кормить Лиду и ее младших брата и сестру стало нечем, и сирота стала петь за подаяние. Пела она так красиво и «переживательно», что сначала стали приходить послушать ее из других деревень, а потом даже зазывать в купеческие дворы.

Это хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание одна вдова-чиновница. Сжалившись над сиротами, она определила всех троих детей по приютам. В саратовском приюте Лида окончила три класса церковноприходской школы, и там же ее заметил регент, который вел в приюте уроки пения. Лиду приняли в хор, и очень скоро она стала солисткой. Удивительный голос девочки приходили слушать в кафедральный собор со всего города. «Идем сегодня на Сироту! Уж больно хорошо поет!» - говорили в Саратове о маленькой знаменитости. Именно церковный хор стал первым музыкальным образованием для Руслановой. Там она прошла такую хорошую школу хорового пения, без которого вряд ли сформировалась бы как певица.

После приюта Лиду определили на мебельную фабрику полировщицей. Поразительно, как эта изнурительная работа с разъедающими глаза и горло составами не лишила ее голоса. На фабрике девушки тоже пели. Здесь Русланова впервые услышала городской жестокий романс и городские народные баллады, такие как «Окрасился месяц багрянцем», «Очаровательные глазки», «Златые горы» и др. Они поразили, захватили юную Русланову и навсегда вошли в ее репертуар. Когда она попыталась их спеть в хоре фабричных девушек, то сразу была признана лучшей певуньей: «Ты нам лучше спой, а работу мы сами сделаем», - просили Лиду подруги-работницы.

«Очаровательные глазки»




В 16 лет состоялся первый «настоящий» концерт Руслановой. Девушку привели на сцену Саратовского оперного театра, где она пела перед солдатскими депутатами. Спев все, юная певица простодушно спросила: «Ну, а теперь что делать?» «Да ты зачинай сызнова», - отвечали восхищенные ее пением слушатели. Воодушевленная успехом, юная Русланова продолжала выступать с концертами. У нее находили прекрасные вокальные данные, рекомендовали ей учиться дальше. Она поступила в Саратовскую консерваторию, в класс певца и педагога, профессора М. Медведева, но долго в консерватории не пробыла. Медведев, исходя из сильного, прекрасного контральто Руслановой, повел ее как оперную певицу. Но академическая манера исполнения не привлекала Лиду.



Лидия была верна русской народной песне, она быстро поняла, что ее «сила в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где она родилась». «Я это в себе берегла», - признавалась Русланова. Она знала сотни народных песен, и даже авторские умела исполнять как народные. Например, песня В. Захарова - М. Исаковского «И кто его знает».

Как истинному артисту, Лидии Андреевне были знакомы и «муки творчества». Она не один раз говорила: «Хорошо петь - очень трудно. Изведешься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь ее загадку». Много позже Лидия Андреевна любила повторять своим ученицам: Л. Зыкиной, О. Воронец и другим: «Пойте, как поется, только осмысленно». И если этого не происходило, ей было достаточно одной только фразы: «Ямщик у тебя не замерз». Дело было в самой песне, которая передавала горестные чувства ямщика, потерявшего любимую.

Оставив класс вокала в Саратовской консерватории, Русланова продолжала петь. В 1916 году она отправилась на фронт в качестве сестры милосердия и служила в санитарном поезде. В 1917 году она вышла замуж за интенданта Виталия Степанова лет тридцати пяти, «из благородных». У них родился сын. Но семейная жизнь длилась недолго: в 1918 году муж оставил ее и уехал, забрав с собой сына. В 1919 году в Виннице Русланова вышла замуж за сотрудника ВЧК Наума Наумина. О первых двух браках Руслановой исследователям ее жизни и творчества практически ничего не известно.



Первая фотография Лидии Руслановой датируется 1920 годом. На ней уже видна молодая, но сложившаяся певица и артистка – яркая, красивая, одаренная. Как профессиональная эстрадная певица Русланова дебютировала в Ростове-на-Дону в 1923 году. Первый ростовский концерт прошел с ошеломляющим успехом. В 1929 году Лидия Русланова развелась с Наумом Науминым и вышла замуж за известного конферансье Михаила Гаркави. Гаркави был остроумным, эрудированным человеком, увлекался коллекционированием. Его примеру последовала и Лидия Русланова. C 1933 года Лидия Русланова ездила с гастролями уже по всему Советскому Союзу. Ее голос обладал большой силой и выносливостью, позволяя ей участвовать в 4-5 концертах за один вечер. Вот что кратко написала о себе Русланова в тот период:



Все, кому довелось близко знать Лидию Русланову, с восхищением говорили о ней, как о «настоящей русской красавице» - истинно русские черты ее творческой и человеческой натуры проявлялись во всем. «Русским» был даже сам выход певицы на сцену: подходя к авансцене, она останавливалась и с величавым жестом руки перед собой кланялась публике земным русским поклоном. Русланова гордо несла в себе силу национального духа, воплощенного в русской народной песне, и передавала ее своим слушателям. Волшебную, чарующую силу голоса Лидии Руслановой отмечали впоследствии многие. Особая задорность звучала в голосе Руслановой при исполнении ею шуточных песен, частушек, припевок, которых она знала великое множество.



Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Руслановой стали годы войны, сначала финской, а затем Великой Отечественной. Слава Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам и долетела до Бранденбургских ворот. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала и до конца войны. Песня в военные годы помогала жить, приносила светлые воспоминания о счастье мирной жизни, вселяла веру в то, что спокойные времена снова вернутся. На одном таком концерте между боями в полусожженном лесу подошел к певице молодой боец и сказал: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще». И Русланова запела раздольную русскую песню «Вот мчится тройка удалая», а сразу после нее ребята снова пошли в атаку.

«Вот мчится тройка удалая»



Вдохновляя солдат своими песнями, Русланова и сама вдохновлялась их подвигами. Певица помогала фронту всем, чем могла. В разгар войны на свои собственные средства, заработанные во время предвоенных гастролей, Лидия Андреевна приобрела целую батарею артиллерийской минометной техники и передала все это армии. В годы войны артистический и человеческий талант Лидии Руслановой вдохнул силы и жизнь не в одного солдата.



Весной 1945 года Русланова вместе с наступающей армией прибыла в еще не освобожденный от гитлеровских войск Берлин. Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года. После концерта Русланова углем поставила свою подпись на колонне Рейхстага рядом с фамилиями солдат. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов! На последнем военном концерте Лидия Андреевна спела свои знаменитые «Валенки». Песню пришлось повторять несколько раз. Она вошла в репертуар Руслановой на всю жизнь, став своеобразной визитной карточкой певицы.



В годы войны Лидия Русланова стала супругой генерала Владимира Викторовича Крюкова. Крюков был вдовцом: его жена умерла в 1940 году, оставив мужу пятилетнюю дочь Маргариту. По поводу развода с Гаркави она говорила: «Ну что делать: генерала люблю, люблю всем сердцем, и Мишку жалко!».





В один из промежутков между концертами Лидия Андреевна поехала в Ташкент и забрала приемную дочку, которая сразу поверила, что она и есть ее родная мать. Да и как этому было не поверить! Никогда не забывая свое сиротское детство, Лидия Андреевна обратила все свое неизрасходованное материнское чувство на девочку. И матерью она оказалась отменной - заботливой и внимательной. Все последующие годы между Лидией Андреевной и Маргошей не исчезало самое важное - теплота и взаимопонимание.





Встретившись на фронте в самое суровое время, Лидия Русланова и Владимир Крюков, последующие 25 лет поровну делили и дни счастья, и дни горя. Лидия Русланова была награждена орденом Отечественной войны I степени, но это не спасло ее и супруга от сталинских репрессий. В середине 1948 года был раскрыт так называемый «заговор военных». В сентябре арестовали генералов из ближайшего окружения Жукова с целью добиться показаний против него. В их число входил и муж Лидии Руслановой Владимир Крюков. Почти одновременно с мужем была арестована и Лидия Русланова.



Ей было предъявлено обвинение по статье 58 («Антисоветская пропаганда»). Помимо этого ее обвинили в «грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах», а именно, что в конце войны, генерал Крюков перевез к себе в Москву большое количество мебели, картин, драгоценностей. Лидия Русланова была приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, Владимир Крюков был осужден на 25 лет.

Только 25 апреля 1953 года, уже после смерти Сталина, Владимир Крюков написал в ЦК КПСС заявление с просьбой «назначить комиссию по пересмотру как моего дела, так и дела моей жены Руслановой». Копию этого заявления он направил Георгию Жукову, который обратился к Никите Хрущеву. Через день члены Президиума получили служебную записку от Хрущева, в которой он написал: «По этому вопросу необходимо обменяться мнениями. Следовало бы проверить и пересмотреть это дело».

Дело Руслановой благодаря Хрущеву было пересмотрено оперативно. В начале августа 1953 года Лидию Русланову освободили. В конце августа освободили и Владимира Крюкова. Вместе с Маргаритой они поселились в съемной квартире. По воспоминаниям дочери Лидия Русланова невероятно страдала от унижения, но старалась этого не показывать. На вопрос Маргариты: «Все, что ты заработала за 30 лет, отняли. Как ты можешь спокойно к этому относиться?» Лидия Русланова отвечала: «Все это не имеет значения. Унизили ни за что перед всей страной - вот это пережить невозможно». После освобождения Русланова не хотела возвращаться на сцену, считая, что зрители не примут ее. Но тюрьма сильно подкосила здоровье супруга, Владимира Крюкова. Он ходил медленно, с согнутой спиной и не мог работать. Тогда Лидия Русланова приняла решение вернуться на эстраду.



Через полтора месяца после освобождения, 6 сентября 1953 года Лидия Русланова дала свой первый концерт. Зал имени Чайковского не мог вместить всех желающих, поэтому выступление транслировали по радио на всю страну. Началась активная гастрольная жизнь, запись новых пластинок. В 1959 году после двух инфарктов Владимир Крюков скончался. Лидия Русланова тяжело переживала потерю мужа,  часто болела, жаловалась на сердце. Но, несмотря на возраст, голос ее не старел, и популярность не уменьшалась. Ее продолжали приглашать на различные выступления. В августе 1973 года Русланову пригласили участвовать в эстрадных концертах на больших стадионах. Гастроли проходили в южных городах нашей страны и заканчивались в Ростове-на-Дону. Лидия Андреевна приняла это приглашение, хотя лето в том году выдалось необычайно жарким.



21 сентября 1973 года, не выдержав нагрузок и жаркого лет, Лидия Андреевна скончалась от сердечного приступа. В последний путь ее пришло проводить такое количество народа, что было остановлено движение транспорта у Новодевичьего кладбища в Москве. Ушла из жизни удивительная русская женщина, ставшая гордостью нашей истории и искусства.


Книги о Лидии Руслановой

Волочков, Георгий В. Лидия Русланова / Г. В. Волочков. - Москва : Фортуна ЭЛ, 2012. - 381, [2] с.



Лидия Русланова - знаменитая исполнительница русских народных песен - была ярким и сильным человеком. В годы Великой Отечественной войны она дала сотни концертов. Итогом стало выступление на ступенях поверженного Рейхстага. Трудные повороты судьбы не смогли сломить эту удивительную женщину. В книге также рассказывается о Герое Советского Союза генерал-лейтенанте В. В. Крюкове, муже Лидии Андреевны. Значительное место отведено маршалу Советского Союза Г. К. Жукову, так как судьба его ближайших друзей - Крюкова и Руслановой - тесно связана с судьбой великого полководца. Атмосферу той эпохи создают рассказы о знаменитых современниках Руслановой: Утесове, Смирнове-Сокольском, Пруте, Ардове, Федоровой, Шульженко, Ладыниной, Зыкиной, Воронец, Кобзоне и др. В книге приводится множество документов и ранее не публиковавшихся материалов и фотографий.


Лидия Русланова : в воспоминаниях современников / [сост. Л. Г. Булгак и Ф. В. Мишин]. - Москва : Искусство, 1981. - 237, [2] с.



Составители этого небольшого сборника воспоминаний и статей об исполнительнице русских народных песен Лидии Руслановой в коротком вступлении отмечают: «Несмотря на огромную популярность Лидии Андреевны Руслановой, при ее жизни о ней почти не писали. Когда же Руслановой не стало, появилось множество статей в газетах и журналах, а редакции и авторы получили большое количество писем, в которых читатели благодарили за память о Руслановой. Читая эти письма, еще раз убеждаешься, что Русланова была подлинно народной певицей. Слушать ее любили все - ученые, колхозники, учителя, рабочие, студенты, военные... Нечасто пока можно встретить имя Руслановой и в мемуарах. Наверно, это дело будущего - и воспоминания о ней, и глубокий анализ ее творчества. Этот же сборник - скромная попытка начать разговор о Руслановой». Действительно, все участники сборника с необыкновенной теплотой вспоминают свои встречи с Лидией Руслановой. В книге анализируется репертуар певицы, определяется ее исполнительский феномен.


Михеенков, Сергей Егорович. Лидия Русланова : душа-певица / Сергей Михеенков. - Москва : Молодая гвардия, 2014. - 315, [3] с., [16] л. ил. с.



Есть такая русская пословица: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. В жизни героини этой книги были и сума, и тюрьма, а еще в ней были верность и предательство, нищета и богатство, и радости и горя было немерено. Но главное, что сопровождало ее с малых лет и до последнего вздоха, - это поистине всенародная любовь. Писатель Сергей Михеенков рассказывает об уникальном явлении в русской культуре, о том, как сирота из поволжской деревни Даниловки Прасковья Лейкина, просившая Христа ради во дворах богатых саратовских домов, удивительным образом превратилась в гениальную певицу, непревзойденную исполнительницу русских народных песен Лидию Русланову. Такая судьба просто не могла не породить легенд и даже небылиц. Новая биография, написанная на основе воспоминаний ее близких, друзей и родственников, открывает многие неизвестные страницы жизни великой певицы


Сафошкин, Валерий Дмитриевич. Лидия Русланова : Валенки, валенки, не подшиты стареньки : биография и репертуар великой певицы / Валерий Сафошкин. - Москва : Эксмо, 2003. - 415 с.



Лидия Русланова, непревзойденная исполнительница русских народных песен, оставила неизгладимый след в русской культуре. Всю свою жизнь эта удивительная женщина, - и увенчанная славой, и униженная, - служила народному искусству. О ее непростой судьбе, ее взлетах и падениях, о том, что мало известно широкой публике, рассказано в этой книге. Впервые наиболее полно представлен и репертуар певицы.


Сопельняк, Борис Николаевич. Смерть в рассрочку / Борис Сопельняк. - Москва : Олма-Пресс, 2004. - 637, [2] с.



До сих пор наше общество волнует трагическая судьба известной киноактрисы Зои Федоровой и знаменитой певицы, исполнительницы русских народных песен Лидии Руслановой, великого режиссера Всеволода Мейерхольда, мастера журналистики Михаила Кольцова. Все они стали жертвами «великой чистки», развязанной Сталиным и его подручными в конце 30-х годов. Как это случилось? Как действовал механизм кровавого террора? Какие исполнители стояли у его рычагов?  Ответы на эти вопросы можно найти в предлагаемой книге, написанной по материалам архивных следственных дел, которые были заведены НКВД.


Стронгин, Варлен Львович. Тюрьма и воля Лидии Руслановой / Варлен Стронгин. - Москва : АСТ : Зебра Е, 2009. - 348, [3] с., [8] л. фот. с.



Книга известного прозаика и артиста, лично знакомого со многими известными представителями эстрадного жанра, Варлена Стронгина посвящена неизвестным страницам биографии выдающейся русской певицы, исполнительницы народных песен Лидии Руслановой. Во время ее гастролей по Сахалину люди останавливали поезд с певицей, чтобы только посмотреть на нее. Пением Руслановой был восхищен великий Шаляпин, который слышал трансляцию ее концерта. Во время войны песни Руслановой приносили радость воинам, с которыми она прошла нелегкий путь до Берлина, где у стен поверженного рейхстага спела свои знаменитые «Валенки». Поднявшись на вершину славы, став кумиром миллионов, Русланова вместе с генералами, обвиненными по делу маршала Г. К. Жукова, попадает в тюрьму. Она становится политзаключенной, осужденной по 58-й статье. Ответ на вопрос, что же произошло на самом деле, в чем обвиняли певицу, через какие боль и унижения, пытки и допросы она прошла, читатель найдет в этой увлекательной книге, написанной на основе архивных материалов, воспоминаний самой Лидии Андреевны и ее современников.

Приятного чтения!

Марина Резник
Tags: Русланова, история, репрессированные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment