Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Карло Гоцци – 300 лет со дня рождения итальянского драматурга

«Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой»
Карло Гоцци

Карло Гоцци (1720-1806) – великий итальянский писатель и драматург. Родился 13 декабря 1720 года в Венеции. Семья его была дворянская, но обедневшая. Отец – граф Якопо Антонио Гоцци и мама – Анджола Тьеполо, постарались дать сыну хорошее домашнее образование. В 16 лет Карло отправился проходить воинскую службу в Далмацию, а спустя три года вернулся домой. За это время он написал несколько сатирических произведений, открывших ему дорогу в литературное общество Гранеллески, свято чтущее тосканские литературные традиции. Сказки и пьесы Карло Гоцци составляли яркую оппозицию новой литературе.



К тому времени Венецианская публика желала увидеть что-то новое, отличное от традиционного итальянского театра. Гольдони – другой известный итальянский драматург и либреттист, решил кардинально изменить итальянскую драму, но Гоцци остался верен традиции. Он хотел завоевать зрителя эмоциональностью и напряженностью своих сказок.

Будучи консерватором в душе, Гоцци старался воскресить традиционную масочную комедию. Он написал ряд сказочных пьес, названных им «фьябами». Фьяба (итал. «fiaba – сказка») – жанр итальянского театра, представляющий собой трагикомедию, в которой сказочный сюжет сочетается с импровизацией и буффонадой комедии дель арте (комедии масок). Карло

Гоцци считал, что комедия масок – лучшее, что могла дать Венеция театральному искусству. Не зря на весь мир славится венецианский масочный карнавал.



В основу комедий Гоцци легли детские сказки. Пьесы отличались необычностью обстановки, превращениями и персонажами-масками – Панталоне, Труффальдино, Бригелла, Тарталья и др. Всего Гоцци сочинил 10 сказок-фьяб: «Любовь к трем апельсинам», «Ворон», «Турандот», «Зеленая птичка», «Король-Олень», «Женщина-Змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Дзеим, царь джиннов, или Верная раба».

25 января 1761 года с большим успехом была поставлена пьеса «Любовь к трем апельсинам». Эту пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони, что он напишет отличную пьесу на самый простой сюжет. Пьеса была написана специально для труппы Антонио Сакки, блестящего актера-импровизатора. Успех пьесы был колоссальным!

«Я знал, - отмечал Гоцци, - с кем имею дело, - у венецианцев есть любовь к чудесному. Гольдони заглушил это поэтическое чувство и тем оболгал наш национальный характер. Теперь надо было его пробудить снова». Так началось возрождение театра масок.

В дальнейшем великий российский композитор Сергей Прокофьев использовал историю этой сказки, когда в 1921 году ставил оперу «Любовь к трем апельсинам». Еще одну сказку – «Турандот», после обработки Шиллером, использовал Джакомо Пуччини для создания одноименной оперы.




«Любовь к трем апельсинам»

Сильвио, король Треф, необычайно взволнован и чрезвычайно удручен болезнью своего единственного сына, принца Тартальи. Лучшие врачи определили недуг наследного принца как результат глубочайшей ипохондрии и дружно отступились от несчастного.

«Зеленая птичка»

Со времени известных событий, сопутствовавших женитьбе Тартальи на явившейся из апельсина дочери короля Антиподов Нинетте, прошло много лет. Много чего за эти годы произошло в Монтеротондо.

«Дзеим, царь джиннов, или Верная раба»

В пьесе рассказывается о Дзеиме, сказочном персонаже, который, будучи царем джиннов, покровительствует роду царя Суффара. Над его подопечными нависает неотвратимый злой рок. Дзеим считает, что существует два варианта развития событий: либо семье царя Суффара предстоит претерпеть всевозможные страдания здесь и сейчас, либо эта участь перейдет к последующим десяти поколениям рода.

«Турандот»

Астраханского царя Тимура, его семейство и державу постигло страшное несчастье: свирепый султан Хорезма разбил войско астраханцев и, ворвавшись в беззащитный город, повелел схватить и казнить Тимура, его супругу Эльмазу и сына Калафа.

«Ворон»

В гавань, что неподалеку от стольного града Фраттомброзы, входит изрядно потрепанная бурей галера под командой доблестного венецианца Панталоне. На ней принц Дженнаро везет невесту своему брату, королю Миллону.

«Король-Олень»

Как-то в город Серендипп пришел великий маг и волшебник Дурандарте. Король этого города, Дерамо, принял гостя с небывалой роскошью и любезностью, за что благодарный волшебник оставил ему в подарок две удивительные магические тайны.

Как видно из сказок, Карло Гоцци любил использовать восточную тематику – она помогала создать волшебную атмосферу и погрузить зрителя в другой мир – далекий и загадочный. Культура Востока имела для Гоцци невероятно большую ценность – будучи консерватором, он отстаивал почитание традиций и обычаев прошлого.

Как правило, в каждой фьябе действуют две категории персонажей – «высокие», отвечающие за драматизм событий, и «низкие», отвечающие за комедийное содержание. Также есть «мистические» персонажи, которые являются проводниками Судьбы и помогают исполниться пророчествам.

В конце жизни Карло Гоцци писал «комедии плаща и шпаги» о жизни благородных идальго. А в 1780 году взялся за воспоминания, назвав их «Бесполезные мемуары». Это интересное произведение раскрывает картину венецианской жизни и схваток того далекого времени.

Третья глава полностью посвящена его общению с миром духов и фей. В ней подробно рассказывается, как эти таинственные существа мстили ему, когда он слишком дерзко подвергал их в своих комедиях насмешкам Арлекина и Бригеллы. Карло Гоцци напечатал мемуары в год, когда Венеция, захваченная войсками Наполеона, перестала существовать как республика. От этого времени сохранилось его письмо.

«Я всегда буду старым ребенком. Я не могу восстать на мое прошлое и не могу идти против моей совести, - хотя бы из упрямства или из самолюбия; поэтому я смотрю, слушаю и молчу. В том, что я мог бы сказать, было бы противоречие между моим рассудком и моим чувством. Я не без ужаса восхищаюсь страшными истинами, которые с ружьем в руках явились из-за Альп. Но мое венецианское сердце обливается кровью, когда я вижу, что мое отечество погибло и что исчезло даже его имя. Вы скажете, что я мелочен и что я должен гордиться новым, более обширным и сильным отечеством. Но в мои годы трудно иметь молодую гибкость и изворотливость суждений. На набережной Скьявони есть скамья, где я сижу охотнее, чем где-либо: мне там хорошо. Вы не решитесь сказать, что я обязан любить всю набережную так же, как это излюбленное мною место; отчего же вы хотите, чтобы я раздвинул границы моего патриотизма? Пусть это сделают мои племянники».

Великий драматург скончался 4 апреля 1806 года в Венеции в возрасте 85 лет. Похоронен в церкви Сан-Кассиано. По его следам идут немецкие и французские романтики - Гете, Шиллер, Шлегель, Гофман, Нодье, а также Х. К. Андерсен.

В память о Гоцци в 1904 году астероид 530 получил название «Турандот». Не забыто наследие Карло Гоцци и в кинематографе. В нашей стране был снят ряд фильмов по его произведениям:
«Король-Олень» - СССР, «Киностудия имени М. Горького», 1969 год, режиссер Павел Арсенов;
«Любовь к трем апельсинам» - СССР, «Мосфильм» - Болгария, Софийская студия, 1970, режиссеры Виктор Титов и Юрий Богатыренко;
«Ворон» - СССР, 1986, режиссер Валентин Плучек;
«Турандот» - СССР, «Грузия-фильм», 1990 год, режиссер Отар Шаматава.

Что читать о Карло Гоцци?



Гвоздев, Алексей Александрович. Из истории театра и драмы / А. А. Гвоздев. - Москва : URSS : Либроком, [2012]. - 102 с.
В книге представлен краткий очерк истории сказочного театра, исследуются приемы инсценирования сказочных сюжетов итальянским драматургом К. Гоцци; описывается возникновение французской комической оперы. Несколько статей в книге посвящены германской науке о театре. Автор анализирует труд известного немецкого историка театра М. Германа «Исследования по истории немецкого театра Средних веков и эпохи Возрождения»; исследует жизненный путь реформатора немецкой сцены Ф. Шредера; рассматривает драматическую поэзию Германии конца XIX - начала XX века.



Гоцци, Карло. Король-Олень: трагикомическая сказка для театра в трех действиях / Карло Гоцци ; худож. Б. Крейцер ; [ред. пер. Н. Я. Рыковой ; послесл. С. Бушуева]. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1979. - 150, [1] с.
Трагикомическая театральная сказка Карло Гоцци «Король-Олень» впервые была представлена на суд зрителей в Венеции в театре Сан-Самуэле 5 января 1762 года. Текст напечатанной здесь пьесы составлен как по рукописи самого Карло Гоцци, так и по воспоминаниям игравших в этой сказке актеров, импровизировавших (по сценарию Гоцци) реплики и разные шутки, свойственные лучшим трагикам итальянского народного театра.



Гоцци, Карло. Сказки / Карло Гоцци ; [пер. с итал. М. Лозинского ; вступ. ст. Н. Томашевского ; коммент. С. Мокульского ; худож. В. Бегиджанов]. - Москва : Художественная литература, 1983. - 515 с.
В сборник вошли сказки: «Любовь к трем апельсинам», «Ворон», «Принцесса Турандот», «Зеленая птичка», «Царь джиннов, или Верная раба». Перевод с итальянского Я. Блоха, М. Лозинского, Т. Щепкиной-Куперник. Художник В. Бегиджанов.



Гоцци, Карло. Турандот: китайская трагикомическая сказка для театра в пяти действиях / Карло Гоцци ; пер. М. Лозинского ; [худож. Д. Гордеев]. - Москва : Пан пресс, 2007. - 154, [3] с.
Китайская трагикомическая сказка в пяти действиях «Турандот» всегда современна. Ее удивительные герои с их бурными страстями близки и понятны нашим современникам. «Турандот» стала визитной карточкой Вахтанговского театра. Увлекательна история ее первой постановки в 1922 году, собравшей целое созвездие ярких талантов. Но не менее занимательны и приключения бродячего сюжета о жестокой красавице с ее трудными загадками.

Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна
Tags: зарубежная литература, книга, что_читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment