Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Честное мнение. Обсуждаем книгу Патрика Модиано «Маленькое чудо»

Сегодня в рубрике #честное_мнение своими рассуждениями о книге делятся сотрудники отдела городского абонемента. Обсуждаем произведение французского писателя и сценариста, лауреата Нобелевской премии по литературе 2014 года Патрика Модиано «Маленькое чудо».

Если вы читали эту книгу, поделитесь своими отзывами в комментариях, будем очень рады прочесть и ваше мнение!

Ирина Лысенко
Мне интересно было прочитать «Маленькое чудо», потому что это небольшое по объему произведение написано известным французским писателем Патриком Модиано, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Главная героиня повести - Тереза Шовьер – молодая девушка, страдающая от бесконечного одиночества, отсутствия родительской любви и заботы. Ведь ее мама много лет назад исчезла, когда она была еще маленькой девочкой.

Потом ей сообщили, что мама умерла в Марокко. Тереза часто вспоминает маму и пытается понять, почему она ее бросила. Она ходит по старым улицам Парижа, пытаясь в памяти воскресить свое детство, которое не было беззаботным и счастливым. Тереза не окончила школу, поэтому не получила образования и из-за этого у нее нет постоянной работы, и живет она очень скромно.

Увидев в метро женщину, похожую на ее умершую маму, Тереза не может поверить, что это она – единственная, родная ниточка, связанная с ее детством, с прошлой жизнью. Тереза хочет знать правду, какой горькой и страшной она не оказалась бы. К сожалению, финал этой грустной истории мне показался незавершенным, но однозначно рекомендую к прочтению эту непростую книгу!

Никита Лейченко
Есть у современных французских авторов одна примечательная черта: ну очень они любят рефлексию в своих произведениях. К примеру, Луи Фердинанд Селин «Путешествие на край ночи», Альбер Камю «Посторонний», - по сути своей – самопознание, только у каждого оно выражается по-разному. Патрик Модиано в этом отношении исключением не стал.

«Маленькое чудо» - это история юной француженки. В вагоне метро она встречает женщину, очень похожую на покинувшею её много лет назад мать. Это мимолётное видение запускает в девушке цепочку переживаний, мыслей и воспоминаний. Мир для неё становится прозрачным, стекленеет, она наблюдает его как бы со стороны. События в её жизни развиваются стремительно: она порой видит поразительные или даже ужасающие картины, но они оказывают на неё лишь косвенное влияние. Она почти полностью сосредотачивается на себе.

Со своей главной задачей – раскрыть персонажа, передать её чувственный мир мыслей и эмоций – книга справляется отлично. Второстепенные персонажи – серые и невзрачные, но я бы сказал, что это авторская задумка, что идёт книге только в плюс. Ну а то, какие метаморфозы происходят благодаря поиску героини поражает воображение. И миленькое детское прозвище, «маленькое чудо», превращается в настоящий детский кошмар…

Увы и ах! Бывают такие произведения, которые, в общем-то хорошие, придраться не к чему, но тебя абсолютно не цепляют. Для меня «Маленькое чудо» стало одним из них. Да, персонаж раскрыт восхитительно, да, рефлексия передана безупречно. Героиня живая и настоящая. Но на меня произведение не оказало никакого действия, для меня «Маленькое чудо» оказалось «нейтральным». Свою аудиторию книга точно найдёт – и это хорошо! – но она оказалась «не моей». А жаль.

Евгения Тукиш
Книга понравилась. Она необычная. Интересный сюжет. У Модиано действительно очень красивый поэтичный язык, даже в переводе. Несмотря на такой небольшой объем, автору удалось создать реалистичную, немного гнетущую, но в тоже время и довольно странную атмосферу.

Рассказ о девушке, ищущей свою мать и свое место в жизни превращается в буквально метафизический детектив. Невозможно предугадать, что будет дальше. Часто возникало ощущение, что автор пишет в жанре магического реализма. Очень много тумана и загадок, психоанализа.




Надежда Чооду
«Случатся, что какой-нибудь человек остается при вас всю жизнь».

Две женщины в усталой толпе, женщина и мужчина, женщина и чужая семья, женщина и женщина. Взгляд матери на портрете, устремленный в пустоту и места, где никто не ждет.

Если проследить по обрывкам памяти Терезы, видно, что мать не была сердечной, и в принципе, в дочери не нуждалась. И по факту то, не обязана эта дама из далеких, возможно искаженных воспоминаний быть идеалом детско-родительских отношений. Но героиня, в своей обиде и попытках разобраться в прошлом, продолжает преследовать призрак.

Все же иногда в прошлом нет смысла копаться даже мозгоправам, что уж говорить о юной девушке, которая не в состоянии выстроить свое настоящее. Мне же видится, что мать оставила дочь, по причине её, дочери, нежизнеспособности, еще как-то разгадав это в детстве.

Даже не знаю, понравилась ли книга, скорее оставила приятное впечатление изящностью языка и эмоциональным фоном. Смена локаций, параллели мучительных воспоминаний, отчаянное желание защиты, заведомо невыполнимые обещания, ложь – все это декорации одиночества.

Галина Бондарева
В целом, книга мне понравилась. Главная героиня девушка Тереза случайно встречает в парижском метро женщину в желтом пальто, похожую на ее умершую мать. Тереза пытается «подняться по течению лет, чтобы разобраться», так как ей с самых первых детских воспоминаний все казалось в жизни расплывчатым и запутанным.

Она идет вслед за этой женщиной и пытается все узнать, но открыться ей так и не решается. Тереза анализирует ранее прожитые моменты и то время, когда ее называли Маленьким Чудом, пытается найти ответы на всплывающие вопросы, но уцепиться за что-либо не получается.

Работая у подозрительной семейной пары Валадье, она видит в их дочери себя и догадывается, что та чувствует: то же одиночество, тот же страх. Ее родителей же она сравнивает со своей матерью «были также непрошибаемы».

Ощущение безысходности и неприкаянности угнетает ее, поэтому Тереза пытается уцепиться за повстречавшихся на ее пути переводчика Моро-Бадмаева и женщину-аптекаршу. Она чувствует в них надежность и некую защиту «больше не надо ничего бояться или стыдиться».

Девочка вызывает сочувствие, так как кажется очень одинокой, с тонко чувствующей душой. Ее сомнения и терзания, это по большому счету поиск не столько матери, а самой себя, своего места в жизни. Финал, с одной стороны, огорчает, но, с другой стороны, дает надежду, что с этого дня для Терезы началась совершенно другая новая жизнь.

Марина Резник
Роман «Маленькое Чудо» рассказывает нам историю молодой девушки Терезы Шовьер, которую в детстве так и называли - «Маленькое Чудо», потому что малышка выжила в трудное время войны и оккупации.

Став совершеннолетней, она пытается выяснить свое происхождение. Случайно в метро Тереза встречает женщину, поразительно похожую на ее умершую мать.

«Однажды, когда меня уже лет двенадцать никто не называл Маленьким Чудом, я оказалась на станции метро «Шатле» в час пик. Я ехала в толпе по движущейся дорожке через нескончаемый коридор. На женщине впереди меня было желтое пальто. Цвет привлек мое внимание, она стояла ко мне спиной.

Потом она свернула в коридор с указателем «К поездам до станции «Шато-де-Венсен»». Дальше все опять стояли, притиснутые друг к другу на лестнице, дожидаясь, когда откроются дверцы. Она оказалась рядом со мной. И тут я увидела ее лицо. Сходство с моей матерью поразило меня, и я решила, что это она».


Но как такое возможно? С детства Терезе говорили, что мама умерла много лет назад в Марокко. Все, что осталось от матери – это небольшая жестяная коробочка, в которой лежала фотография и листы бумаги. На одном из них было записано странное пророчество гадалки, после визита к которой мама исчезла. Кто же на самом деле эта женщина, так похожая на ее маму? Что за тайны скрывает ее прошлое и почему она не пыталась увидеться с дочерью?

«Предстояло привыкнуть к мысли, что она живет со мной в одном городе. Мне сказали, что она умерла, давно, в Марокко, и я никогда не пыталась ничего больше узнать. «Она умерла в Марокко» - фраза из детства, смысл таких фраз не вполне понимаешь. Только звучание их остается в памяти, как некоторые слова песенок, вызывавшие у меня смутный страх. «Когда-то жил да был кораблик...» «Она умерла в Марокко».

Как теперь наладить контакт с мамой? Чтобы произошло чудо сближения двух людей, у них должно быть общее прошлое. Но если его нет, то нет и связей, притягивающих их друг к другу.

«Мне не хотелось с ней говорить, она не вызывала во мне никаких особых чувств. Обстоятельства сложились так, что между нами не было, что называется, человеческой близости. Единственное, что меня занимало, - где она осела через двенадцать лет после своей смерти в Марокко».

Тереза так и не решается заговорить со своей матерью – прошло слишком много времени, и теперь уже слишком поздно, чтобы восстановить родственные узы. И в жизни девушки уже появились верные друзья, которые стали близкими людьми, заполнившими пустоту и одиночество.

Валентина Кучина
Прочитанная мной книга Патрика Модиано «Маленькое чудо», оставила двойственное чувство. C одной стороны, главная героиня Тереза старается привести в порядок свою жизнь, запутанную и трагическую. Выросшая без любви и ласки, она мечется в поисках себя, матери, воспоминаний. Всё в её жизни неопределённо и туманно.

Нет жилья, нет образования и работы. Нет друзей и подруг. Нет близких людей, которым можно довериться и на которых можно рассчитывать. Тереза работает в семье странных родителей, которым нет никакого дела до своего ребёнка, и присматривает за их дочерью, видя в ней саму себя.

Читая книгу, проникаешься острой жалостью к этому бедному, закомплексованному ребенку. Хочется обнять её, защитить от бед и невзгод. Её мучает вопрос, почему мама, которая, якобы давно умерла в Марокко, вдруг оказалась жива и её не ищет. В чем она провинилась? С другой стороны, она упорно пытается найти мать, а найдя, не предпринимает никаких действий, чтобы с ней встретиться и поговорить и этим, может быть, спасти и маму и себя. Тогда зачем надо было её искать?

Героиня не пытается предпринять какие-то решительные действия, чтобы изменить свою запутанную жизнь, выбраться из этого потока, по которому её несёт по течению против её воли. Читала книгу с ожиданием маленького чуда в конце повествования, но вместо чуда произошла трагедия. Книга оставила чувство незаконченности повествования. Вместе с тем она написана хорошим языком, читалась с интересом, и несмотря на концовку, советую почитать.

Зарина Якупова
Маленькое Чудо в поисках Фальшивой Смерти.

Небольшой роман о девушке, ищущей мать. Но ищущей ли? Мне показалось, что Тереза не ставит перед собой задачу найти мать именно в виде конкретного человека, телесного воплощения, ей важно понять и прояснить саму себя, окружающее, прошлое и настоящее.
В романе две героини. Мать Терезы, Сюзанна Шовьер, мечущаяся особа, взявшая себе пошлый псевдоним «графиня Ольга О`Дойе», неудавшаяся балерина, морфинистка, потерявшая дочь, пуделя и вообще, видимо, имеющая склонность к образу жизни Стрекозы.
«Незлая, просто ей не повезло». И сама Тереза, восемнадцатилетняя девушка, подрабатывающая няней, которую в детстве оставили на вокзале с табличкой в духе «отдать тем-то туда-то» и стопкой денег.

Все детские травмы Терезы автор ненавязчиво обозначает и подсвечивает: героиня очень чутка к своей воспитаннице, открыта аптекарше и ее излишне символично после попытки суицида, за неимением мест, помещают в отделение для недоношенных детей.

Прочитав аннотацию про таинственную женщину в желтом пальто, я подумала, что передо мной детектив, но и близко нет. К прочтению рекомендую, книга хорошо написана, и спасибо автору - взявшись за такую неоднозначную тему, он обошелся без грязи.

Надежда Рогина
«Маленькое чудо» Патрика Модиано, на мой взгляд, действительное маленькое литературное чудо. Первое что понравилось, так это сам стиль повествования – поэзия в прозе. Читать легко и даже приятно, не смотря на то, что сюжет далеко не прост. Это книга о девушке с внутренним надломом, с истерзанной душой. Тереза, главная героиня показалась мне несчастным оставленным ребенком, находящимся в полном смятении.

Она считала свою мать умершей, и уже одно это – жуткая трагедия для человека. По всей видимости эта внутренняя боль не проработана, она живет с Терезой на протяжении всей жизни. Невыносимая тоска по матери. Когда девушка встречает в метро женщину, похожую на маму, ее разрывают противоречивые чувства. Она и эту, новую ситуацию принять не может. Так как узнав практически всё про эту женщину, не налаживает с ней прямой контакт. Уверенность в себе, окружающих подорвана болью одиночества и потери.

И всё же, не зря малышку Терезу называли Маленьким Чудом. Во времена нестабильные, сложные, когда родной человек, мама, покидает, эта крошечка сохранилась, чтобы просто жить. В какой-то момент осознаешь, что сама наша жизнь, по сути – Маленькое Чудо, дарованное каждому. Конечно, очень хочется ясного и положительного финала. Но, Модиано сделал так, что чувства его героини - вязкость, неопределенность должны поселиться и в читательских сердцах. Книгу к прочтению рекомендую.

В следующем выпуске «Честного мнения» обсуждаем «Рождественские повести» Чарльза Диккенса.
Приятного чтения!

Tags: #честное_мнение, зарубежная литература, художественная литература, честное_мнение, что_читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments